Союз Любителей Музыки Рок - явление для питерской рок-сцены уж если не уникальное, то, несомненно, нехарактерное. Без малого двадцать лет они, регулярно меняя состав и репертуар, колесили по клубам и танцплощадкам Питера и его окрестностей, успешно сочетали верность идеалам рока 60-х с ориентацией на самые актуальные идиомы популярной музыки всего мира, а собственный материал - с каверами любимых хитов, начисто отказавшись от пафоса и многозначительности, свойственной многим героям Рок-клуба.
В полной превратностей и донельзя запутанной биографии
Союза есть лишь один неизменный фактор - его основатель, певец, гитарист и автор песен
Владимир Козлов. Он родился в Ленинграде 18 июня 1955, т.е. ровно через тринадцать лет после
Пола Маккартни, что до некоторой степени объясняет непреходящий интерес
Володи к музыке Ливерпульской Четвёрки - впрочем, нечто подобное может сказать о себе подавляющее большинство отечественных рок-музыкантов, родившихся в 50-х.
В девятом классе, в октябре 1970, он организовал первую версию своей - пока ещё безымянной - группы:
Владимир Козлов, бас, вокал,
Сергей Горохов (р. 2.05.55 в Ленинграде) и
Александр Панфиленков (р. 29.11.54 там же), гитары, и
Сергей Ерёмин (р. 17.12.55 там же), барабаны. Первые трое были одноклассниками, а
Ерёмин учился классом младше и познакомился с ними в музыкальном кружке, где все осваивали фортепьяно.
Поначалу их репертуар на сто процентов состоял из школярских переложений песен
The Beatles, точкой приложения сил служили, в основном, школьные вечера, а названия менялись еженедельно (среди вариантов было, например, неожиданное
Голубой Вертолёт), пока весной 1973 - к тому времени Козлов уже стал студентом Института Культуры, а группа собиралась лишь от случая к случаю - кто-то из них не произнёс фразу
Союз Любителей Музыки Поп (два года спустя, ввиду явной девальвации понятия
Поп, оно было безболезненно заменено на
Рок и с тех пор название оставалось неизменным).
Тогда же, в начале 70-х,
Володя Козлов дебютировал как автор песен: его мелодии были инспирированы как британским битом, так и тем, что подпадает под определение городского романса, а тексты были полны немного наивного бытописательства ("Не жди его, Таня", "Михайловский сад", "Листопад" и т.п.). Иногда в роли автора выступал и
Саша Панфиленков.
В мае 1974, когда регулярный состав
Союза разъехался на каникулы,
Володя получил первый профессиональный ангажемент и до августа устроился играть на танцах в Колтушах, где делил время с
Гёзами. В этой временной версии группы на гитаре играл
Константин Савельев, а на барабанах -
Валерий Кравцов. 31 августа
Союз в первый раз принял участие в настоящем сэйшене в клубе на станции Можайская, где выступали те же
Гёзы и уже известные в городе
Россияне.
Начиная с сентября
Союз ЛМР в прежнем составе играл в клубе студгородка на Ново-Измайловском. В ноябре 1974
Горохова сменил их школьный знакомый
Евгений Гутман (позднее известный как
Кетов) из группы
Голубые Тени. Они сыграли на Новогодней Ёлке в Лесотехнической Академии, но суровая логика истории, неизбежно разделявшая тех, для кого рок-н-ролл был хобби и жизнью, привела к тому, что в феврале 1975 первый
Союз Любителей Музыки Рок распался.
Панфиленков бросил музыку.
Горохова призвали в армию, после которой он окончил Завод-ВТУЗ и занимался литейным производством.
Ерёмин, который учился на звукорежиссёра в Институте Киноинженеров, с лёгкой руки
Володи стал участником группы
Windbreakers, а сам он был приглашён гитаристом в едва ли не самую популярную группу тогдашнего рок-н-ролльного Питера,
Большой Железный Колокол.
Альянс обещал взаимную выгоду, поскольку у
Козлова было весьма приличное по тем временам помещение для репетиций, а у
Колокола - аппаратура и, что самое важное, имя. Боевое крещение
Володи состоялось 26 февраля 1975 на концерте в Доме Композиторов, участие в котором принимали также
Россияне и
Акварель (при участии
Севы Гаккеля, блиставшего на экзотической для рока виолончели).
В марте
Колокол - вместе с
Мифами - выступил на Днях Молодёжи в Таллине, в мае дал нашумевший концерт в Академии Художеств, а на лето устроился в ДК "Детскосельский" в Пушкине, однако, условия администрации не подошли музыкантам, и в июне
БЖК переехал в Понтонную, а
Козлов ушёл и на месяц присоединился к ещё одним долгожителям питерской рок-сцены, группе
Белые Стрелы.
В июле 1975
Володя вернулся-таки в ДК "Детскосельский", где организовал вторую версию
Союза. Она долго не могла упрочить состав: всё лето и осень
Козлов играл напару с
Женей Кетовым, регулярно меняя барабанщиков. Лишь к февралю 1976 подходящие музыканты были найдены: гитаристом стал
Игорь Алалыкин (р. 25.01.58 в Ленинграде), бас-гитару взял в руки
Станислав Хрусталёв, а на барабанах, ввиду дефицита в Питере барабанщиков, пришлось играть самому
Козлову!
Кетов, сменив несколько групп, весной 1979 стал участником
Катастрофы.
2 апреля 1976
СЛМР принял участие в праздновании Дня рождения
Джорджа Харрисона в клубе на улице Бабушкина. В его составе на этом этапе возник барабанщик
Сергей Макаров.
Союз выступил уверенно и энергично, повергнув зал в состояние эйфории, а также выступил в роли бэк-группы клавишника
Мифов Юрия Степанова. Помимо них участие в концерте принимали
Гольфстрим,
Аквариум и
Ольга Першина.
Следующие два месяца группа репетировала в Доме Архитектора, где
Макарова сменил новый барабанщик
Андрей Ольшанский, а звукорежиссёром стал
Николай Сазонов из
Реквиема. 18 июня в кафе "Сонеты" был с размахом отпразднован День рождения
Пола Маккартни. В акции участвовали
СЛМР,
Аквариум,
Ольга Першина,
Юрий Ильченко и
Володя Ермолин с группой
Ремонт. Вообще, этот период стал, пожалуй, самым ярким в истории
СЛМР 70-х. Летом группа отправилась нести культуру в массы - сначала в Володарском, а потом в Красном Селе. Осень была сумбурной и запомнилась, разве что, празднованием Дня рождения
Джона Леннона (9.10.76) где-то на Юго-западе.
Между тем, этот период был для питерского рока не самым лучшим: ведущие группы либо распались, либо разбрелись по филармониям и ресторанам, в то время как все лавры пожинала московская
Машина Времени - справедливости ради стоит признать, вполне заслуженно. На фоне столь очевидного кризиса взлёт популярности до тех пор не особо известного
Союза в 1977-1978 выглядел удивительным и необъяснимым феноменом.
Всё началось с того, что в январе 1977, в поисках новой точки приложения сил,
СЛМР очутился в едва ли не самом отдалённом уголке Питера, Уткиной Заводи - небольшом микрорайоне на правом берегу Невы, населённом, главным образом, не самой рок-н-ролльной публикой - работниками совхоза "Красный Октябрь". Начав выступать при почти полном равнодушии публики,
Союз сумел заинтриговать её не столько кавер-версиями зарубежных хитов, сколько собственными песнями с их привкусом подростковой драмы и танцевальными ритмами. Уже через месяц слухи сделали своё дело: народ в клуб начал съезжаться со всего города, а песни
Союза переписывали с магнитофона на магнитофон. В начале года
Хрусталёв и
Сазонов ушли, чтобы собрать свою группу
Осень.
Состав
СЛМР продолжал меняться: в феврале пост
Хрусталёва на пару недель занял приятель
Аквариума Михаил "Майк" Науменко, но, увы, не задержался и ушёл блуждать по группам, пока не организовал свой
Зоопарк. В марте в кандидатах ходил ветеран
Михаил Кудрявцев (экс-
Ну Погоди!,
Юрий Морозов и т.д.). На втором Дне рождения
Маккартни в Славянке состав
СЛМР усилили гитарист
Сергей Перекрестов и сессионный бас-гитарист
Артур Ладенко, а на Празднике Урожая в Невском Лесопарке обоих сменил очередной бас-гитарист
Валерий Шереметев, хотя в сентябре ушёл и он. Как и прежде, пробоину в борту пришлось закрывать самому Капитану.
Поздней осенью 1977, на вершине популярности (почти треть первого номера самиздатовского журнала "Рокси" было посвящено исключительно
Союзу и его лидеру)
Володя Козлов был призван в армию. Уткинская эпопея завершилась, а барабанщик
Ольшанский отбыл в армию через полгода и даже попал в одну часть с
Козловым - к слову, там же служил и их старый коллега
Хрусталёв. На следующие два года вся компания влилась в гарнизонный ВИА
Товарищ.
За это время настоящий
Союз собирался дважды: в первый раз, на очередном Дне рождения
Джорджа на 6-й Советской, где были единственными, кто весь вечер играл песни юбиляра, а второй - в октябре 1978, на рок-ривайвл-шоу "Long Live Rock'n'Roll!" в ТЦ на проспекте Руставели, вместе с
Аквариумом и
Майком Науменко. Именно там впервые прозвучала самая известная баллада в репертуаре
СЛМР "Можно, я буду...". Они выступали в составе:
Володя Козлов и
Сергей Перекрестов, гитары,
Андрей Ольшанский, барабаны, и его брат
Олег Ольшанский, бас.
Всё остальное время
СЛМР замещала группа
Стихийное Бедствие, исполнявшая на танцах репертуар, позаимствованный у
Союза,
Санкт-Петербурга,
Мифов и
Колокола, но в начале 1979 распалась и она, став жертвой кучки аферистов, лишивших её всей аппаратуры. Немного позже из пепла
Стихийного Бедствия образовался
Космос, а
Алалыкин летом 1984 был приглашён в
Атлас (под этим именем скрывались старые
Земляне). В Уткиной же Заводи местные поклонники
СЛМР собрали группу с говорящим названием
Обломки Стихийного Бедствия.
Володя Козлов демобилизовался под самый Новый 1980 год. Полгода он играл с безымянной группой на танцах в Песочной, после чего вместе с
Ольшанским завербовался в Кустанайскую филармонию. Вершиной филармонической карьеры приятелей стали концерты в пятитысячном зале Дворца Культуры им. Ленина в Алма-Ате осенью 1980.
Только весной 1981
Союз был возрождён. Составом:
Козлов, гитара,
Олег Вальякка, гитара,
Святослав Образцов, бас (оба пришли из группы
Прайд) и
Сергей Ерёмин, барабаны, они сменили всё в той же Песочной
Лабиринт. В июне к ним присоединился клавишник
Анатолий Стропилов. В тот же период в репертуаре
СЛМР появился реггей -
Козлов был, вероятно, первым в нашей стране музыкантом, кто обратился к этой непривычной для русского слуха музыкальной формуле, а в репертуар группы в разное время входили номера в стиле реггей "Не сон ли?" (кавер "So Lonely"
The Police), "Как будто много раз"
Эдди Гранта, а также оригиналы "Музыка реггей", "Тяжёлый рок" и т.п.
К тому же времени относится и сотрудничество
Володи Козлова с
Аквариумом: именно он записал реггейную гитару в студийной версии "Вавилона" (который и сам нередко исполнял на танцах), а позже играл на гитаре в одном номере "Треугольника" ("Поручик Иванов") и в нескольких песнях "Радио Африки". Следующее увлечение
Козлова, рокабилли, пополнило репертуар группы такими номерами как "Папы-мамы" и "Рокабилли-рок".
К августу 1981 сложился очередной состав
СЛМР:
Козлов,
Стропилов,
Ерёмин плюс гитарист
Василий Горин (в 70-х играл на различных танцплощадках) и бас-гитарист
Борис Аксёнов (экс-
Россияне,
Солнце,
Земляне). Эта версия группы была, пожалуй, самой профессионально крепкой в её истории. В сентябре они устроились играть на танцах в знаменитый в те годы Сад им. Бабушкина, с которым оставались связаны большую часть своей последующей биографии. В числе первых
СЛМР вступил в Рок-клуб и дебютировал на его сцене 13 февраля 1982 вместе с
Аквариумом и
Мифами.
Следующим летом и этот
Союз распался.
Горин ушёл в
Дилижанс,
Боб Аксёнов вернуся к
Землянам,
Стропилов пропал из виду.
Козлов, не мешкая, набрал новую команду: за клавишными появился
Владимир Сайко из загадочной группы
Spartak (фактически, предтечи
Странных Игр), а бас временно взял в руки
Гена Барихновский из
Мифов. Они выступали в Интерклубе Моряков, в кафе "Белые Ночи", а всю осень провели в ДК им. Крупской, где пережили смену руководства страны (потеряв на этом один рабочий день). Тогда же нашёлся постоянный бас-гитарист
Георгий "Гоша" Соловьёв (экс-
Игра), а на место поменявшего барабаны на звукорежиссёрский пульт
Ерёмина был взят
Дмитрий Зубарь (экс-
Золотое Время,
Мифы).
В январе 1983
Союз Любителей Музыки Рок на два года бросил якорь в ДК Моряков на Двинской. Музыканты в его составе продолжали меняться. Февраль 1983: из распавшегося
Золотого Времени пришёл гитарист и певец
Пётр Самойлов. Июль: переметнувшегося к
Россиянам Соловьёва сменил приятель
Зубаря Андрей Суханов. Октябрь:
Самойлов ушёл в
Магию (позднее
Алиса), однако, появился трубач
Олег Васильев (экс-
Лесной Проспект)... Когда в феврале 1985
СЛМР на пару месяцев переехал в ЛДМ,
Васильева сменил саксофонист
Михаил Сориц.
III Фестиваль Рок-клуба (март 1985) оказался для
Союза не самым удачным: он открывал программу, и
Ерёмин выстраивал звук по ходу выступления. Тем не менее, оно показало, что группа не стоит на месте, а новым увлечением
Козлова и компании стал электропоп ("Мажорный рок-н-ролл", "Утро").
Сразу после фестиваля
СЛМР вернулся в Сад Бабушкина - без особой радости и желания. Как показали дальнейшие события, не случайно: в апреле 1986 танцплощадка сгорела дотла - вместе с аппаратурой и инструментами группы. Но
Союз не распался. (Кстати, со времени Фестиваля его состав обновился почти наполовину: в июле 1985 вместо
Зубаря за барабанами появился
Сергей Шарков, поклонник группы со времён Песочной, в октябре их состав усилил универсальный музыкант
Роман Капорин (саксофон, флейта, гитара), игравший в
Мифах,
Комете и ансамбле старинной музыки
Геннадия Гольштейна Pro Anima, а в ноябре 1985 ушедшего в
Форум Сайко сменил основатель
Мануфактуры, певец и клавишник
Олег Скиба, чьи песни органично пополнили репертуар
СЛМР.)
Взяв вынужденный тайм-аут,
СЛМР принялся за возрождение своего арсенала, а в августе 1986 вернулся на сцену ДК им. Свердлова. Его состав пополнил клавишник
Игорь Рудик, до этого игравший в Металлострое с группой
АРС: в одних песнях он дублировал
Суханова на клавишном басу, в других исполнял собственные партии. Два раза в неделю
Союз выступал на танцах у себя во Дворце, а иногда наведывался в престижный Дворец Молодёжи, где играл на местной дискотеке.
В декабре
Союз Любителей Музыки Рок сорвал аплодисменты на рок-фестивале в Куйбышеве (ныне Самара), где также выступали
Джунгли, несколько местных групп и представительная делегация из столицы (
Ночной Проспект,
Центр и
Бригада С). Перед самым Новым годом вместе с
АВИА они съездили в Таллин.
В начале 1987 газета "Смена" назвала
Союз в числе своих "Надежд года", благодаря чему ему выделили студийное время в Доме Радио. Была записана песня
Скибы "Телевидение", позднее прозвучавшая на волнах радиостанции "Юность", хотя погоды это, конечно, не сделало. Весной группа выступала в ДК им. Свердлова с
Аквариумом и
Патриархальной Выставкой, а в том же мае вместе с последней побывала на гастролях в заполярной Воркуте. Сразу по возвращении и этот состав распался.
Скиба,
Суханов,
Рудик и
Капорин возродили
Мануфактуру (хотя в конце того же года последние двое вывели на сцену группу
Дети); новыми участниками
СЛМР стали
Игорь Юшкевич, бас, и
Михаил Остроумов, клавишные. Наконец, в сентябре 1987 в ряды
Союза влился старый приятель
Козлова, экс-вокалист
Postscriptum Иван Боровиков. Впрочем, эта версия
СЛМР почти не выступала и на следующий год незаметно развалилась.
В начале 90-х
Володя Козлов собрал группу
Down Town Wild, с которой играл классику рок-н-ролла в ресторане гостиницы "Европейская" (кстати, там к нему снова присоединился
Рудик), позже занимался аппаратурой и переводами (в частности, текстов
DDT на английский язык!). Летом 2006 они с
Рудиком встретились в инструментальном проекте
Planctonics, который ориентируется на сёрф, хот-род и другие поджанры рок-н-ролла ранних 60-х.
На рубеже третьего тысячелетия сын
Володи Никита Козлов, который осваивал гитару под руководством
Сергея Данилова (
Мифы), а в середине 90-х играл с
AL.EX и своими
Moondogs (они же
Лунные Собачки), добился шумного успеха во главе широко известной ныне группы
Сегодня Ночью.
Ваня Боровиков много лет трудился на радио "Балтика", а затем на "Русском Радио".
Сергей Ерёмин был звукорежиссёром Рок-клуба, работал с
Форумом, а в 2000-2002 с
Ночными Снайперами.
Сергей Шарков барабанил в
Ноле,
Объекте Насмешек и
Форуме. В музыке или масс-медиа оставались, как минимум, ещё человек десять из числа
Любителей Музыки Рок:
Пётр Самойлов (
Алиса),
Боб Аксёнов (
ФинскийзалиФ),
Гоша Соловьёв (
Злодеи,
Народное Ополчение),
Игорь Рудик (
Фёдор Чистяков & Зелёная Комната),
Олег Васильев (
АукцЫон и соло),
Роман Капорин,
Михаил Остроумов и т.д.
Из жизни за эти годы ушли
Майк Науменко,
Слава Хрусталёв,
Сергей Ерёмин и
Святослав Образцов.
Записи
Союза Любителей Музыки Рок до сих пор не собраны и не изданы, хотя
Володя Козлов занимался их реставрацией.
Андрей Бурлака http://www.rock-n-roll.ru/