Кейхан Кальхор: великий заклинатель маленького смычка
по материалам арт-дайджеста "Солонеба"Музыкальное наследие персов кишмя кишит драгоценностями. Но есть среди всех этих перлов особо дорогой экземпляр – кеманча. Издавна её звучание сравнивали с человеческим голосом, пронзительным и жалобным. Во многих поэтических трактатах мелодии кеманчи уподоблялись стрелам, пронзающим душу человека. Столь трепетное и одухотворённое отношение к инструменту сохранилось и сегодня. Неслучайно в 2015 году Иран подал заявку на включение кеманчи в Список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Название этого струнно-смычкового инструмента в переводе с древнеперсидского означает «маленький смычок», при этом техника игры на кеманче весьма и весьма непроста. Однако тем, кто овладел «инструментом для услады» (как именует кеманчу персидский поэт XII века Масуд Сад), он предоставляет в музыкальном плане практически безграничные орнаментальные возможности на уровне тонких микрохроматических интервалов. Из ныне живущих виртуозов кеманчи, пожалуй, крупнейшим является Кейхан Кальхор. Техника игры этого мастера отличается инкрустированной атмосферой, насыщенной глубокими человеческими чувствами вкупе с богатыми музыкальными традициями Ирана, макамной и фольклорной. Сам же великий заклинатель маленького смычка, будучи по природе сторонником мультикультуры, считает, что в его творчестве вполне естественно сочетаются традиции разных стран и континентов.
Кейхан Кальхор (род. 24 ноября 1963 г. в Тегеране, Иран) с детства обучался музыке. Родившись в курдской семье, он с семи лет стал овладевать азами классической персидской музыки, а в тринадцать уже играл в Национальном оркестре Радио и Телевидения Ирана. Продолжая своё музыкальное образование под руководством различных педагогов, Кальхор изучал персидскую традицию радифа и, кроме того, ездил учиться в северную часть провинции Хорасан, чьи музыкальные школы находятся не только под персидским, но и курдским, а также тюркским (азербайджанским) влиянием. В отрочестве Кейхан выступал в составе известных иранских музыкальных групп «Шейда» и «Чавуш», а затем решил довершить своё образование заграницей. Сначала он переехал в Рим, потом в Оттаву, где окончил Карлтонский университет, а еще чуть позже – в Лос-Анджелес, чтобы узнать западную классическую музыку изнутри и иметь цельную картину современного музыкального дискурса.
Кальхор на своих выступлениях не единожды подчёркивал, что стремится к тому, чтобы его музыка преодолевала культурные границы. В одном из интервью он подчеркнул: «Меня можно назвать послом своей культуры, особенно в отношении музыки. Надеюсь, что та любовь, которую я доношу при помощи своих песен, поможет сплотить людей». Идеей метакультурного единства пронизан и участие Кейхана в группе Ghazal (название «Газаль» сопряжено с особой стихотворной формой, заимствованной из арабской поэзии, в которой конец каждого чётного стиха является повторением конца первого стиха). Кроме иранского кеманчиста в состав интернационального трио входили индийские музыканты – ситарист Шуджат Хуссейн Хан и таблист Свапан Чаудхури. Издание Daily Telegraph так отозвалось о группе Ghazal: «Это гипнотически красивый союз индийских и иранских классических музыкантов, в творчестве которых можно услышать импульсивное эхо и песнь дождя, искрящийся звон ситара и истому кеманчи…» За альбом The Rain (2003), записанный на легендарной студии Манфреда Айхера ECM, коллектив был номинирован на на премию Грэмми. Кстати, пять записей из обширной дискографии курдского уникума были номинированы на Грэмми, а в 2017 году он, как участник группы Silk Road Ensemble, таки получил заветную для многих музыкантов статуэтку золотого граммофона.
За свою долгую и продуктивную карьеру Кейхан Кальхор выступал с такими знаменитыми исполнителями, как иранские вокалисты Мухаммед Реза Шаджарян и Шахрам Назери, турецкий маэстро багламы (большой саз с 7 струнами) Эрдаль Эрзинкан, малийский виртуоз коры Тумани Диабате, американский струнный квартет Kronos Quartet, американский виолончелист китайского происхождения Йо Йо Ма и его проект Silk Road Ensemble. Кроме каманче, Кейхан Кальхор также играет на сетаре – еще одном иранском инструменте. А еще он сам изобрел особый инструмент, похожий на каманче, под названием «шах-каман». Этот производный от кеманчи инструмент был создан в 2011 году в Австралии мастером музыкальных инструментов Питером Биффином под чутким руководством самого Кейхана Кальхора. У пятиструнного шах-камана (с несколькими дополнительными резонансными струнами) более глубокий тембр, чем у кеманчи, наподобие альта. Его проникновенное звучание можно услышать и на последнем на альбоме Кейхана Кальхора Hawniyaz («Неразлучно»), который увидел свет увидел свет в июне 2016 года на знаковом лейбле Harmonia Mundi. В записи диска, все песни на котором были записаны на курдском языке, приняли участие всемирно известные исполнители, такие как певица родом из турецкого Курдистана Айнур Доган, азербайджанский джазовый пианист Салман Гамбаров и курдский тамбурист Джамиль Косгири.
В 2019 году Кейхан Кальхор несколько сместил акценты своего творчества от этно-классической традиции в сторону джаза, записав альбом с Rembrandt Frerichs Trio – трио известного джазового пианиста и композитора из Нидерландов Рембрандта Фрерихса. Тем самым великий кеманчист подтвердил свою репутацию мультижанрового исполнителя, способного скрестить древние мелодии персов с актуальными музыкальными течениями.
https://www.last.fm/ru/music/Kayhan+Kalhor/+wiki
Тумани Диабате: африканский Прометей
по материалам арт-дайджеста "Солонеба"Музыка, которую он исполняет, создавалась и почиталась столетиями. Тумани Диабате — один из самых выдающихся музыкантов мира, и, безусловно, в числе наиболее плодотворных и успешных исполнителей африканского континента. Он виртуозно играет на коре, которую часто называют 21-струнной западноафриканской арфой. Тумани больше, чем кто-либо другой из одаренных користов, популяризирует этот инструмент среди аудитории по всему миру. Он, как Прометей, дарит людям музыкальное пламя искусства своего народа. Его талант и творческий потенциал наглядно демонстрируют публике, что кора вполне может тягаться за звание лучшего инструмента планеты.
Тумани Диабате родился в 1965 году в столице Мали Бамако, в семье гриотов, чья родословная насчитывает более семидесяти поколений музыкантов. Поэтому все родственники, так или иначе, причастны к музыке. Его двоюродная сестра Сона Джобарте стала первой женщиной користкой из семьи гриотов, а младший брат Мамаду Сидики Диабате тоже видный мастер игры на этом инструменте. Мать Тумани — певица Нене Койта. А его отец, Сидики Диабате старший, был настоящей легендой Западной Африки. Его называли королем коры за виртуозный и уникальный стиль игры, отголоски которого слышны и в работах Тумани. Западноафриканские гриоты – это не просто профессиональные музыканты, это представители особой социальной касты, хранители устных традиций, передающие своим чадам богатое культурное наследие своего народа.
Всего за несколько часов Тумани записал свой дебютный сольный альбом Kaira, — первый в истории диск, где звучит только кора. Мощный, цепляющий за живое и полный захватывающих импровизаций, этот альбом сделал 21-летнего музыканта звездой у себя на родине и весьма востребованным исполнителем на международном уровне. Несмотря на музыкальное окружение, в котором рос Тумани, он был самоучкой. Мальчик никогда не получал уроков игры у своего сурового отца, только слушал и внимал, как тот играет. Он взял в руки кору в неполные пять лет. Как раз в то время малийское правительство внедряло активные программы по поддержке национальных культурных традиций, поощряя ансамбли, играющие народную музыку. В один из таких коллективов из города Куликоро (около 60 км к востоку от Бамако) и был приглашен Тумани, когда он стал постарше. В составе это ансамбля состоялся его успешный сценический дебют. Тогда юному користу было всего 13. Позднее Тумани Диабате присоединился к группе талантливых молодых музыкантов, которые аккомпанировали великой диве Кандии Куйяте. Он впервые попал в Европу в 1986 году в составе ансамбля, сопровождавшего малийского певца Усмана Сако.
Закончилось все тем, что Тумани остался в Лондоне на целых семь месяцев. В этот период он засветился на альбоме Ba Togoma в числе музыкантов ансамбля своего отца, а затем сумел заключить контракт с лейблом Hannibal и всего за несколько часов записал свой дебютный сольный альбом Kaira, — первый в истории диск, где звучит только кора. Мощный, цепляющий за живое и полный захватывающих импровизаций, этот альбом сделал 21-летнего музыканта звездой у себя на родине и весьма востребованным исполнителем на международном уровне. Kaira до сей поры остается бестселлером. Тогда у молодого артиста нарисовался довольно плотный концертный график, включавший и выступление на фестивале WOMAD, которое стало хорошим толчком для его дальнейшей карьеры. Пребывание в Великобритании существенно расширило его познания о мире музыки за пределами Мали, ведь он имел прекрасную возможность общаться и работать в неформальной обстановке с музыкантами самых разных жанров. Будучи по натуре экспериментатором, Тумани никогда не упускал случая окунуться в музыкальные воды других стилей. Знаковым стало его сотрудничество с испанской фламенко-группой Ketama и британским басистом Дэнни Томпсоном, с которыми он записал два замечательных альбома: Songhai в 1988-м и Songhai 2 в 1994-м.
Его следующим шагом по расширению стилистических границ стало создание группы Symmetric Orchestra, название которой отражает идеальный баланс или «симметрию» между старинной народной и современной музыкой. В состав коллектива вошли исполнители из родственных стран. Ведь Сенегал, Гвинея, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар и Мали некогда были частью одной средневековой империи Манде, и у Тумани родилась идея воссоздания культурного равновесия в рамках современного музыкального контекста. Название новоиспеченного оркестра впервые было использовано на релизе, озаглавленном Shake The Whole World. Этот альбом, записанный вместе с японским мастером игры на кото Брайаном Ямокоши, был выпущен в 1992 году ограниченным тиражом только в Японии и Мали. В последующие годы участники группы Symmetric Orchestra постоянно поддерживали связь, и коллектив продолжал развиваться и расти. Кульминацией этого развития стал выход нашумевшего альбома Boulevard de l’Indépendance в 2005-м, после релиза которого, музыканты отправились в продолжительное мировое турне.
В период 1990-х Тамани активно выступал на фестивалях и концертах по всему миру, делая все возможное, чтобы привлечь интерес публики к музыке Мали в целом и к коре в частности. Ни на миг не прекращая попытки заглянуть за жанровые горизонты, музыкант опробовал тип инструментального ансамбля, играющего смесь джаза, джугалбанди и музыки гриотов. Результатом этого стилистического слияния стал альбом Djelika, увидевший свет в 1995-м. В этой работе приняли участие блестящий мастер игры на нгони Бассеку Куяте и виртуоз балафона Келетигуи Диабате.
На закате тысячелетия Тумани записал дуэт на коре вместе с Баллаке Сиссоко. Альбом New Ancient Strings стал с одной стороны данью уважения их уважаемым отцам, которые в далеком 1970-м выпустили классический альбом Ancient Strings, а с другой – попыткой донести исторически ценный материал до современной аудитории. На закате тысячелетия, в 1999 году, Тумани записал дуэт на коре вместе с Баллаке Сиссоко. Их уважаемые отцы в 1970-м выпустили классический альбом Ancient Strings, поэтому свой новый диск сыновья назвали New Ancient Strings. Это была их дань уважения оригинальной записи и попытка донести материал до современной аудитории. Кроме того, как у себя на родине, так и за рубежом, Тумани принимал участие во множестве проектов. Он гастролировал с Салифом Кейтой и сыграл на двух его прославленных альбомах: Papa и M’Bemba. Тумани был частью межнационального проекта британского музыканта Дэймона Албарна Mali Music project и помогал в записи альбома Кассе Мади Диабате Kassi Kasse, получившего номинацию на премию Grammy в 2004-м. Для песни «Hope», вошедшей в альбом Volta исландской певицы Бьорк, Тумани записал партию коры, что собственно и привело его в качестве почетного гостя на британский фестиваль Glastonbury.
Альбом The Mandé Variations ознаменовал собой возвращение к акустическому звучанию, став первым сольным альбомом на коре со времен его инновационного дебюта Kaira, и по праву был удостоен номинаций на Grammy и NAACP Image Award. Африканцы утверждают, что блюз родом из Африки, поэтому сотрудничество Тумани с американским блюзменом Тадж Махалом стало вполне закономерным продолжением его музыкальных изысков. В записи их новаторского альбома Kulanjan приняли участие также Баллаке Сиссоко и Кассе Мади Диабате. Над своим следующим диском MALIcool Тумани работал вместе с американским джазовым тромбонистом Росвеллом Раддом. Очередной сольник Тумани The Mandé Variations, релиз которого состоялся в 2008-м, ознаменовал возвращение к акустическому звучанию. Эта работа стала первым сольным альбомом на коре со времен его инновационного дебюта Kaira. The Mandé Variations был удостоен номинаций на Grammy и NAACP Image Award.
За свой неутомимый труд на поприще развития и пропаганды национальных традиций Тумани в последние годы стал пользоваться особым признанием и уважением. Он — президент и руководитель Mandinka Kora Productions, организации, проводящей семинары, фестивали и различные культурные мероприятия, которые знакомят людей с малийскими обычаями. В бамакской Консерватории искусств, культуры и мультимедиа Баллы Фассеке Тумани — преподаватель современной и народной музыки, а также игры на коре. В 2004 году на фестивале Mawazine, организованном королем Марокко Мохаммедом шестым, Тумани вручили приз ЮНЕСКО Zyriab des Virtuoses. Он стал первым чернокожим африканцем, который получал когда-либо эту награду. В декабре 2008 года Тумани был назначен послом доброй воли ЮНЭЙДС (объединение организаций ООН, созданное для борьбы в глобальном масштабе с эпидемией ВИЧ и СПИДа и ее последствиями). А в марте 2014-го лондонская Школа восточных и африканских исследований наградила Тумани Диабате почетной степенью доктора музыки в знак признания его масштабной работы по популяризации коры и традиционной музыки Мали во всем мире. Ранее из музыкантов только пианист Даниэль Баренбойм был удостоен подобной чести.
Отдельной строки заслуживает сотрудничество Тумани со своим соотечественником, певцом и инструменталистом Али Фарка Туре. Их первый совместный альбом 2005 года In the Heart of the Moon, в записи которого также принимал участие Рай Кудер, получил премию Grammy в категории Лучший альбом этнической музыки. Сольный диск Али Фарка под названием Savane, выпущенный год спустя, тоже не обошелся без великолепной коры музыканта. Тумани Диабате аккомпанировал певцу в его последнем турне, которое состоялось летом 2005 года. Именно тогда музыканты провели три дня в лондонской студии, записывая альбом Ali and Toumani, собравший впоследствии целый ворох восторженных рецензий. Он вышел в свет уже в 2010-м, четыре года спустя после смерти Али Фарка. Вслед за релизом альбома Тумани со своей группой выступил с серией концертов, организованных, чтобы почтить память выдающегося музыканта. На этом турне под названием The Ali Farka Touré Variations Tour исполнялись интерпретации композиций певца.
Идея альбома AfroCubism изначально была концепцией для диска Buena Vista Social Club. Планировалось объединить в одном проекте лучших музыкантов из Кубы и Мали, включая, разумеется, и самого Тумани. Но тогда, в 1996 году, малийским исполнителям по каким-то причинам отказали в визах, и на Кубу они так и не попали. В результате альбом The Buena Vista Social Club все же был записан, правда, в совершенно ином ключе. Он, безусловно, заслуживает пристального внимания, но это уже будет совсем другая история. Продюсеру Нику Голду с лейбла World Circuit, который организовывал этот проект, позднее все-таки удалось собрать в одной студии оригинальный звездный состав кубинцев и малийцев. После нескольких вдохновленных сейшенов совместный альбом Afrocubism, записанный музыкантами с двух разных континентов, был готов. Правда, свет он увидел уже в 2010-м, на 14 лет позже, чем планировалось. После реализации этого задержавшегося проекта Тумани Диабате занялся очередной коллаборацией, на этот раз с бразильскими исполнителями Арналдо Антунесом и Эдгардом Скандуррой. Результат их сотрудничества можно услышать в альбоме A Curva a Cintura.
А затем, в марте 2012 года, в Мали случился кризис. Тумани был глубоко поражен, узнав о военном перевороте в стране. Новость настигла его на пути в Уэльс, куда он ехал поработать с арфисткой Кэтрин Финч. Самым печальным и шокирующим оказалось то, что с приходом нового правительства в двух третях северной части страны музыка оказалась под запретом. Исламский мятеж и переворот в Мали стали главным импульсом для решения Тумани выпустить альбом в дуэте со своим сыном Сидики Диабате, который уже успел прославиться на родине, как артист хип-хопа. Увлечение современным жанром при этом отнюдь не мешает 24-летнему музыканту поддерживать семейные традиции. Он прекрасно играет на коре. Диск Toumani & Sidiki был записан исполнителями в лондонской студии RAK studios и появился в продаже в мае 2014-го.
Расхожий афоризм, что «все гениальное – просто», очень напрашивается для характеристики этой изумительной работы. Нет, нет, как раз на коре играть совсем непросто. К слову сказать, она довольно сложна для обучения. Речь о том, что здесь просто, без всяких прикрас, записан музыкальный диалог между двумя инструментами. Нет никакого дополнительного аккомпанемента, ничего. Только две коры и волшебные звуки музыки, которые с гениальным мастерством извлекают из этих инструментов потомственные музыканты, — отец и сын. При помощи этого альбома Тумани не только намеревался представить миру 72-е поколение гриотов семьи Диабате в лице своего сына Сидики младшего. Он хотел продемонстрировать позитивную сторону Мали, доказать, что самые ценные активы державы – это ее музыка и культура. И доступ к этим невероятным богатствам, способным сплотить людей разных убеждений и веры, должен быть всегда открыт.
В 2017 году Тумани, его сын и популярная малийская певица Фатумата Диавара приняли участие в проекте Матье Шедида LAMOMALI, более известного в среде меломанов как -М-. Предваряя выход их совместного альбома Матье Шедид анонсировал его следующим образом: «Мы все связаны. Атомами и звездной пылью, сердцами и умами… Своей природой. Вселенной. Музыкой». Лонг-плей стал мультиплатиновым и концертный тур в его поддержку прошел по многим крупным европейским городам, собирая до отказа набитые стадионы.
А в 2021 году случилось еще одно радостное событие – сбылась давняя мечта Тумани записать альбом с симфоническим оркестром, чтобы донести красоту игры на коре до широкого круга ценителей классики. Вышедший в конце апреля 2021 года на лейбле World Circuit диск Kôrôlén был записан в тандеме с Лондонским симфоническим оркестром под управлением дирижера Кларка Ранделла. Партии аранжировок доверили именитым композиторам – Нико Мьюли и Яну Гардинеру. «Этот проект начался более 2000 лет назад, – сказал Тумани, презентуя новое детище. – Моей мечтой было, чтобы музыка, исполняемая на коре, музыка народа манде, зазвучала в классическом ключе, совместно с оркестром». Не зря говорят: мечты сбываются – надо только захотеть».
Избранная дискография
1987 - Ba Togoma (with Sidiki Diabaté, Mariama Kouyaté, Djeli Mady Sissoko, Kandia Kouayté)
1988 - Kaira
1988 - Songhai (with Ketama and Danny Thompson)
1994 - Songhai 2 (with Ketama and Danny Thompson)
1995 - Djelika
1999 - New Ancient Strings (with Ballake Sissoko)
1999 - Kulanjan (with Taj Mahal)
2001 - Jarabi: the Best of Toumani Diabate
2002 - Malicool (with Roswell Rudd)
2005 - In the Heart of the Moon (with Ali Farka Touré)
2006 - Boulevard de l'Indépendance
2008 - The Mandé Variations
2010 - Ali and Toumani (with Ali Farka Touré)
2011 - A Curva da Cintura (with Arnaldo Antunes and Edgard Scandurra)
2014 - Toumani & Sidiki (with Sidiki Diabate)
2017 - Lamomali (with Mathieu Chedid, Sidiki Diabate, Fatoumata Diawara)
2021 - Kôrôlén (with The London Symphony Orchestra)
2023 - The Sky Is the Same Colour Everywhere (with Kayhan Kalhor)
https://www.last.fm/ru/music/Toumani+Diabaté/+wiki