Andrew55@55 · 27-Июн-17 18:53(7 лет 6 месяцев назад, ред. 27-Июн-17 18:56)
Теорія историческаго процесса. Очерки по философіи и методологіи исторіи. Курсъ лекцій / Теория исторического процесса. Очерки по философии и методологии истории. Курс лекций Год издания: 1919 Автор: Хвостовъ В.М. / Хвостов В.М. Жанр или тематика: Философия истории; теория истории; историология, Издательство: 3-е изд. (испр. и знач. доп.). – М.: Моск. науч. изд. при Моск. науч. ин-те, 1919. Язык: Русский (дореформенный) Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы + распознанный текст Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 392 с. Описание: Настоящая книга, написанная известным отечественным философом и правоведом В.М.Хвостовым (1868-1920), представляет собой курс лекций по философии и методологии истории.
Подробнее
Предметом нашего изучения будет не история, а теория исторического процесса. Для того, однако, чтобы определить, что такое теория исторического процесса, нам необходимо с самого же начала установить отношение этой дисциплины к самой исторической науке, а потому приходится начать изложение с определения истории, как науки. В настоящее время я могу дать только предварительное определение истории, так как обоснованию и развитию этого определения будет посвящена значительная часть дальнейшего изложения.
По моему мнению, под именем истории следует разуметь науку, ставящую своей задачей изучение минувших событий и состояний в жизни людей, как социальных существ.
Согласно изложенному, нам нетрудно теперь более подробно наметить содержание курса теории исторического процесса. Эта дисциплина должна нас познакомить с исторической наукой в процессе ее возникновения и затем с основными принципами исторического процесса, как они представляются с точки зрения уже сложившейся исторической науки в ее современном состоянии.
Все это содержание можно уложить в три отдела, на которые и будет распадаться наш курс.
1) Первый отдел будет посвящен выяснению места истории среди других наук и ее специальных задач. Здесь мы должны будем точнее определить тот предмет, с которым имеет дело историческое исследование, выяснить отношение истории к другим научным дисциплинам и место ее в классификации наук, наконец, дать ответ на вопрос о том, чем собственно возбуждается интерес человечества к историческим проблемам, т.е. на какие вопросы призвано давать ответ историческое познание.
2) Второй отдел будет иметь своим предметом руководящие понятия и принципы, лежащие в основе исторического мировоззрения. Здесь мы будем иметь дело с общим учением об историческом процессе, насколько оно может быть установлено на основании данных современного знания. В значительной степени здесь придется ограничиться подведением итогов тем различным научным дисциплинам, с которыми соприкасается историческое исследование, поскольку эти дисциплины дают материал для общего мировоззрения историка.
3) Наконец, в третьем отделе мы поставим специально вопрос о пределах эмпирического познания в области истории, о средствах и приемах исторического исследования. Здесь мы должны дать окончательный ответ по вопросу о значении гипотетических и метафизических элементов в современном историческом мировоззрении. Мы выясним, до каких пределов может идти историк в точном исследовании и в какой степени возможно для него отрешиться от субъективизма в его работе и выводах.
Примеры страниц
Содержание
Оглавление
Необходимость философского обоснования исторической науки.
Спекулятивная и критическая философия
Содержание теории исторического процесса
Три отдела курса.
Метафизические вопросы философии истории.
Философия истории и социологии
Отдел первый. Место истории в системе научного знания
Глава I. Система наук
Наука ли история?
Общие задачи научного знания.
Особенности истории.
Взгляд Шопенгауэра
Классификация наук в ее историческом развитии
Понятие классификации.
Классификация наук.
Значение теории познания.
Классификация Платона и Аристотеля.
Средние века.
Классификация Бэкона.
Бентам.
Ампер.
Гегель.
Конт.
Спенсер.
Вундт.
Риккерт
Глава II. Очерк теории познания
Предмет теории познания. Различные направления
Теория познания. Ее отношение к психологии и логике.
Различные направления в решении вопросов относительно: происхождения познания; обязательности познания; предмета познания
Соотношение мышления и опыта Опыт и мышление.
Дискурсивность мышления.
Понятия и суждения.
Абстрактные понятия.
Умозаключение.
Истина как логическое единство опыта.
Логические законы.
Формы воззрения и категории.
Научный метод.
Гипотеза
Индукция и дедукция.
Причинность.
Эмпирический и научный закон.
Телеологический прием.
Чистый опыт и чистое мышление
Субъект и объект.
Имманентная и трансцендентная реальность.
Опыт внутренний и внешний.
Субъект и объект.
Тело субъекта.
Бытие, независимое от сознания.
Имманентизм и солипсизм.
Проблема вещи в самой себе
Сознание вообще.
Другой человек.
Понятие реальности.
Иррациональные элементы бытия.
Социальное знание.
Металогические основы науки и этики
Вера и знание
Причинность мира физического и мира духовного
Мир явлений физических.
Закон сохранения энергии.
Принцип энтропии.
Мир духовного опыта.
Закон творческого синтеза.
Ценности.
Свобода и необходимость.
Воздействие человека на физический мир.
Общественное сознание.
Культурные ценности.
Коллективная психология.
Гетерогония целей
Науки о природе и о духе
Метафизика и наука
Метафизическая потребность.
Рационалистические системы.
Монизм.
Три вида метафизического монизма.
Панпсихизм.
Слабые стороны всякого монизма.
Дуализм и плюрализм
Глава ІІІ. История как индивидуализирующая генетическая наука о духе
Науки об общем и науки об индивидуальном.
Задачи науки по общепринятому воззрению.
Возражения Риккерта, Чупрова и др.
Науки о природе и науки о культуре по Риккерту.
Метод отнесения к ценностям.
Теория познания Риккерта.
Критика этой теории.
Историческая причинность
Эволюция исторической науки.
Недавнее появление истории как самостоятельной науки.
Античный период Записи о событиях прошлого.
Эпическая поэзия.
Логографы и Геродот.
Фукидид, Полибий, Аристотель.
Римские историки.
Прагматическая история.
Значение христианства.
Бл. Августин и общий характер средневековых исторических сочинений.
Возрождение.
Макиавелли.
Деление истории на основные периоды
Рационализм и школа естественного права.
Боден.
Бэкон Веруламский.
Мабильон, Вико.
Франция века просвещения: Вольтер, Монтескье, Тюрго, Руссо, Кондорсе.
Гердер и Кант. Хладениус.
Английские историки, моралисты и экономисты XVIII века.
Реакция против рационализма в начале XIX века.
Германская историческая школа юристов.
Вильгельм фон Гумбольдт.
Ранке.
Нибур.
Гегель.
Сен-Симон.
Конт.
Малль.
Бокль.
Курно.
Йеринг.
Реалистическое направление второй половины XIX века.
Выяснение основных факторов исторической закономерности.
События и состояния.
История и социология.
Расширение круга источников
Разделение исторических наук.
История политическая и культурная
История литература изучение государства как предмет истории.
Исторические потребности разных общественных наук.
Культурная история.
Сближение работ общих историков со специальными исследованиями.
Разница между историей политической и культурной и содержание последней.
История литературы и ее область.
Эстетическое и внеэстетическое значение литературы как фактора общественной жизни.
Литература и письменность
Отдел второй. Основные принципы исторической науки
Глава I. Общее учение о факторах исторического процесса
Факторы исторического процесса
Понятие о факторе.
Возражение Ковалевского.
Необходимость выделения факторов.
Эстетический элемент в исторической работе
Классификация факторов
Человек, общество, внешняя природа.
Факторы устойчивости и изменчивости.
Сочетание этих факторов
Глава II. Отдельные факторы и их соотношение
Внешняя природа как фактор исторического процесса
Связь человека с природой.
Народы культурные и некультурные.
Состояние вопроса о значении внешней природы в современной науке.
Внешняя природа как фактор изменчивости.
Человек как фактор исторического процесса
Принципы биологической эволюции.
Эволюция.
Биогенетический закон
Дарвинизм.
Наследственность приобретенных свойств.
Теория Дарвина.
Теория Вейсмана.
Неоламарксисты.
Значение отбора.
Происхождение вариаций.
Изоляция
Физическая и психическая организация человека.
Анатомические и психические признаки человека.
Психология народов.
Человеческие расы Гобино.
Лапуж.
Гумплович.
Попытки научной классификации рас.
Их недостатки Мнение Деникера.
Лингвистические группы.
Общее заключение.
Национальность
Человеческое общество как фактор исторического процесса
Общество как организм.
Культурная традиция.
Отличие от инстинкта.
Условия, благоприятствующие традиции.
Область традиции.
Польза и вред традиции.
Отдельные классы общества и народы в их отношении к традиции.
Движение населения.
Возрастание населения.
Борьба за существование в человеческих обществах и ее особенности.
Международная борьба.
Действие борьбы за существование в истории.
Разделение труда и его значение для развития общества.
Теория Дюркгейма и Зиммеля.
Уменьшение населения
Идеи и изобретения.
Два вида исторической идеологии.
Закон исторических равнодействующих.
Порог социального сознания.
Идея и идеал.
Поединки идей и союзы идей.
Гетерогония целей.
Контрастное развитие.
Подражание.
Виды подражания.
Формула Тарда и ее критика.
Значение борьбы и соревнования
Отношение личности и бщества
Значение масс в истории.
Ницше и Палант.
Воззрения на великих людей Кузена, Гумбольдта, Гегеля, Карлейля, Грановского, Соловьевых, Милля, Ренувье, Джемса.
Взгляд Спенсера, Конта, Бурдо, Гумпловича, Моно.
Учение Лампрехта о гениях.
Великие люди в истории.
Всякая ли эпоха имеет своего героя?
Историческая психология
Дух времени.
Закон исторических соотношений.
Закон исторических контрастов.
Эволюция форм мышления и чувствования.
Выводы Гобгауза, Вундта, Леви-Брюля.
Построение Лампрехта.
Критика этого построения.
Общее заключение
Исторический материализм
Отношение к материализму метафизическому.
Теория Маркса и его последователей.
Производительные силы и производственные отношения.
Историческая диалектика.
Критика этих теорий.
Духовный характер исторических явлений.
Материальные и идейные потребности.
Самостоятельность идейного фактора.
Потребность и изобретения.
Взгляд Жореса
Закономерность исторического процесса
Случай и его значение.
Общий смысл истории.
Общие этапы исторического развития, в частности схема Лоренца.
Научный закон.
Его значение для историка.
Отношение исторической случайности к закономерности процесса.
Параллели и аналогии в истории
Отдел третий. Пределы исторического познания и метод истории
Глава I. Гипотетические и метафизические элементы в историческом мировоззрении
Прогресс Развитие идеи о прогрессе.
Теории круговращения, золотого века и прогресса.
Гердер, Кант, Кондорсе, Гегель, Конт.
Примеры современных теорий прогресса: Де-Греф, Людо Гартман, Кареев.
Метафизические элементы идеи прогресса.
Ее этическое значение
Эволюция.
Различные значения слова «эволюция».
Есть ли в этом понятии метафизические элементы?
Вопрос о духовной субстанции
Глава II. Исторический метод
Психический характер исторических данных.
Взгляд Ранке на задачу истории.
Психический характер исторического процесса и значение этого обстоятельства для исторического исследования.
Рационализация, модернизация и индивидуализация исторических процессов
Значение психологической подготовки для историка.
Этология, или наука о характере
Критика, выбор и разделение исторического материала
Особенности изучения исторических событий.
История как рассуждение о документах.
Виды исторических источников.
Вспомогательные науки.
Критика документов и объяснение установленных фактов.
Относительные масштабы.
Выбор тем и фактов.
Деление исторического материала.
Общее значение методики исторической науки
Приложение.
О преподавании истории в средней школе
Общий характер средней школы.
Задачи и приемы преподавания истории