Николай Громин, Виктор Двоскин, Виктор Епанешников: Блюз для Тэда Николай Громин – гитара, Виктор Двоскин – контрабас, Виктор Епанешников – ударныеЖанр: JazzЗапись / WEB релиз: 1991 / 2025 (13.03.2025) Издатель, номер по каталогу: Мелодия, MEL CO 1519 Время звучания: 0:37:47Тип издания: WEB / Digital Release Источник: DeezerКодек: FLAC (*.flac) Тип рипа: tracks Обложка: front1. Blues for Thad / Блюз для Тэда
2. My Funny Valentine / Мой забавный Валентин
3. When Sunny Gets Blue / Когда Санни загрустит
4. Alone Together / Одиноки вместе
5. Theme for Ernie / Тема для ЭрниРелизы: WEB - 2025, Мелодия, MEL CO 1519, Россия
Аннотация к релизу
Гитарист Николай Громин не только сыграл ключевую роль в возрождении советского джаза в оттепель, но и стал одним из немногих отечественных музыкантов, сумевших вписаться в профессиональную джазовую среду за рубежом. При этом он добился там значительных успехов, не разрывая тесных связей с родиной.
Громин принадлежал к «поколению физиков» в советском джазе — 20-летних фанатиков джаза, которые начали играть его в конце 1950-х, сразу после сталинских заморозков, застопоривших развитие этого музыкального искусства на десятилетие. Невесть откуда взявшиеся, молодые музыканты искренне любили джаз и изучали его самостоятельно, поскольку в тот период джазовая школа в СССР фактически отсутствовала. Тем удивительнее высоты, которых достигли наиболее выдающиеся представители этого поколения. Среди них — наши легендарные джазмены Алексей Козлов, Алексей Зубов, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Анатолий Кролл, Алексей Кузнецов и, конечно, Николай Громин — не просто искусные музыканты, но неостановимые энтузиасты, заново воссоздавшие джазовую традицию в стране.
«Поколением физиков» их прозвали потому, что многие из них сначала связывали свою жизнь с точными науками. Громин, например, учился на экономиста и даже защитил кандидатскую диссертацию. Играть на гитаре он начал сравнительно поздно — в 20 лет, но его развитие и успех были стремительными. Уже через несколько лет он стал ведущим джазовым гитаристом Москвы и одной из звёзд-солистов недавно возникшего Московского джаз-клуба. Признание пришло после дебюта музыканта на Таллиннском джазовом фестивале в 1961 году, а затем — было звание лауреата первого Московского джаз-фестиваля 1962 года. По его итогам Громин вошёл в сборную лучших советских джазменов и в составе ансамбля пианиста Вадима Сакуна, вместе с саксофонистом Алексеем Козловым и трубачом Андреем Товмасяном отправился впервые представлять отечественный джаз на международной сцене — на фестивале «Jazz Jamboree–62» в Варшаве.
На этом фестивале Громин проявил себя не только как виртуозный инструменталист, но и как интересный композитор. Советские музыканты за день отрепетировали фестивальную программу и блестяще исполнили одну из его пьес — «Николай-блюз». С этого момента Громин, не только в качестве солиста, но и лидера собственных ансамблей — регулярно участвовал в международных джазовых фестивалях. Его оригинальный стиль и мастерство получали высокие оценки западных экспертов. Так, американский трубач и бэндлидер Дон Эллис сравнивал Громина с подлинным блюзовым исполнителем, будто бы прошедшим уроки у Прокофьева. А знаменитый джазовый критик Уиллис Коновер отмечал, как естественно Громин сочетает блюзовое звучание с русскими музыкальными традициями.
С 1963 года Николай Громин играл в дуэте с другим выдающимся гитаристом — Алексеем Кузнецовым. Их выступления в клубах и на фестивалях вызывали восхищение, а «министр джаза в СССР» Юрий Саульский называл их «ансамблем мирового уровня». В 1978 году «Мелодия» выпустила первую сольную пластинку дуэта — она называлась «Джанго».
Примерно в это же время, в конце 1970-х, Громин совершил решительный и непростой шаг — эмигрировал из страны. Причиной отъезда стали личные обстоятельства: музыкант влюбился в датчанку Карэн, которой посвятил одну из своих композиций. Однако за границей он не потерялся как джазмен. Играл в европейских составах, выступал на международных фестивалях, преподавал в Датской консерватории и создал свой ансамбль, с которым выступал в лучших джаз-клубах Копенгагена. При этом он не разрывал связей с родиной и часто возвращался в Москву, где неизменно джемил с Кузнецовым.
В один из таких визитов, в 1988 году, Громин и Кузнецов записали на «Мелодии» альбом «Спустя 10 лет». А в 2025 году при реставрации «Джанго» и «Спустя 10 лет» была найдена плёнка с пятью ранее неизданными композициями, записанными Громиным вместе с Виктором Двоскиным (контрабас) и Виктором Епанешниковым (ударные). Она была сделана в июле 1991-го: за пультом находился звукорежиссёр Рафик Рагимов, руководивший записью самых знаменитых джазовых альбомов для фирмы «Мелодия».
Этот релиз, получивший название «Блюз для Тэда», вероятно, должен был выйти в конце 1991-го, но события августа того года помешали планам. Заглавная композиция посвящена другу и коллеге Громина — знаменитому американскому трубачу Тэду Джонсу, звезде оркестра Каунта Бейси, с которым гитарист познакомился в Копенгагене и играл в его легендарном биг-бэнде, считавшимся одним из лучших в Европе. В альбом также вошли авторские интерпретации джазовой классики: «My Funny Valentine», «When Sunny Gets Blue», «Alone Together» и «Theme for Ernie».
Выдающийся отечественный джазовый критик Алексей Баташёв называл Громина «корифеем мелодической линии». Обнаруженная запись «Блюз для Тэда» — это ещё одно подтверждение его уникального мастерства, яркого звучания, безупречной фразировки и восхитительной свободы исполнения. Это настоящий джаз.
Денис Бояринов
auCDtect
----------------------- DON'T MODIFY THIS FILE ----------------------- PERFORMER: auCDtect Task Manager, ver. 1.6.0 RC1 build 1.6.0.1 Copyright (c) 2008-2010 y-soft. All rights reserved http://y-soft.org ANALYZER: auCDtect: CD records authenticity detector, version 0.8.2 Copyright (c) 2004 Oleg Berngardt. All rights reserved. Copyright (c) 2004 Alexander Djourik. All rights reserved. FILE: 05 Theme for Ernie.flac Size: 27464607 Hash: 3CC24BAAC8C8CF6F1649E8E47A9DCB49 Accuracy: -m0 Conclusion: CDDA 100% Signature: 33A89D5863E8E83A1CD3E80451123719C483CA49 FILE: 04 Alone Together.flac Size: 38694445 Hash: C9ED45EB5FC944D6A190014476DB4F43 Accuracy: -m0 Conclusion: CDDA 100% Signature: A0D568AE58335DFE4DD7287E74AD503455329904 FILE: 03 When Sunny Gets Blue.flac Size: 35461503 Hash: 4619BD95DD68D6B38594BA8CB49A9597 Accuracy: -m0 Conclusion: CDDA 99% Signature: 25FE0AC6E0C0DB22A82A3D0E7228B12A4452A55E FILE: 02 My Funny Valentine.flac Size: 46318479 Hash: 1970A65271BEF501BF16B2890E785B05 Accuracy: -m0 Conclusion: CDDA 100% Signature: 97C8E26335926F91B362BAF72DEC41FF37DC78C6 FILE: 01 Blues for Thad.flac Size: 41242235 Hash: 847CA9CDD00CA62DE1012FF1176C25B7 Accuracy: -m0 Conclusion: CDDA 99% Signature: 01FEF59EF71A763E5764A4FFADABF899CF9DAB6F
Dynamic Range Meter
foobar2000 1.3.8 / Dynamic Range Meter 1.1.1 log date: 2025-03-15 11:17:08 -------------------------------------------------------------------------------- Analyzed: Николай Громин, Виктор Двоскин, Виктор Епанешников / Блюз для Тэда (Мелодия, MEL CO 1519) -------------------------------------------------------------------------------- DR Peak RMS Duration Track -------------------------------------------------------------------------------- DR13 -1.78 dB -19.51 dB 7:43 01-Blues for Thad / Блюз для Тэда DR13 -1.25 dB -18.24 dB 10:03 02-My Funny Valentine / Мой забавный Валентин DR15 -2.49 dB -19.87 dB 7:22 03-When Sunny Gets Blue / Когда Санни загрустит DR14 -2.04 dB -18.16 dB 6:41 04-Alone Together / Одиноки вместе DR14 -4.28 dB -23.49 dB 5:58 05-Theme for Ernie / Тема для Эрни -------------------------------------------------------------------------------- Number of tracks: 5 Official DR value: DR14 Samplerate: 44100 Hz Channels: 2 Bits per sample: 16 Bitrate: 608 kbps Codec: FLAC ================================================================================