optimist-77 · 28-Фев-24 06:06(10 месяцев назад, ред. 08-Окт-24 00:33)
По Калужской земле (От Боровска до Козельска) Год издания: 1968 Автор: Евгений Викторович Николаев Жанр или тематика: архитектурные памятники, краеведение Издательство: "Искусство" (г. Москва) Серия: "Дороги к прекрасному" Язык: Русский Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 136 Тираж: 75 000 экз. Оригинальный размер (формат): 108х160 мм Первое издание Описание: Три главы книги – это три маршрута, объединенные дорогой из Москвы на юг: по реке Протве и близ неё, вокруг Калуги и от Калуги до Козельска. В них автор знакомит с уникальными памятниками архитектуры (комплекс усадеб Полотняного Завода, усадеб Грабцево и Авчурино, церкви в селах Уваровское, Комлево, Ромоданово, Гремячево и др.). Отдельная глава посвящена Калуге.
Памятники архитектуры Калуги
Библиография
Примечания
Об авторе
Евгений Викторович Николаев (17.10.1934 - 11.04.1967)
Историк русской архитектуры и декоративного искусства. Родился в Москве. Окончил Московский институт тонкой химической технологии и всю жизнь проработал химиком в Институте фармакологии Академии медицинских наук СССР. Юношеское впечатление от красоты петербургских архитектурных ансамблей и московских старинных зданий переросло в увлечение, а затем и в серьезное занятие историей архитектуры и искусства. Все свободное время Е. В. Николаев посвятил работе в архивах, библиотеках, реставрационных мастерских, фотографированию, обмеру и зарисовкам домов, предназначенных на снос или переделку. В 1959 и 1962 годах проявил себя как историк, работая экскурсоводом в музее-усадьбе Мураново.
Уже в 1950-е гг. в кругах искусствоведов он считался признанным знатоком русского искусства XVIII–XIX вв. Автор статей «Музей сороковых годов», «Альбомы Казакова», «Москва Герцена» и др. Регулярно печатался в журнале «Декоративное искусство». Посмертно вышли его статьи в различных сборниках и книги "Классическая Москва" и "По Калужской земле" (1968 г., 75 000 экз.; 1970 г., 100 000 экз.; 2013 г.; 2018 г.). Прожив недолгую, но насыщенную плодотворную жизнь, скончался в Москве в возрасте всего лишь 32-х лет. Похоронен на 19-м участке Ваганьковского кладбища (место № 980).
Библиография
01. Д.И. Малинин и др., Калуга. Опыт исторического путеводителя, Калуга, 1911.
02. М.И. Преображенский, Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии, СПб., 1891.
03. Н. Рошефор. Опись церковных памятников, СПб., 1882.
04. Леонид (Л.А . Кавелин), Церковно-историческое описание упраздненных монастырей в пределах Калужской епархии, М., 1863.
05. "Алфавиты и описания Калужского наместничества", т. I и II, СПб., 1782.
06. "Топографическое описание Калужского наместничества", СПб., 1785.
07. Леонид (Л.А . Кавелин), Историко-архитектурное и статистическое описание Боровского-Пафнутьева монастыря, Казань, 1907.
08. И. Машков, Крепостные сооружения Боровского-Пафнутьева монастыря. — "Древности". Чтения в комитете по охране древних памятников Московского археологического общества, т. IV, 1912, стр. 313.
09. Н. Воронин, М. Ильин, Древнее Подмосковье, М., 1947.
10. "История русского искусства", т. III, М., 1955.
11. В. В. Косточкин, Государев мастер Федор Конь, М., 1964.
12. Леонид (Л.А . Кавелин), Историческое описание Малоярославского Никольского Черноостровского общежительного монастыря, М., 1903.
13. Беспалов, А. Дмитриев, Малоярославец, Калуга, 1962.
14. М.В. Фехнер, Калуга, М., 1961.
15. С.В. Безсонов, Дом исторического музея, бывш. Кологривовой в гор. Калуге, Калуга, 1928.
16. А. Средин, Полотняный завод. — "Старые годы", 1910, июль — сентябрь, стр. 80.
17. "Записки М. Д. Бутурлина". — "Русский архив", 1897, № 2 и 3.
18. Г. В. Коган, Полотняный завод. По пушкинским местам, М., 1951.
19. А. Трубников, Княгиня Голицына в Марьине и Городне. — "Старые годы", 1910, июль — сентябрь, стр. 153.
20. М. Гончаров, Авчурино. — "Столица и усадьба", 1917, № 89 — 90.
21. В.И. Пилявский, Постройки Стасова в усадьбах под Рязанью, Калугой и Торжком. — "Архитектурное наследство», т. 9, Л., 1959, стр. 79.
22. В.И. Пилявский, Стасов, архитектор, Л., 1963.
23. Н.Н. Кашкин, О роде Кашкиных, СПб., 1913.
24. Леонид (Л.А . Кавелин), Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни, ч. 1 — 2, Спб., 1847.
25. Леонид (Л.А . Кавелин), Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни, М., 1885.
26. Е. В., Описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Троицкая лавра, 1902 В книге использованы также материалы Центрального государственного архива древних актов. Музея Русской архитектуры, Государственного Исторического музея, Центральных научно-реставрационных мастерских, Калужского краеведческого музея и Хмыровской коллекции Государственной Исторической публичной библиотеки.
Первое издание
Вышло в 1968 году (сдано в набор 02.08.1967 г., подписано к печати 30.12.1967 г.).
Белая картонная обложка обёрнута жёлтой суперобложкой. 136 стр. Второе издание
Вышло в 1970 году (сдано в набор 12.06.1969 г., подписано к печати 12.11.1969 г.). 144 стр.
Добавлены статьи:
в начало - "Оборванное путешествие";
в конец - "От редакции".
Внесено небольшое изменение в статью "Памятники архитектуры Калуги*"
Добавлены три других изображения
Дополнительные изображения из второго издания
Статья "Оборванное путешествие" (из второго издания)
Оборванное путешествиеБывают большие книги, о которых трудно написать даже маленькую рецензию, но бывают и маленькие книжки, которые требуют большого отклика. К этой породе книг принадлежит крошечная, но чрезвычайно ёмкая и поэтичная книжка о художественных памятниках части калужского края (от Боровска до Козельска). Она имеет удивительную концовку: «Надо было возвращаться... Впереди было много неизвестного, и остановиться было так же трудно, как стать посреди быстротекущей реки. И хотя было грустно, мы вспомнили старинную поговорку: «кто надеется вернуться — уходит спокойный». А мы надеялись вернуться...». И, увидев траурную рамку вокруг имени автора, читатель испытывает тяжкий удар. Слишком завладел автор его сердцем, которое всегда пленяет подлинность характеристик памятников и пейзажей, пройденных самим автором, увиденных им «собственноглазно», с истинно чудодейственным умением «войти в изображаемое».
Но Евгений Викторович Николаев не вернулся к прерванному путешествию по любимой им калужской земле, и эта часть родины потеряла своего влюбленного исследователя, истолкователя и поэта, а читатели — умного и доброго спутника в его путях к прекрасному. Ему, по профессии ученому-химику, было только тридцать два года.
Об архитектуре и памятниках калужского края существовало порядочно литературы, в книжке Евгения Викторовича Николаева мы видим их как бы не только заново, а и впервые. Это потому, что здесь все — в живом ландшафте и овеяно дыханием подлинной жизни своего времени, все — в исторической среде фактов, людей, биографий. Понимаешь, что только в этом тихом мире задушевной красоты усадеб с их парками могли зародиться и спокойно вызревать такие великаны русского гения, как Пушкин, Толстой, Тургенев, Гончаров с их проникновенной любовью к красоте земли и человека («Хорошо, наверное, было коротать в этих теплых комнатах зимние вечера, а летом встречать утро на балконе, выходящем в парк»). Книга могла бы стать драгоценным пособием к изучению молодежью русских классиков. Стоит, например, прочесть описания парков и архитектуры Полотняного завода или Авчурина.
Путешествие Е. В. Николаева обогатило нас и представлениями о памятниках архитектуры. (Грабцево, Авчурино), а о других напомнило (церкви сел Уваровского и Комлева, дом Г. И. Щепочкина в Полотняном заводе конца XVIII в.). Интересно представлен в графике и фото комплекс усадеб Полотняного завода (в обмерах Г. Г. Оранской, Ю. А. Веденина и автора). Интересны новые образцы храмов двухстолпной конструкции (церкви в селе Ромоданове под Калугой, 1691, и Успенская в Гремячеве, 1695). Радует реконструкция Е. Н. Подъяпольской Успенского собора в Перемышле с его торжественной, монументальной галереей и многогранной призмой пьедестала средней главы. Очень ценно наблюдение автора, что церковь Николы. 1740 года в Козельске имеет своим прототипом знаменитую церковь Иоанна Воина на Якиманке (ныне улица Г. Димитрова) в Москве — редкий пока пример явного «образца», указанного зодчему.
Автор по пути не устает выделять темы, полезные нам и сейчас практически. Особенно сильно звучит тема архитектуры и природы. Так, например, в описании Калуги: «С удивительным тактом сохранили овраг, он и сейчас остался одним из самых милых мест в городе. Зеленые спуски к реке, неровности рельефа — все это кажется естественным, но за этим стоит глубокая осмысленность художественного облика города».
Самой Калуге автор думал, видимо, посвятить особую книжку, но ее, увы, напишет не Николаев (а как было бы хорошо, если бы именно он написал о столице русского деревянного ампира и прекрасном старорусском городе). О городе сказано очень бегло, а стоило бы больше. хотя бы потому, что старая архитектура Калуги утонула сейчас среди новостроек. Нельзя было в этой связи умолчать и о церкви Георгия за Верхом — одной из жемчужин калужской архитектуры, рубежа XVII — XVIII веков. Стоило бы здесь привести свидетельство наблюдательного араба XVII века Павла Алеппского, как упоительно хорош был южный фасад города, пронизанный ярусными сквозными башнями колоколен. Это было не случайной прихотью, а особенностью почерка калужских мастеров, недаром пятый ярус колокольни Боровского монастыря был «построен единственно для силуэта». Жаль, что и в перечне литературы (стр. 138 — 139) не хватает известных работ по Калуге С. В. Безсонова и книги Шамуриных, которые помогли бы читателю восполнить его знания о самой Калуге, жажду которых усиливает тщательный «адресованный» список ее памятников.
Значение книжки Е. В. Николаева и в том, что в ней дан пусть еще и не полный (только от Боровска до Козельска), но «кадастр» калужских богатств, что облегчает их защиту.
Будем верить в народную пословицу: «Что написано пером — не вырубишь топором». Автор писал и о том, что ждет неотложной аварийной помощи и что должно войти в программу многолетних реставрационных работ. Особо говорится о наших утратах. Так, мы с болью узнали, что от знаменитого памятника XVI века — Лютикова монастыря не осталось ничего.
Хочется сказать несколько слов о литературном даровании автора. Вспомним слова Анатоля Франса что «искусство это в 100-й раз увидеть по-новому то, что до тебя видели другие». А это, применительно к книгам об искусстве, обязывает писать их языком искусства художественно, как это сумел Е. В. Николаев. Ведь только настоящий поэт мог сказать такое о Калужском боре: «Здесь свежо и чисто. Золотые стволы сосен уходят в небеса. Часами можно лежать и слушать их вечный шум, самый спокойный шум на свете».
Н. ВОРОНИН
Статья "Памятники архитектуры Калуги" (из второго издания)
Памятники архитектуры КалугиВ этот список (он составлен в алфавитном порядке по названиям улиц) включены все общеизвестные памятники архитектуры Калуги, ряд вновь открытых домов середины XVIII века и рядовые дома конца XVIII века — начала XIX века, без которых трудно представить облик старого города. Таких домов в Калуге сохранилось гораздо больше, чем их включено в список. Некоторые улицы (Баумана, Дзержинского, Софьи Перовской) представляют собой целые ансамбли времен классицизма и дают хорошее представление о типовом проектировании в это время. Датированы дома в большинстве случаев условно, типовые проекты конца XVIII века были заменены только в 1809 — 1810 годах. Известный дом Старичковых (на ул. Урицкого) построен для семьи унтер-офицера Сгаричкова, спасшего в плену полковое знамя, в 1806 — 1807 годах, а по всем стилистическим при знакам он относится к памятникам конца XVIII века.
Имена владельцев, под которыми здания известны в литературе, в большинстве случаев сохранены (хотя за частую это владельцы конца XIX века).
Памятники второй половины XIX века и более поздние в список не включены. Тем не менее есть в Калуге интересные образцы стиля модерн, раннего конструктивизма и т. д. В калужских домах сохранилось много изразцовых печей конца XVIII — начала XIX века.
Ансамбль центра: бывшие Присутственные места — три корпуса с четырьмя арками (1780 — 1787, архитектор П. Р. Никитин; портик восточного корпуса по проекту Н. Соколова, 1823), Троицкий собор (1786, 1804 — 1811, 1815 — 1818, архитектор И. Д. Ясныгин), городской сад, быв. губернаторский дом (1808 — 1811, строил И. Д. Ясныгин по «образцовому» проекту А. Д. Захарова; пере строен в 1841 г., архитектор Н. Соколов), быв. Дворянское собрание (1848 — 1850, строил П. И. Гусев), два дома соборного причта (конец XVIII в., по ул. Баженова), Каменный мост через Березуйский овраг (1777 — 1780, архитектор П. Р. Никитин), обелиск около моста.
Дома по площади Ленина (№ 8, 9, 10, 11): торговые ряды (1784 — 1821), городская дума (начало XIX в., отделка фасада — конец XIX в., угол ул. Кутузова);
ул. Баумана: дом № 11 (Гончаровых) — конец XVIII в., с частью середины XVIII в.; № 14 — церковь Георгия за Верхом (1700 — 1701); № 18 — конец XVIII в.; 135 № 35 — конец XVIII в.; № 40 — конец XVIII в. (с изразцовой печью);
ул. Гагарина: дом № 26 — конец XVIII в.;
ул. Герцена: дом № 15 — Васильевская церковь в Солдатской слободе (1801), колокольня (1830);
ул. Дарвина: дом № 12 (Архангельских) — начало XIX в.;
ул. Дзержинского: дом № 29 — конец XVIII в., № 34 — середина XIX в., № 35 — конец XVIII в., № 42 — начало XIX в., № 49 (Билибиных) — начало XIX в., № 81 (Н. И. Васильева) — середина XIX в. (архитектор П. И. Гусев), № 87 — конец XVIII в., № 88 — начало XIX в.;
ул. Достоевского: № 17 — Успенская церковь — 1762, колокольня — конец XVIII в., дом № 30 — начало XIX в., № 44 — конец XVIII в., дом № 48 (Мешковых) — начало XIX в.;
пер. Достоевского: дом № 3 — начало XVIII в., № 5 — середина XVIII в. (здесь жил Е. П. Оболенский);
ул. Каракозова: дом № 4 — начало XIX в., № 9 — начало XIX в.;
ул. Карпова: дом № 1 — начало XIX в., № 4 (Сухозанет) — начало XIX в., № 7 — середина XVIII в., № 23 — начало XIX в.; ул. Кирова: дом № 38 — начало XIX в. (с изразцовой печью), № 40 (усадьба Кожевниковых) — конец XVIII в. (уличный фасад — начало XIX в.), три службы (деревянные) — начало XIX в., № 41 — церковь Жен-Мироносиц (1798 — 1815, архитектор И. Д. Ясныгин), колокольня (1818 — 1831), № 48 (Купцова) — конец XVIII в. (перестроен в 1825 г., архитектор Н. Соколов), № 62 (во дворе) — середина XVIII в., № 66 — конец XVIII в.;
1- й Красноармейский пер.; дом № 5 — середина XVIII в.;
2- й Красноармейский пер.: дом № 10 (Торубаевых) — середина XVIII в.;
ул. Кутузова: дом № 2 — начало XIX в., № 20 (Билибиных) — начало XIX в. (ворота — середина XVIII в.), № 21 — церковь Богоявления — 1735, колокольня — 1834, № 26 (архиерейский дом) — середина XIX в., № 30 — начало XIX в.;
ул. Ленина: обелиск Московских ворот — 1775; без номера, дом у стадиона — конец XVIII в.; дом 65а (Толстых) — начало XIX в. (деревянный), № 68 (угол ул. Огарева) — начало XIX в., № 70 (деревянный, во дворе деревянная служба, Теличеевых, потом Польман) — 1806, № 78 (угол ул. Кирова) — конец XVIII в., ...№ 79 (гимназия Саловой) — начало XIX в., № 83 (угол ул. Луначарского) — «народное училище» с флигелем во дворе (1783 — 1785, архитектор П. Р. Никитин), со стороны площади и ул. Ленина переделан в конце XIX в., со стороны же ул. Луначарского сохранил первоначальную обработку; рядом по ул. Ленина — уездное училище (1835), № 95/2 — конец XVIII в., № 97 — начало XIX в.; № 98 (угол ул. Дарвина) — конец XVIII в. (третий этаж надстроен в 1968 г.), № 104 (усадьба Билибиных, потом Чистоклетовых, дом, флигели, ограда с воротами, сохранились интерьеры дома) — начало XIX в., № 106 — Никитская церковь (1687), галерея (1834, арх. Н. Соколов), № 111 — начало XIX в., № 115 — конец XVIII в.
ул. Луначарского: дом № 28 — конец XVIII в., № 20 (угол ул. Каракозова) — конец XVIII в., № 36 — усадьба начала XIX в. (перестроена в середине XIX в.).
Московская ул.: дом № 13 (Билибиных) — начало XIX в., № 19 — конец ХVIII в., № 24 (Горбунова, некогда с росписью) — начало XIX в., № 30 — церковь Иоанна Предтечи (середины XVIII в.), № 46 — начало XIX в., № 52 — усадьба конца XVIII в. (дом и флигель), № 56 — конец XVIII в.
ул. Никитина: дом № 3 — конец XVIII в., № 66 (Хлюстинская богадельня) — 1805 — 1808 (строил И. Я. Каширин), № 82/83, угол ул. М. Горького (Золота рева, потом Хлюстинская больница) — начало XIX в.;
ул. Плеханова: дом № 19/2 (Сперанских, деревянный) — начало XIX в., № 26 (Толмачевых, деревянный) — 1814, № 86 — конец XVIII в., № 88 (Коробовых) — конец XVII в.;
Первомайская ул.: дом № 37 — усадьба начала XIX в., № 173 — конец XVIII в.;
ул. Подвойского: дом № 17 — церковь Спаса под го рой (Казанская) — 1717, колокольня, часовня и ограда — 1802;
Почтовый пер.: дом № 2 — церковь Покрова на Рву — 1687, главы и колокольня — вторая половина XVIII в., № 4 — начало XIX в. (деревянный с крыльцом), № 6 — конец XVIII в. (ворота начала XIX в.);
Пушкинская ул.: дом № 2 — начало XIX в. (здесь жил в ссылке Шамиль), № 5 — конец XVIII в., № 7 — конец XVIII в., № 14 (усадьба Золотаревых, потом Кологривовых, сохранились интерьеры главного дома) — 1806 — 1808, № 15 — начало XIX в., № 16 (Макаровых) — середина XVIII в., № 17 — начало XIX в.;
ул. Революции: дом № 3 — конец XVIII и. № 7 — конец XVIII в., № 9 — начало XIX в., № 10 — начало XIX в. (сохранилась изразцовая печь);
ул. Свердлова: дом № 1 — конец XVIII в., № 21 — Знаменская церковь (1720 — 1731);
Смоленская ул.: дом № 8 — церковь Спаса за Верхом (1700), колокольня — конец XVIII в.;
Совхозная ул., дом № 7 (Унковских, здесь останавливался Г. Р. Державин) — 1793;
ул. Софьи Перовской: дом № 2/11 — конец XVIII в., № 3 — усадьба конца XVIII в. (во дворе, д. № 5, каменный дом и деревянный флигель), № 6 — (Прянишникова, потом Пестриковская богадельня) — конец XVIII в., № 9 (Яновских) — усадьба конца XVIII в., № 12 — конец XVIII — начало XIX в., № 13 (угол ул. Кутузова) — начало XIX в., № 16 - начало XIX в., № 20/27 - конец XVIII в., № 22/26 — конец XVIII в., № 25 — конец XVIII — начало XIX в.; между домами № 25 и № 27 церковь Георгия за Лавками - 1700 (трапезная и колокольня — конец XVIII в.), № 26 - конец XVIII в, № 28 — конец XVIII в., № 29 - начало XVIII в. № 31а (угол Первомайской ул.) — начало XIX в.. № 33/13 (на стрелке улиц Первомайской, С. Перовской и Кутузова) — начало XIX в., № 153 — начало XIX в № 177 — церковь Косьмы и Дамиана — середина XVIII в. (колокольня — 1797 г.);
ул. Суворова: дом № 14 (угол Театральной) конец XVIII в., № 102 (Тимченко) — усадьба начала XIX в. (дом в основе конца XVIII в.), № 117 (Малютинская богадельня) — начало XIX в.;
Театральная ул.: д. № 12/15 (угол ул. Дарвина и пер. Дарвина) - конец XVIII в., № 48 - нач. XIX в., № 51/43 (угол ул. Достоевского) — начало XIX в., № 59/13 (угол ул. Дарвина, усадьба Билибиных, включавшая дом, два флигеля и два павильона на углах ограды) — конец XVIII в., № 76 (уг. пер. Дарвина, принадлежал Л. Осипову, перестроен в 1808 г. архитектором И. Д. Ясныгиным);
ул. 1905 года: дом № 84 - середина XVIII в.;
ул. Урицкого: дом № 5 (Старичковых) — 1806 — 180(, № 10/16 — конец XVIII в., № 14 — начало XIX в., № 20 (Торубаева, потом Сиротский дом) — начало XIX в. (переделывался архитектором Н. Соколовым);
Парк Циолковского (сад при Загородном доме губернатора) — 1782; Городское кладбище: Пятницкая церковь — 1781.
Статья "От редакции" (из второго издания)
От редакцииПреждевременная смерть помешала Е. В. Николаеву внести необходимые уточнения в текст своей книги. Для работы над вторым изданием мы пригласили М. М. Днепровского, калужанина, друга Евгения Викторовича. Совместно с Г. Н. Клименко он внес некоторые поправки в список архитектурных памятников Калуги.
Попутно М. М. Днепровский уточнил некоторые сведения, приводимые Е. В. Николаевым .в основном тексте книги. Нам бы не хотелось нарушать целостность повествования автора и потому мы приводим эти поправки здесь.
На стр. 20 в описании собора Боровского монастыря сказано: «Позже, в 1651 году, на средства царевны Ирины Михайловны был построен маленький северный придел...»
В действительности северный придел был построен одновременно с собором, т. е. в конце XVI века. Придел был посвящен св. Ирине, «покровительнице» жены царя Федора Иоанновича и сестры Бориса Годунова — Ирины. Это подтверждают некоторые исторические источники, например, «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России», составленное Александром Ратшиным (Москва, в Университетской типографии, 1852 г., стр. 109). Кроме того, проведенным Центральной научно-реставрациояной мастерской Академии архитектуры исследованием в натуре установлено, что в строительстве собора и придела применялся одинаковый кирпич и раствор, в архитектурных же формах собора и придела, в частности в обработке барабанов и глав, полное сходство. Дата «1651 г.,» взятая из надписи на стене придела, относится к росписи его после произведенного капитального ремонта.
На той же 20-й странице сказано, что «бывший в монастыре до 1956 года музей закрыли, а новые хозяева зданий...» и т. д. В действительности музей был в середине 1930-х годов переведен в Боровск, просуществовал там около 20 лет, после чего был ликвидирован. Это уточнение сделать необходимо, т. к. иначе слова автора о печальных последствиях смены хозяев монастыря теряют смысл: центральная глава собора рухнула в мае 1954 г., т. е. за два года до указанного автором времени закрытия музея.
На стр. 57 сказано: «Напротив города — деревушка с ласковым названием «Ромодановы дворики», посреди ее — небольшая церковь», а на стр. 104: «Прямо против Калуги, за Окой, раскинулось село, рассеченное оврагами, — Ромодановы дворики, та самая «деревушка с ласковым названием», которая все время видна из города».
Между тем старое село, некогда принадлежавшее «князю-кесарю» Ромодановскому, называлось и называется Ромодановым, что же касается Ромодановских (а не «Ромодановых») двориков, то это небольшой населенный пункт, возникший при въезде в город, по-видимому, в середине XIX века в виде ряда постоялых дворов вдоль Перемышльского шоссе, подходившего к существовавшему здесь до недавнего времени плашкоутному, затем наплавному мосту. В дальнейшем это селение разрослось, главным образом в советские годы, и протянулось не только дальше вдоль шоссе, но и в сторону от него, в направлении к селу Ромоданову. Строились там уже не
постоялые дворы, а преимущественно жилые дома горожан. «Деревушкой» этот населенный пункт никак не назовешь, это, скорее, пригород.
Евгений Викторович объединил Ромоданово и Ромодановские дворики под одним названием, и у него получилось широко раскинувшееся село, рассеченное оврагами, с церковью посреди него (церковь же на краю села).
Поместил в эту раздачу pdf-файл, найденный в сети. Со временем заметил, что в этом файле не достаёт двух страниц книги (78 и 93). Нашёл идентичное издание, отсканировал эти две страницы и поместил их в изменённый файл.
После этого Торрент перезалил.
Попутно заметил, что в советское время выходило два издания этой книги.