Next · 10-Апр-08 23:58(16 лет 10 месяцев назад, ред. 11-Апр-08 01:48)
Катынь / Katyn' Год выпуска: 2007 Страна: Польша Жанр: драма, военный, история Продолжительность: 1 ч. 56 мин. Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый) Русские субтитры: есть Английские субтитры: есть Режиссер: Анджей Вайда В ролях: Артур Змиевский, Maja Ostaszewska, Андзей Чира, Danuta Stenka, Ян Энглерт, Магдалена Целецка, Агнешка Глинска, Pawel Malaszynski, Майя Коморовска, Владислав Ковальски Описание: Новый фильм одного из грандов мировой кинематографии – трагедия людей, образовывавших интеллектуальную элиту Польши конца 30-х годов: учителей, профессоров, инженеров-строителей, лётчиков. В связи с мобилизацией, объявленной в Польше 21 марта 1939 года, многие из них были вынуждены надеть военную форму и стать офицерами Польской армии. Фактически, большинство из них так и не успело принять участие в боевых действиях: внезапное вторжение 1 сентября с Запада войск Вермахта в течение недели разрушило польскую военную структуру. Вторжение Красной армии с востока, состоявшееся (в соответствии с договором «Молотов-Риббентропп») 17 сентября, прекратило существование независимого польского государства...... «Когда умирает человек – это трагедия,
Когда уничтожают тысячи – это статистика»
Описание
Несколько недель назад, в середине марта, в Центральном Доме Литератора в Москве патриарх польского кинематографа Андржей Вайда присутствовал на презентации своей последней киноленты «Катынь» (обзор презентации можно прочитать здесь).
Фильм снят по повести Анджея Мулярчика «Post mortem. Катыньская повесть», а также использовались воспоминания очевидцев, в частности, скончавшегося в прошлом году священника Здислава Песковского (1918-2007). В интервью «ЭХО МОСКВЫ» режиссёр расказывает:
А. ВАЙДА: Каждый из нас имеет собственный долг и свой мир, внутренний, духовный мир. Вы знаете, наверняка после меня останутся военные картины, это интересно, поскольку я сделал серию из 5 картин (собственно, для французского телевидения, и это забавно), которая называется "Мой исторический дневник".
Выясняется, что я смонтировал все свои картины, и из этих картин составилась полная история Польши: с момента, когда легионы Домбровского в Италии, после Французской революции, поют "Польска не сгинела", идут к Польше, до Леха Валенсы, который подписывает тот самый Государственный договор на судоверфи в Гданьске с правительством, в этот момент я осознал, что заканчивается история Польши.
И больше нет картин, которые бы могли стать доказательством этого, и среди этих картин, естественно, не хватает картины о Катыни. Разумеется, в свое время эта картина не могла быть снята, потому что цензура не допустила бы этого никогда. Поэтому я считаю, что это моя личная тема - это моя обязанность и долг. Я бы хотел сделать эту картину в высокохудожественном плане, чтобы она могла отразить максимально трагедию, страшную тему, поэтому в течение 12 лет я обдумываю замысел этой картины, я работаю над разными сценариями, над разными ходами, решением этой темы.
В. РАММ: Вот продолжая тему Катыни, почему именно Катынь? Ведь между СССР и Польшей было множество странных, может быть трагичных страниц, почему именно Катынь? Это что, как лакмусовая бумажка?
А. ВАЙДА: Вы знаете, поскольку Катынь связана с моей судьбой, ведь мой отец был профессиональным офицером, и 17 сентября, когда Красная армия вошла на восток Польши, нарушив границы, то он оказался в плену у Красной армии. Его убили среди тех 10 тыс. офицеров, которые стали жертвой сталинского режима. Так что эта история, трагедия моей семьи. В этом интервью режиссёр очень политически корректно отвечает на поставленные вопросы, хотя вряд ли кто сомневается, что в сердце любого поляка Катыньская трагедия вызывает тот же эмоциональный отклик, что и в сердце еврея – трагедия в Бабьем Яру, а для сердца армянина – Киликийская трагедия или резня в Адана. Эти и другие страшные метины 20-го века, когда людей уничтожали по национально-религиозному, политическому или сословному признаку, должны были бы стать очень важным предупреждением для века наступившего... Вот только стали ли? Увы, «единственный урок истории состоит в том, что люди не учат никаких уроков». Новый фильм одного из грандов мировой кинематографии – трагедия людей, образовывавших интеллектуальную элиту Польши конца 30-х годов: учителей, профессоров, инженеров-строителей, лётчиков. В связи с мобилизацией, объявленной в Польше 21 марта 1939 года, многие из них были вынуждены надеть военную форму и стать офицерами Польской армии. Фактически, большинство из них так и не успело принять участие в боевых действиях: внезапное вторжение 1 сентября с Запада войск Вермахта в течение недели разрушило польскую военную структуру. Вторжение Красной армии с востока, состоявшееся (в соответствии с договором «Молотов-Риббентропп») 17 сентября, прекратило существование независимого польского государства.
Для ознакомления с событиями, предшествовавшими 1 сентября 1939 года, полезно ознакомиться, например, с кратким историческим обзором Мариана Згорняка «Военно-политическое положение и оперативные планы Польши перед началом второй мировой войны», который опубликован здесь.
В частности, обратите внимание на абзац: «... в 1932 г. в польско-советских отношениях наступила определенная разрядка, завершившаяся подписанием ”Пакта о ненападении”, который сначала должен был действовать в течение трех лет, а немного позже был продлен до 1945 г.»
Аналогичная декларация была подписана 26 января 1934 г. между Польшей и Германией, в которой стороны взяли на себя обязательство при возникновении спорных вопросов ни в коем случае не прибегать к оружию.
Соответственно, как отмечается в вышепреведённой работе: «советская акция 17 сентября... явилась полной неожиданностью для польских военных и правительственных кругов, которые находились тогда вблизи румынской границы и ещё намеревались защищать так называемый "румынский плацдарм".» В фильме – несколько важных реплик, но для их понимания требуются краткие исторические пояснения. Например, на 9-ой и 10-ой минутах фильма произносятся фразы, являющиеся (как мне представляется) ключевыми к последующим событиям:
«Они рассматривают нас как военнопленных, хотя войны с ними – не было»
«Советы не подписали ”Женевскую конвенцию"» (об обращении с военнопленными) Здесь имеется в виду, что в июле 1929 года состоялась Третья международная конференция в Женеве, результатом которой явилось подписание 27 июля двух международных конвенций: "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях" и "Об обращении с военнопленными". (Список стран, подписавших конвенции – см. здесь.)
25 августа 1931 года МИД СССР выпустил заявление о присоединении СССР к конвенции 1929 года "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях", проигнорировав второй документ – «Об обращении с военнопленными», хотя стоит заметить, что содержание этих конвенций явилось расширением рамок Гаагской Конвенции "О законах и обычаях сухопутной войны", подписанной ещё Николаем II (подробнее о Женевских конвенциях – см. здесь.)
Более того, в тексте советского документа, опубликованного в сборнике "Документы внешней политики СССР", т. XIV, стр. 493 со ссылкой на "Собрание законов...", отд. II, N 4, 10 марта 1932 г., стр. 33, слово "военнопленные"... вообще отсутствует! Можно лишь предположить, что столь антигуманная позиция вызвана тем, что Сталину, вплоть до 22 июня 1941 года, и в голову не приходила мысль о возможности ведения войны оборонительной (после 22 июня подобная позиция привела к многим миллионам жертв среди красноармейцев, попавших в плен к Коричневому Дьяволу: достаточно сравнить их скотское содержание с содержанием французских и английских военнопленных).
Соответственно, в 1939-м году у СССР не было никаких международно-признанных юридических обязательств по этому вопросу, что и развязало руки Красному Дьяволу в апреле 1940 года при уничтожении более 10 тысяч польских офицеров (акт, заслуживающий рассмотрения этой трагедии Нюрнбергским трибуналом 46-го года).
Существует версия о мести, которую 20 лет спустя (sic!) осуществил Красный Дьявол за поражение армии Тухачевского под Варшавой в 1920-м году и последующим пленением до 150-200 тысяч красноармейцев (как известно, обращение с пленными не было гуманным с польской стороны, но никаких массовых казней, естественно, не было). Мне этот чудовищный акт видится вполне соответствующим контексту внутренней политики Красного Дьявола, проводимый им и в собственной стране – нация, лишенная своей интеллектуальной элиты, легко превращается в послушное стадо баранов. Впрочем, такой же политики придерживался и Дьявол Коричневый: Вайда показывает это в сцене ареста и препровождения профессоров Краковского Университета в Аушвиц. Вайда не стремится ничего приукрашивать или сгущать краски – он показывает происходящие события оккупации и очередного раздела Польши сквозь трагедии нескольких семей. Одна из сюжетных линий – трагедия ротмистра Анджея (Артур Змижевски), его жены Анны (Майя Осташевска), его родителей: профессора Яна (Владислав Ковалски) и матери Анджея (Майя Комаровска). Другая сюжетная линия, объединяющая фильм – трагедии жён, матерей, дочерей. Сначала показываются их мытарства, затем – попытки поддержания огонька надежды на возвращение близких, и в заключение – мужественное поведение, когда итог драмы не предполагает положительного исхода. Очень сильно выстроена роль Агнешки (Магдалена Целецка) – выжив во время Варшавского восстания, она остаётся верной памяти погибшего в Катыни брата-лётчика, пытаясь установить могильную плиту с истинной датой гибели брата – апрель 1940 года – сначала в костёле, затем на кладбище, и щемящей тоской отзываются кадры разбитого надгробия, сопровождаемые последними шагами Агнешки, отказавшейся сотрудничать с «народной властью» и спускающейся в расстрельные казематы польской службы безопасности.
Мужские роли выстроены несколько иначе: все мужчины так или иначе – жертвы. Кто-то, как лейтенант Ержи (Андржей Чира) как будто бы избежал участи сослуживцев, но офицерская честь и расскаяние в сотрудничестве с оккупантами, не оставляют ему иного выбора - пуля в висок. Молодой человек по кличке «Тур» - казалось бы он выжил, перед ним перспектива получения художественного образования, он встречает милую девушку, но и он – обречён. Ротмистр Анджей ведёт дневник, до последней минуты не теряя надежды - ... Очень цельно выстроена роль Генерала (Ян Энглерт): даже в плену поддержание силы духа его подчиненных – задача, по-прежнему важная для него.
Я также хотел бы обратить ваше внимание на очень сильную сцену (может быть даже несколько излишне патетичную) – в начале фильма, когда священник читает заупокойную молитву над обезображенной скульптурой Христа, завёрнутой в шинель. Чрезвычайно впечатляющи заключительные фрагменты фильма (коллегам с повыщенной эмоциональной чуствительностью - смотреть не рекомендую).
Доп. информация: Вашему вниманию предлагается двд-версия фильма, поступившая в продажу в Польше в конце февраля 2008 года. Эта версия несколько отличается от односидишной демонстрационной версии фильма, появившейся в интернете в январе этого года (ну, например, продолжительность фильма на итоговом двд на 4 минуты больше, в субтитрах Гармаш понижен с майора до капитана, /что соответствует его ромбам в фильме/, несколько сцен – добавлено, и т.д.).
Русская дорожка («Феникс»-релиз) синхронизирована с новым рипом, а в местах отсутствия дубляжа - вставлен оригинальный звук. Отредактировано и фоновое музыкальное сопровождение (к сожалению, уровень звука и частотная характеристика в озвучке были завалены).
Я по-прежнему рекомендую смотреть фильм на оригинальном языке (пятиканальный звук!) и читать субтитры. Причина – в словах Анджея Вайды. Вот что он сказал в интервью Польскому Радио: «Мы снимаем «Катынь» в совершенно новой технике. Тема фильма историческая, но мы хотим, чтобы это был современный фильм, чтобы зрителю не казалось, что он имеет дело с чем-то далеким и забытым. При помощи новых методов обработки кадров и звука, а также специальной пленки мы сделаем картину еще более впечатляющей и трогательной». Next. P.S. И от себя лично могу сказать только следующее. Дополнить и что либо сказать ничего не могу. Материал целиком взят с ресурса kpnemo. Автору публикации, leonid55, огромное спасибо за труд. А нам, а нам остаётся только посмотреть. Качество: DVDRip Формат: AVI Видео кодек: XviD Аудио кодек: MP3 Видео: 720x368 (1.96:1), 25 fps, XviD MPEG-4 ~1324 kbps avg, 0.20 bit/pixel Аудио:
#1: 44.100 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg (Rus)
#2: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 3/2 (L,C,R,l,r) + LFE ch, ~448.00 kbps avg (Pl)
Не так давно польский мега-режиссёр Вайда выпустил в прокат высокохудожественный фильм Катынь. Само собой, шедевр на все времена - полное разоблачение польским нацистом проклятой русской сволочи, ошеломляющий успех среди нацистов-соотечественников. Ожидается успех среди нацистов на Украине и по всей Прибалтике. А тем временем о блокбастере пишут граждане Польши: Вайда ставит знаки равенства между захватчиками. Немцы арестуют профессоров Ягеллонского университета, а русские - офицеров, представителей элиты (именно так: немцы и русские, а, может, даже 'швабы' и 'русаки'). Мир состоит из народов, а классовые и идеологические конфликты, которые для каждого здравомыслящего человека лежат у истоков Второй мировой войны, просто не существуют. Наихудшая форма реакции, фашизм - то же самое, что коммунизм, а приход русаков - это лишь замена одного оккупанта на другого. То, что нацисты хотели ликвидировать поляков вместе с остальными славянами, а Советы - изменить социальный строй, ускользает от внимания Вайды. Если бы этот 'советский' оккупант не пришел, то нас бы тут уже не было. Вайда не видит морального различия в том, что третий рейх шел убивать 'недочеловеков', а солдаты Красной Армии (независимо от того, как поступал сам Сталин) шли с верой в то, что никого нельзя считать недочеловеком, и за эту веру, за то, чтобы уже ни к кому и никогда не относились как к недочеловекам, они принесли самую большую в годы Второй мировой войны жертву - собственными жизнями. Вайда, по сути, разделяет элитистское презрение, которое позволило нацистам создать идеологический конструкт Untermenschen. С нескрываемым отвращением он показывает послевоенное продвижение по социальной лестнице служанки, которая вследствие ереси коммуняк забыла, где ее Богом предназначенное место: подавать к столу генеральше. Солдат Красной Армии он показывает недотепами, глядя на мир глазами интеллигентской 'элиты', воротящей нос от русского варварства. Одно режиссеру удалось блестяще: это безошибочное, хотя, к сожалению, не ироничное и, скорее всего, бессознательное воспроизведение психологии польских интеллигентских 'элит' с их конъюнктурностью и презрением к другим социальным классам и народам. Вайда нарисовал мир таким, каким его видит он и люди его круга, которых по невыясненным причинам считают 'совестью нации'. Тем самым он непреднамеренно подтвердил правоту многих антиинтеллигентских пропагандистских лозунгов, которыми Сталин обосновывал уничтожение таких 'элит'. inosmi.ru Что можно сказать? Кто только в двадцатом веке над Россией не глумился: и немцы, и финны, и румыны, и украинцы, и вся Прибалтика хором. И что - нам нечего о них сказать? У нас что - нет пострадавших от нацистской мрази? У нас нет документов о том, как пришедшая на нашу землю мразь убивала наших отцов и дедов, матерей и бабушек? Нет документов о том, как разномастные твари устраивали геноцид в русских деревнях? На любой рассказ о вине русских - в тупое нацистское рыло с ноги. На любое вяканье о "вине русских" - с размаху тупым нацистским рылом об стол. И после этого ещё раз в тупое нацистское рыло, но уже опять с ноги. Каждая служившая нацистам мразь - польская, украинская, эстонская, латышская, немецкая, финская, венгерская, чешская, итальянская - должна знать своё место, расположенное у параши истории. На любой голос от этой параши - непременно должен следовать ответ, как сказано выше - с ноги. В газетах, в журналах, на телевидении, в книгах, на радио и в кино. Конечно, для этого нужны люди. Не гниды, лепящие за наши же деньги "штрафбаты", а люди. Не та мразь, что круглосуточно поливает Родину дерьмом на телевидении, а нормальные, вменяемые люди. Люди, которые понимают, что за одну только Отечественную войну практически вся Европа, усердно работавшая на Гитлера, а значит - на физическое уничтожение русских, нам должна по жизни. А это значит как только раззявилась очередная помойная пасть - тут же в тупое нацистское рыло с ноги. Чтобы мразь помнила. Чтобы мразь знала - разевать нацистскую пасть небезопасно. Вот тогда - заткнутся. Ну а пока что польский интеллигент - лучший друг интеллигента советского.
Да здравствует союз духовных гнид.
Lordship: ты постоянно используешь слово "нацист", причем абсолютно не к месту, но при этом сам исповедуешь воинствующий злобный национализм. Начнем с того, что Вайда никакой не нацист, и вообще среди поляков очень мало было сотрудничающих с нацистами. Но и много другой ахинеи у тебя. Дескать, если какая-то критика в адрес "русских", то в рыло бей нацистскую мразь!
Вайда не ведет нацистскую пропаганду, более того, он за дружбу с Россией. Он обличает тоталитарный сталинский режим, который того стоил, чтобы его обличать. И не надо мешать божий дар с яичницей. Если миллионы советских солдат погибли в боях с нацизмом, это не значит, что
надо молчать о преступлениях сталинского режима. В отношении ли советских людей, или в отношении поляков.
Очень сильный фильм. Вайда на пресс-конференции в Киеве (2 часа назад) сказал, что это это - история его семьи: отца расстреляли в Катыни, мать его так же ждала. Хорошо, что история наконец-то возвращается к нам. Евреи свой голокост отстояли, поляки историю тоже не забыли. Осталось еще нам снять про то, как уничтожали память о Бабьем Яре, как рассстреливали (в затылок, разумеется) украинцев на Западной Украине, про Круты и многое другое. Не исторически-менторски-дедактически, а так, как это смог сделать Вайда. Спасибо релизеру. Заберу для коллекции. И, уверен, вскоре пересмотрю.
фильм произвел своеобразное впечатление истории польши глазами поляка, имхо режесер сделал фильм для внутреннего пользования, срез того времени где
наравне с польскими офицерами и патриотами полноправными действующими лицами являются сотрудники нквд и местные колоборционисты работающие на оккупантов.
Не хватает только немцев, но они остались по ту сторону этой истории да и врятли о них что то можно сказать новое в отличие от несомненых заслуг Ссср в деле развязывания второй мировой и борьбы за мировое господство между двумя людоедами Сталином и Гитлером. Кстати хочу заметить что и польша пыталась всеми силами поживиться в этом переделе и возможно согласившись на условия Гитлера о коридоре поляки воевали бы на его стороне вместе с Франко и компанией. Для этого были все предпосылки но помешала как всегда польская спесь. Так что фильм смотреть было не интерестно.... попытка поляков разабраться в том что происходило внутри польского общества в годы советской окупации меня обсолютно не трогает, у нас своих проблем хватает.
Не так давно польский мега-режиссёр Вайда выпустил в прокат высокохудожественный фильм Катынь. Само собой, шедевр на все времена - полное разоблачение польским нацистом проклятой русской сволочи, ошеломляющий успех среди нацистов-соотечественников. Ожидается успех среди нацистов на Украине и по всей Прибалтике......
и вообще среди поляков очень мало было сотрудничающих с нацистами.
Гошшподи... и ты в это веришь?:( И чехи не сотрудничали? И украинцы? Еще как сотрудничали... вопрос в том, кто раньше сообразил, что их дурят, мягко говоря. За фильм спасибо, посмотрим.
...На любой рассказ о вине русских - в тупое нацистское рыло с ноги. На любое вяканье о "вине русских" - с размаху тупым нацистским рылом об стол. И после этого ещё раз в тупое нацистское рыло, но уже опять с ноги... как только раззявилась очередная помойная пасть - тут же в тупое нацистское рыло с ноги. Чтобы мразь помнила. Чтобы мразь знала - разевать нацистскую пасть небезопасно. Вот тогда - заткнутся...
Хорошо написано. Сильно.
Если можно, ответьте честно на два вопроса:
1) Сколько Вам лет?
2) Кто из вашей семьи воевал/был в оккупации/погиб или дошел до Победы - помните ли Вы их поимённо?
практически единственное что могут делать хорошо поляки это кино....,во всём остольном у них получается полная лажа.Имея в 1939 году более сильную армию умудрились за месяц слить всю страну ,таким образом как бы нехотелось это кому либо поляки обречены растворится на задворках истории,точно так же как это произошло с многими народами до них.А Вайда снимал фильм не про народ а про "конкретных" людей ,перемолотых в результате глупости вождей и своего пижонства.......
Имея в 1939 году более сильную армию умудрились за месяц слить всю страну ,таким образом как бы нехотелось это кому либо поляки обречены растворится на задворках истории,точно так же как это произошло с многими народами до них.А Вайда снимал фильм не про народ а про "конкретных" людей ,перемолотых в результате глупости вождей и своего пижонства.......
сильнее чем у германии и ссср вместе взятых? вы сделали удивительное открытие, жаль мир не в курсе.
практически единственное что могут делать хорошо поляки это кино....,во всём остольном у них получается полная лажа.Имея в 1939 году более сильную армию умудрились за месяц слить всю страну ,таким образом как бы нехотелось это кому либо поляки обречены растворится на задворках истории,точно так же как это произошло с многими народами до них.А Вайда снимал фильм не про народ а про "конкретных" людей ,перемолотых в результате глупости вождей и своего пижонства.......
Ёжик, ты прямо в полном тумане в своем Гондурасе...
Кроме kpnemo фильм раздаётся и здесь.
Судя по ряду замечаний выше, некоторые уважаемые коллеги совершенно не владеют вопросом (точнее, не желают расставаться с совковыми мифами), поэтому позволю себе полностью привести исторический экскурс, вызвавший бурную полемику на ряде сайтов (хотя есть ряд бесспорных авторитетов, например, Наталья Горбаневская, вопрос Катыньской трагедии осветившая всесторонне).
Итак... «Когда умирает человек – это трагедия,
Когда уничтожают миллионы – это статистика.»
И.В.Сталин Несколько недель назад, в середине марта, в Центральном Доме Литератора в Москве патриарх польского кинематографа Андржей Вайда присутствовал на презентации своей последней киноленты «Катынь» (обзор презентации можно прочитать здесь).
Фильм снят по повести Анджея Мулярчика «Post mortem. Катыньская повесть», а также использовались воспоминания очевидцев, в частности, скончавшегося в прошлом году священника Здислава Песковского (1918-2007). В интервью «ЭХО МОСКВЫ» режиссёр расказывает: А. ВАЙДА: Каждый из нас имеет собственный долг и свой мир, внутренний, духовный мир. Вы знаете, наверняка после меня останутся военные картины, это интересно, поскольку я сделал серию из 5 картин (собственно, для французского телевидения, и это забавно), которая называется "Мой исторический дневник".
Выясняется, что я смонтировал все свои картины, и из этих картин составилась полная история Польши: с момента, когда легионы Домбровского в Италии, после Французской революции, поют "Польска не сгинела", идут к Польше, до Леха Валенсы, который подписывает тот самый Государственный договор на судоверфи в Гданьске с правительством, в этот момент я осознал, что заканчивается история Польши.
И больше нет картин, которые бы могли стать доказательством этого, и среди этих картин, естественно, не хватает картины о Катыни. Разумеется, в свое время эта картина не могла быть снята, потому что цензура не допустила бы этого никогда. Поэтому я считаю, что это моя личная тема - это моя обязанность и долг. Я бы хотел сделать эту картину в высокохудожественном плане, чтобы она могла отразить максимально трагедию, страшную тему, поэтому в течение 12 лет я обдумываю замысел этой картины, я работаю над разными сценариями, над разными ходами, решением этой темы. В. РАММ: Вот продолжая тему Катыни, почему именно Катынь? Ведь между СССР и Польшей было множество странных, может быть трагичных страниц, почему именно Катынь? Это что, как лакмусовая бумажка? А. ВАЙДА: Вы знаете, поскольку Катынь связана с моей судьбой, ведь мой отец был профессиональным офицером, и 17 сентября, когда Красная армия вошла на восток Польши, нарушив границы, то он оказался в плену у Красной армии. Его убили среди тех 10 тыс. офицеров, которые стали жертвой сталинского режима. Так что эта история, трагедия моей семьи. В этом интервью режиссёр очень политически корректно отвечает на поставленные вопросы, хотя вряд ли кто сомневается, что в сердце любого поляка Катыньская трагедия вызывает тот же эмоциональный отклик, что и в сердце еврея – трагедия в Бабьем Яру, а для сердца армянина – Киликийская трагедия или резня в Адана. Эти и другие страшные метины 20-го века, когда людей уничтожали по национально-религиозному, политическому или сословному признаку, должны были бы стать очень важным предупреждением для века наступившего... Вот только стали ли? Увы, «единственный урок истории состоит в том, что люди не учат никаких уроков». Новый фильм одного из грандов мировой кинематографии – трагедия людей, образовывавших интеллектуальную элиту Польши конца 30-х годов: учителей, профессоров, инженеров-строителей, лётчиков. В связи с мобилизацией, объявленной в Польше 21 марта 1939 года, многие из них были вынуждены надеть военную форму и стать офицерами Польской армии. Фактически, большинство из них так и не успело принять участие в боевых действиях: внезапное вторжение 1 сентября с Запада войск Вермахта в течение недели разрушило польскую военную структуру. Вторжение Красной армии с востока, состоявшееся (в соответствии с договором «Молотов-Риббентропп») 17 сентября, прекратило существование независимого польского государства.
Для ознакомления с событиями, предшествовавшими 1 сентября 1939 года, полезно ознакомиться, например, с кратким историческим обзором Мариана Згорняка «Военно-политическое положение и оперативные планы Польши перед началом второй мировой войны», который опубликован здесь.
В частности, обратите внимание на абзац: «... в 1932 г. в польско-советских отношениях наступила определенная разрядка, завершившаяся подписанием ”Пакта о ненападении”, который сначала должен был действовать в течение трех лет, а немного позже был продлен до 1945 г.»
Аналогичная декларация была подписана 26 января 1934 г. между Польшей и Германией, в которой стороны взяли на себя обязательство при возникновении спорных вопросов ни в коем случае не прибегать к оружию.
Соответственно, как отмечается в вышепреведённой работе: «советская акция 17 сентября... явилась полной неожиданностью для польских военных и правительственных кругов, которые находились тогда вблизи румынской границы и ещё намеревались защищать так называемый "румынский плацдарм".» В фильме – несколько важных реплик, но для их понимания требуются краткие исторические пояснения. Например, на 9-ой и 10-ой минутах фильма произносятся фразы, являющиеся (как мне представляется) ключевыми к последующим событиям:
«Они рассматривают нас как военнопленных, хотя войны с ними – не было»
«Советы не подписали ”Женевскую конвенцию"» (об обращении с военнопленными) Здесь имеется в виду, что в июле 1929 года состоялась Третья международная конференция в Женеве, результатом которой явилось подписание 27 июля двух международных конвенций: "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях" и "Об обращении с военнопленными". (Список стран, подписавших конвенции – см. здесь.)
25 августа 1931 года МИД СССР выпустил заявление о присоединении СССР к конвенции 1929 года "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях", проигнорировав второй документ – «Об обращении с военнопленными», хотя стоит заметить, что содержание этих конвенций явилось расширением рамок Гаагской Конвенции "О законах и обычаях сухопутной войны", подписанной ещё Николаем II (подробнее о Женевских конвенциях – см. здесь.)
Более того, в тексте советского документа, опубликованного в сборнике "Документы внешней политики СССР", т. XIV, стр. 493 со ссылкой на "Собрание законов...", отд. II, N 4, 10 марта 1932 г., стр. 33, слово "военнопленные"... вообще отсутствует! Можно лишь предположить, что столь антигуманная позиция вызвана тем, что Сталину, вплоть до 22 июня 1941 года, и в голову не приходила мысль о возможности ведения войны оборонительной (после 22 июня подобная позиция привела к многим миллионам жертв среди красноармейцев, попавших в плен к Коричневому Дьяволу: достаточно сравнить их скотское содержание с содержанием французских и английских военнопленных).
Соответственно, в 1939-м году у СССР не было никаких международно-признанных юридических обязательств по этому вопросу, что и развязало руки Красному Дьяволу в апреле 1940 года при уничтожении более 10 тысяч польских офицеров (акт, заслуживающий рассмотрения этой трагедии Нюрнбергским трибуналом 46-го года).
Существует версия о мести, которую 20 лет спустя (sic!) осуществил Красный Дьявол за поражение армии Тухачевского под Варшавой в 1920-м году и последующим пленением до 150-200 тысяч красноармейцев (как известно, обращение с пленными также не было гуманным с польской стороны, но никаких массовых казней, естественно, не было). Мне этот чудовищный акт видится вполне соответствующим контексту внутренней политики Красного Дьявола, проводимый им и в собственной стране – нация, лишенная своей интеллектуальной элиты, легко превращается в послушное стадо баранов. Впрочем, такой же политики придерживался и Дьявол Коричневый: Вайда показывает это в сцене ареста и препровождения профессоров Краковского Университета в Аушвиц. Вайда не стремится ничего приукрашивать или сгущать краски – он показывает происходящие события оккупации и очередного раздела Польши сквозь трагедии нескольких семей. Одна из сюжетных линий – трагедия ротмистра Анджея (Артур Змижевски), его жены Анны (Майя Осташевска), его родителей: профессора Яна (Владислав Ковалски) и матери Анджея (Майя Комаровска). Другая сюжетная линия, объединяющая фильм – трагедии жён, матерей, дочерей. Сначала показываются их мытарства, затем – попытки поддержания огонька надежды на возвращение близких, и в заключение – мужественное поведение, когда итог драмы не предполагает положительного исхода. Очень сильно выстроена роль Агнешки (Магдалена Целецка) – выжив во время Варшавского восстания, она остаётся верной памяти погибшего в Катыни брата-лётчика, пытаясь установить могильную плиту с истинной датой гибели брата – апрель 1940 года – сначала в костёле, затем на кладбище, и щемящей тоской отзываются кадры разбитого надгробия, сопровождаемые последними шагами Агнешки, отказавшейся сотрудничать с «народной властью» и спускающейся в расстрельные казематы польской службы безопасности.
Мужские роли выстроены несколько иначе: все мужчины так или иначе – жертвы. Кто-то, как лейтенант Ержи (Анджей Чира) как будто бы избежал участи сослуживцев, но офицерская честь и расскаяние в сотрудничестве с оккупантами, не оставляют ему иного выбора - пуля в висок. Молодой человек по кличке «Тур» - казалось бы он выжил, перед ним перспектива получения художественного образования, он встречает милую девушку, но и он – обречён. Ротмистр Анджей ведёт дневник, до последней минуты не теряя надежды - ... Очень цельно выстроена роль Генерала (Ян Энглерт): даже в плену поддержание силы духа его подчиненных – задача, по-прежнему важная для него.
Я также хотел бы обратить ваше внимание на очень сильную сцену (может быть даже несколько излишне патетичную) – в начале фильма, когда священник читает заупокойную молитву над обезображенной скульптурой Христа, завёрнутой в шинель. Чрезвычайно впечатляющи заключительные фрагменты фильма (коллегам с повыщенной эмоциональной чуствительностью - смотреть не рекомендую). А вот и некоторые конкретные документы:
- Закрытый пакет документов о Катынском деле.
Факсимиле записки НКВД СССР, написанной не позднее 5 марта 1940 г. о польских военнопленных, подписанная Л. П. Берия.
Копии этих документов были представлены Конституционному суду во время слушания дела КПСС. 14 октября 1992 г. они были переданы представителем Президента Российской Федерации Р. Пихоей Президенту Республики Польша Леху Валенсе.
- Оружие, использованное в Катынском расстреле И - в заключение (из статьи госпожи Горбаневской, цитата Александра Даниэля, "Мемориал"): «попытки нынешней администрации восстановить в слегка модернизированном виде старую имперскую историческую мифологию, лишь изъяв из нее наиболее одиозные элементы коммунистической доктрины, встречают довольно широкую поддержку.
Каким же образом это состояние умов пришло на смену общественным настроениям конца 1980 х? И куда при этом делась пробудившаяся было коллективная память о терроре? Частью национального сознания она так и не стала — это ясно.
Представление о коммунистическом терроре как об общенациональной катастрофе, то представление, к выработке и закреплению которого в национальном сознании мы были так близки в конце 1980 х, — не сложилось.
...
Утверждение “в XX веке Россия пережила беспримерную эпоху, главный смысл которой — подавление всяческой свободы и массовые убийства граждан государством” такой точкой общего согласия не стало». Неумно воспринимать этот фильм как антирусский, как и
Цитата:
Солдат Красной Армии он показывает недотепами, глядя на мир глазами интеллигентской 'элиты', воротящей нос от русского варварства.
- это же неправда, нет ничего такого в фильме.
В фильме показана ТРАГЕДИЯ людей, и источник трагедии - тоталитаризм, коричневый (развенчанный) и красный (всё ещё по-настоящему, увы, не тронутый).
leonid55
да глупо обьеснять что либо людям не умеющим и не хотящим думать над вопросами имеющими большую значимость чем например : "что сегодня сьесть на ужин"
прекратите тратить свое время на метание бисера., займитесь делом
leonid55 Вы совершенно правы, но siran дело говорит.
Я уже пытался взвалить на свои плечи просветительскую миссию, но особых результатов не добился. То есть, безусловно, все адекватные люди почерпнули для себя новую информацию из моих постов. Но клиническим мухинцам ничего не помогло. Им хоть кол на голове теши.
и вообще среди поляков очень мало было сотрудничающих с нацистами.
Гошшподи... и ты в это веришь?:( И чехи не сотрудничали? И украинцы? Еще как сотрудничали... вопрос в том, кто раньше сообразил, что их дурят, мягко говоря. За фильм спасибо, посмотрим.
Есть где-нибудь статистика, что процентов поляков, сотрудничавших с нацистами больше процента русских?
Надо заметить, что для поляков действительно не было большой разницы между советской и фашистской оккупациями. Откуда этой разнице взяться? Один тебя мочит, потому что ты - недочеловек, а другой - потому что его больной голове ты показался контрой. Мне бы было все равно. Если отбросить патриотические сопли, то данный фильм представляет собой очень интересное психологическое исследование народа, который оказался зажат между двумя фантастически ублюдочными и садистскими режимами. Я бы такого врагу не пожелал. Но самое интересное, что советская армия, ОК, ее командование поставило просто мировой рекорд по ПОДЛОСТИ. Ведь людей, погибших в Катыни, арестовали не на поле боя, их попросту собрали типа для выяснения и даже почти не охраняли поначалу. Понятно, что поляки в-среднем не питают особенно дружественных чувств к России, а уж то, кем были НКВДшники в смысле национальности и то, что НКВД к СВОИМ гражданам относилось ничуть не лучше - проблема СССР, а не его жертв.
Есть где-нибудь статистика, что процентов поляков, сотрудничавших с нацистами больше процента русских?
Есть статистика поляков воевавших на стороне вермахта и взятых в плен Красной Армией.
Их было 60 000. А сколько поляков было взято в плен союзниками? А сколько было убито воюя на стороне Гитлера. А сколько осталось в живых и не попало в плен?
Судя по откликам, опять попадаем на политинформацию, главной темой которой является вопрос у кого длиннее: у России (СССР), Польши или Германии. В общем, кто виноват? А вопрос в другом: люди погибли, и это само по себе трагедия, когда нельзя в реале без массакра. Убийство даже врага, убийство даже в бою, даже следуя приказу или присяге- это убийство. И точка. Способ решения вопроса, недопустимый для культурного человека. И даже Вайде не удастся повернуть огромную массу людей, алчущих крови, к этой простой идее. Только и надежда-на сдерживающее влияние ядерных боеголовок, на животный страх ответного возмездия. Но это не значит, что пытаться пробудить в людях культуру- заведомо зряшное дело. Так что спасибо Вайде не за правду или неправду, а за эту ещё одну попытку.
Пропагандистская агитка. Фекалии от пана Вайды. Пусть теперь про голодомор снимает, тоже в жанре фантастики. Правильно немцы писали на дверях ресторанов: "Полякам и собакам вход воспрещен"
Пропагандистская агитка. Фекалии от пана Вайды. Пусть теперь про голодомор снимает, тоже в жанре фантастики. Правильно немцы писали на дверях ресторанов: "Полякам и собакам вход воспрещен"
Пропагандистская агитка. Фекалии от пана Вайды. Пусть теперь про голодомор снимает, тоже в жанре фантастики. Правильно немцы писали на дверях ресторанов: "Полякам и собакам вход воспрещен"
И чем ВОТ ЭТО лучше фашистов?
Два сапога- пара
прошу не путать как все отечественные дебилы, начиная с совейских, нацизм с фасшизмом, это 2различные политсистемы,
нацизм(национал-социализм) можно сравнивать с комунизмом,но никак не с фашизмом!
фашизм(Мусалини) на сколько Я помню, ни в каких бесчеловечных преступлениях замечен не был.