Биография группы
Садко, принадлежавшей к первому поколению музыкантов, судьбу которых круто изменил приход эры рок-н-ролла, весьма удивительна и, в своём роде, уникальна - уже хотя бы потому, что в её состав входили студенты Консерватории, в силу чего в своих симпатиях она балансировала между классикой, джазом и поп-музыкой, а ещё и потому, что одними из немногих
Садко сумели сохранить для истории образцы своего творчества.
Основатель группы,
Дмитрий Кижаев (р. 16.06.46 в Запорожье, но в возрасте двух лет попал в Питер), рос в эпоху поголовного увлечения традиционным джазом, подростком играл на кларнете в школьном квинтете-диксиленде, а в 1964 окончил школу и поступил на музыковедческий факультет Ленинградской Консерватории. В начале второго курса ему в руки попали два альбома
The Beatles - "меня их музыка словно кипятком ошпарила" - следствием чего стало непреодолимое желание освоить гитару.
Отечественная промышленность подходящих инструментов не выпускала, а те, что продавались в магазине "Лира", были недоступны по цене. Помог случай. На работе у матери
Кижаева был оркестр, а в оркестре - импортная гитара, привезённая солдатом, служившим в Восточной Германии. Правда, она была сломана, и мама убедила руководителя оркестра отдать инструмент своему сыну, который самостоятельно починил её и начал осваивать азы гитарного искусства.
Несмотря на академическую строгость Консерватории, современная музыка добралась и туда: в её стенах родилось несколько джазовых комбо (в т.ч. квинтеты пианиста
Виктора Кареткина и саксофониста
Олега Куценко), которые в апреле 1966 принимали участие во II Ленинградском джазовом фестивале. Помимо того, начиная с середины 60-х,
Кижаева и его однокашника
Валерия Корниенко частенько приглашали аккомпанировать гастролёрам из Польши, Чехословакии и других стран народной демократии, а также записываться на Ленфильме, в Доме Радио и на "Мелодии" - как с эстрадными артистами, так и у известных питерских композиторов (в их числе
Андрей Петров,
Станислав Пожлаков,
Григорий Портнов,
Александр Колкер и т.д.).
В то же время
Кижаев, как и многие студенты, подрабатывал музыкой везде, где только возможно, в процессе чего свёл знакомство с множеством других музыкантов, среди которых оказались
Валерий Кизельштейн (р. 22.12.39 в Ленинграде) и выпускник института им. Лесгафта, мастер спорта по плаванию
Александр Фохт (р. 17.09.35 в Ленинграде). В сентябре 1966 они затеяли собрать группу, которой дали имя
Садко, и вскоре начали репетировать дома у
Фохта.
Обязанности распределили следующим образом:
Дмитрий Кижаев, соло-гитара,
Валерий Кизельштейн, ритм,
Александр Фохт, бас. У
Фохта был институтский знакомый, велосипедист (кстати, тоже мастер спорта) и барабанщик
Игорь Голубев (р.25.04.40 в Ленинграде), который начинал с контрабаса, а потом осваивал барабаны в школе
Нисмана и под руководством
Сергея Лавровского (тогда
Поющие Гитары).
Кизельштейн, который работал инженером и отлично разбирался в электронике, спаял мощный полупроводниковый усилитель, что позволило
Садко решить одну из самых насущных проблем - качественного звучания. Немаловажную роль в формировании стиля
Садко сыграли концерты групп при землячествах иностранных студентов в Питере.
Репертуар
Садко был весьма эклектичен и определялся наличием музыкальной информации: инструментальные версии песен
The Beatles, номера музыкантов из Восточной Европы, которые либо гастролировали в Советском Союзе (как
Вальдемар Матушка и
Mefisto), либо были доступны на пластинках (чешские
Olympic, поляки
Skaldowe и т.п.), несколько рок-н-роллов и даже джазовые стандарты. Позднее
Садко основательно взялись за
The Shadows. С вокалом было сложнее:
Кизельштейн пел "Unchain My Heart"
Рэя Чарлза, а у
Фохта неплохо получалась "Good Golly Miss Molly"
Литтл Ричарда.
Дебют группы состоялся той же осенью в кафе "Белые Ночи", после чего они начали выступать по всему городу: в кафе, институтах, на школьных вечерах и т.д. Их концерты привлекали внимание и других молодых музыкантов, среди которых были консерваторские знакомые
Кижаева: пианист
Владимир Габай, трубач
Вячеслав Гайворонский, кларнетист
Анатолий Вапиров, те же
Кареткин и
Куценко - не удивительно, что все они, в конечном счёте, предпочли джаз академической музыке.
В декабре 1966 знаток джаза (и не только его) и активист клуба "Квадрат"
Ефим Барбан организовал первый в Питере конкурс поп-групп. Он состоялся в клубе "Канат" на Петровском острове и собрал наиболее сильных музыкантов любительской поп-сцены:
Лесных Братьев,
Авангард-66,
Садко,
Тени,
Юпитер,
Аргонавтов и т.д.
В начале весны в рядах
Садко произошли радикальные перемены:
Кизельштейн, который был занят на работе, был вынужден покинуть группу, а
Голубев ушёл в ресторан "Метрополь", а оттуда в ВИА
Алые Паруса. Новыми участниками группы стали соученик и старый друг
Кижаева Валерий Корниенко (р. 26.08.47 в Ленинграде), ритм-гитара, вокал, и
Анатолий Фёдоров, барабаны. Боевое крещение обновлённого
Садко состоялось в Кишинёве, куда группа отправилась в апреле 1967: декан спортивного факультета тамошнего Университета был другом
Фохта и превратил их поездку в настоящий праздник.
Садко выступали не только перед студентами, но и на местном телевидении - они исполняли свои номера, по ходу дела комментируя происходящее на сцене в форме этакого культурного ликбеза.
Надо заметить, что репертуар
Садко к этому времени стал заметно шире и разнообразнее: группа включала в него обработки русских народных и даже советских песен ("мы переиграли, кажется, всего
Дунаевского, неплохо делали "Московские окна"
Вано Мурадели и много чего ещё", - вспоминал в 80-х
Кижаев), а иногда вставляли в программу, например, фрагменты хора из оперы
Бородина "Князь Игорь" или Первого концерта для фортепьяно
Чайковского (если на сцене был рояль)!
В мае 1967 группа отправилась на вторые гастроли: в Тюмень, где играли по институтам и на слёте молодых учёных Сибири, которым были совсем не чужды идейно сомнительные, но современные ритмы.
Поскольку
Садко оказались чуть ли не единственной любительской и в то же время легальной группой, их начал активно привлекать к сотрудничеству секретарь Октябрьского райкома комсомола
Борис Исправников. Кроме того, с весны 1967 они участвовали в съёмках молодёжной программы "Горизонт" на ленинградском телевидении; как аккомпаниаторы
Садко были задействованы, например, в конкурсе "Талант-67", проходившем в одном из дворцов культуры Выборгского района.
Кижаев вспоминал, что именно там он впервые услышал
Кочевников, которые уже начинали петь по-русски, вызывая в музыкальных кругах разноречивые отклики.
Лето 1967
Садко провели в Сочи, где жили в санатории Совета Министров (!) и играли в кафе "Каскад".
Корниенко поехать не смог, и на ритм-гитару был снова приглашён
Кизельштейн. Отдыхая в Сочи, музыканты
Садко обрели много новых знакомых, включая юного
Стаса Намина, который проводил свои каникулы по соседству, в санатории министерства мясо-молочной промышленности.
Вернувшись в Питер,
Садко продолжали играть концерты и работать на радио, записывая не только чужой, но и свой материал (кавер-версии
The Beatles и
The Rolling Stones, несколько собственных номеров; в песнях "Ты проходишь мимо" и "Для тебя" они использовали струнный квартет, а в некоторых вещах удачно прозвучал женский вокал - в стиле популярного тогда чешского дуэта
Хелены Вондрачковой и
Марты Кубисовой).
Впрочем, деятельность
Садко нравилось не всем: в 1967 в "Смене" появилась статейка с характерным названием "Садко с акцентом", однако, последствий для группы она не имела - даже наоборот: их пригласили сыграть в Смольном для представителей партийной номенклатуры (видимо, чтобы те могли быстрее узнавать идеологического врага в лицо). В то время
Садко в полном составе звал руководитель
Дружбы Александр Броневицкий, но молодых музыкантов ещё ждал диплом.
При поддержке ректора Консерватории
П.А. Серебрякова Садко несколько раз играли в её Малом Зале - причём, зимой 1968 им довелось выступить там на вечере КГБ! Возможно, благодаря этому группу вскоре пригласили играть в Интерклуб Моряков. В январе 1968, на Старый Новый Год,
Садко выступили на вечере в Доме Композиторов, где специальных аплодисментов удостоилась "Кружевница"
Станислава Пожлакова. Кстати, с
Пожлаковым была связана и единственная изданная в те годы запись
Садко: они играли на его авторской пластинке "Ребята 70-й широты".
Тогда же
Садко записали фонограмму к фильму-концерту "Летний дождь" на Ленинградском телевидении. Правда, пели и позировали на экране с гитарами актёры ТЮЗа
Александр Хочинский,
Виктор Фёдоров (их дуэт успешно выступал на эстраде, как правило, с бардовским репертуаром в диапазоне от
Окуджавы до
Клячкина),
Виталий Гальперин и
Михаил Быков.
На лето 1968 группа снова отправилась в Сочи, а осенью начала готовиться к защите дипломов, хотя продолжала выступать. В этот период с
Садко часто играл пианист
Виктор Кареткин. Один из их последних концертов состоялся в начале 1969 (на Старый Новый Год) в Доме Композиторов.
Ко времени получения диплома (весна 1969) и
Кижаев, и
Корниенко играли в оркестре Мюзик-холла. В 1971
Кижаева на год призвали в армию, куда за ним год спустя последовал и
Корниенко. В 1974 они с
Кижаевым собрали хорошо известный позднее ансамбль
Джаз-Комфорт. В 1975
Кижаев перешёл в оркестр Дома радио, в 1982 сменил его на Ленинградский концертный оркестр п/у
Анатолия Бадхена, а гитару на бас. В 1987
Кижаев был приглашён в детский театр "Зазеркалье". Фёдоров позднее работал в Филармонии, а
Кареткин в 1977 стал клавишником
Поющих Гитар.
Оставшись один,
Фохт в июне 1969 набрал совершенно новый состав
Садко, с которым отправился в Петрозаводск и устроился в Карельскую филармонию. В группу вошли: гитарист
Юрий Алынин (экс-
Октава), выпускник Консерватории, тромбонист
Александр "Мастер" Иванов, а также три бывших участника группы
Дервиши из Колпина, братья
Владимир Калле, клавишные, аккордеон, вокал,
Александр Калле, тамбурин, вокал, и
Александр Гасилин, барабаны. Правда,
Саша Калле быстро разочаровался в эстраде и вернулся в Питер, а на его место в филармонии был найден средней руки певец
Валерий Писклов.
Садко поселились в общежитии при филармонии и начали готовить программу в двух отделениях. Для первого, в котором они исполняли обработки народных песен, им были пошиты камзолы и фольклорные наряды а ля рюс; для второго, менее официального, стильные синие костюмы.
Как-то раз после репетиции музыканты отправились на танцы в соседний клуб, где играла отличная группа с духовыми, но их внимание привлёк солист: он прилично пел по-английски и итальянски, аккомпанируя себе на рояле, гитаре или скрипке, к тому же эффектно подавал себя на сцене. Звали певца
Романос "Роман" Торчиян, и он был немедленно завербован в
Садко.
С конца осени группа начала гастролировать по Украине, Крыму, Северному Кавказу, передвигаясь на старом автобусе "Кубанец". В её репертуар помимо текущей эстрады входило много песен
Влада Калле и западные хиты, включая свежую битловскую "Lady Madonna". "Я помню это время, - вспоминал позже
Калле, - Живём мы с
Юрой Алыниным в двухместном номере в центре Черновцов, в свободное от работы время пьём яблочный сидр из бутылок от шампанского, работаем рядом, в местной филармонии, даём народу настоящего творчества и культуры, посещаем столовую вместе с ВИА
Лявоны из Белоруссии (будущие
Песняры)... Потом, в каком-то городе я получаю безумную телеграмму: "
Э.С. Пьеха хочет, чтобы вы играли у неё на бас-гитаре". Недолго думая, бросаю всё и еду в Ленинград, в "Октябрьский", прослушиваться в
Дружбу".
Летом 1970 на Юге СССР началась эпидемия холеры, многие концерты были отменены, и обломки
Садко вернулись в Питер, где начались споры о будущем группы.
Фохт мечтал о "чёсе" по провинции, а остальные музыканты думали о творчестве. Как результат, в сентябре группа развалилась:
Алынин собрал трио
Тролли;
Иванов устроился в Мюзик-Холл;
Гасилин вернулся на танцы в Колпино.
Фохт ещё года три поддерживал
Садко на плаву, регулярно меняя музыкантов и филармонии. В 1973 с ним, в частности, играли гитарист уфимской группы
Кузнецы Грома Игорь Гатауллин, позднее засветившийся в
Весёлых Ребятах, и экс-барабанщик
Скоморохов Олег Тетерев. Возможно, о них же как о
Новом Садко вспоминал будущий клавишник
Россиян Алик Азаров, который недолго репетировал с такой группой в Корабелке весной 1973. Как бы то ни было, к осени
Садко распался окончательно, а
Фохт покинул музыку.
4 мая 1997 классический состав
Садко вместе с
Аргонавтами дал концерт в казино "Conti" (сохранились его аудио и видео-записи). Помимо
Корниенко,
Кижаева и
Фёдорова на сцене находился бас-гитарист
Владислав Анохин, их соученик по Консерватории, который много лет отдал Мюзик-холлу, а в 70-х играл в комбо
Анатолия Вапирова и
Олега Куценко).
К сожалению, этот comeback оказался первым и единственным: 23 декабря 1997 скоропостижно умер
Валерий Корниенко. В июле 1996 инсульт унёс жизнь первого барабанщика
Садко Игоря Голубева: в 70-х он играл в ресторанах и на танцплощадках, с 1976 по 1987 возглавлял группу
Джонатан Ливингстон, был одним из основателей Рок-клуба и многие годы преподавал, развивая у своих учеников чувство ритма.
Кижаев в 90-х несколько раз участвовал в битловских днях рождениях
Коли Васина, с 1997 по 2003 играл на гитаре в возрождённых
Поющих Гитарах, а также (вместе с
Анохиным) работал с Губернаторским оркестром. Существуют записи, сделанные
Садко в 1967-1969, однако, официально они до сих пор не изданы.
Андрей Бурлака http://www.rock-n-roll.ru/