kama-59 · 02-Июл-22 21:13(2 года 6 месяцев назад, ред. 24-Май-23 07:46)
Исторические корни волшебной сказки Год выпуска: 2022 Фамилия автора: Пропп Имя автора: Владимир Исполнитель: Александр Аравушкин Жанр: Культурология, Литературоведение Издательство: Эксмо ISBN издания: 978-5-04-167701-5 Категория: аудиокнига Аудиокодек: MP3 Битрейт: 128 kbps Вид битрейта: постоянный битрейт (CBR) Частота дискретизации: 44 kHz Количество каналов (моно-стерео): Стерео Время звучания: 18:44:10Описание: Исторические корни волшебной сказки» – фундаментальный труд В.Я.Проппа, переведенный на множество языков (от английского до японского), неоднократно переиздававшийся. В. Я. Пропп исследует волшебную сказку на материале русского и зарубежного фольклора. Вы узнаете, какие прототипы у всех сказочных героев: от Иванушки-дурачка и Василисы Прекрасной до Бабы-яги, лешего и Кощея Бессмертного. Как действия героев связаны с древними обрядами и верованиями? Какие тайны и исторические параллели скрываются в структуре любимых нами с детства сказок (от русских народных до братьев Гримм)Оглавление:
Подскажите, по каким изданиям Пропп цитирует тексты сказок?
Судя по языку, у него какие-то более рании источники, чем те что записывались в XIX веке? Или тексты у составителей-фольклористов просто адаптированы для массового читателя?
Год выпуска 2022! Попробую послушать, вдруг текст хоть немного отредактирован. Сейчас начала читать, очень интересно, но добрая половина главок - реверансы перед классиками марксизма-ленинизма, наподобие:
Цитата:
Мы живем в эпоху социализма. Наша эпоха также выработала свои предпосылки, на основании которых надо изучать явления духовной культуры. Но в отличие от предпосылок других эпох, приводящих гуманитарные науки в тупик, наша эпоха создала предпосылки, выводящие гуманитарные науки на единственно правильный путь. Предпосылка, о которой здесь идет речь, есть общая предпосылка для изучения исторических явлений: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс, Энгельс 13; 7). Отсюда совершенно ясно вытекает, что мы должны найти в прошлом тот способ производства, который обусловливает сказку.
Понятно, что без этого никак нельзя было, но по прошествии 30 лет это кажется, правда, диковато: кто эти люди? историки? археологи? лингвисты? Зачем замечательному учёному Проппу, посвятившему исследованию фольклора всю жизнь, ссылаться на некоего Энгельса? Каждый раз вспоминается юмористическое замечание Леца: А может, стены Иерихона пали оттого, что внутри их слишком много дудели в фанфары?
Зачем замечательному учёному Проппу, посвятившему исследованию фольклора всю жизнь, ссылаться на некоего Энгельса?
Без этого книгу бы не издали. Но и это как видно помогло.
"После выхода книги «Исторические корни волшебной сказки» в 1946 году Проппа уволили из Академии наук. Его обвинили в антимарксизме, идеализме и религиозности идей"
Предисловие можно смело пропускать.
Чтец очень подходит этой книге, обычный голос с профессорскими нотками, умудрённый, но не заносчивый, а сказки цитируются голосом древнего деда.
Сказать, что книга хорошая — обидеть, это труд, больше сделавший для систематизации и понимания русского фольклора с народным эпосом, чем пошлый антихристианский талмуд "Тысячеликий герой" для европейского и американского. Там, где у Кэмпбелла просто список, Пропп действительно собирает схожие мотивы и делает выводы, никогда не однозначные, но всегда любопытные, как в научном поиске и нужно. Очень насмешили рекомендации пропускать вступление, вырезать Энгельса и особенно — читать книгу от припадочной антикоммунистки Шульман. Все работа основана на классовой теории, по которой нет разницы между расами и культурами, только первобытный коммунизм, сменившийся сначала рабовладельческим/феодальным/буржуазным угнетением, а потом классовой борьбой, поэтому Пропп мешает в одну кучу греческие мифы, индейские ритуалы и астафьевские сказки XIX века, для него действительно нет разницы, убирай марксистко-ленинский базис, и вообще не будет понятно ни о чём книга, ни как делаются выводы. А к примеру существовавший для Проппа матриархат, который всего лишь умозрительная концепция XIX века, можно из книги удалять относительно безболезненно, структура и теория не пострадают.
Мне повезло книгу послушать вскоре после русских народных сказок в исполнении Головина, практически все редкие оттуда упоминаются здесь, так что лучше освежить в памяти (пропуская теремки-репки, а также сказки о животных, которые здесь не рассматриваются за редким исключением).
Прекрасное исполнение: и по грамотности и по артистичности. Полностью передает дух книги: тебе читают строго научную лекцию и во же время словно рассказывают длинную сложносочинённую сказку с несколькими вариантами развития событий («Сад расходящихся Иванушек»). Единственное возможное замечание: ощутимо беглое чтение. Для того, кто знаком с книгой в печатном виде - в самый раз. Для того кто знакомится впервые, может стоит обратить внимание на исполнение Александра Большакова (ссылка у релизера в теме). Он сильно уступает Александру Аравушкину в выразительности, но читает более размеренно.