T_ONG_BAK_J
Стаж: 15 лет 1 месяц Сообщений: 10794
|
T_ONG_BAK_J ·
29-Дек-14 02:01
(9 лет 11 месяцев назад)
Кулиш П.А. - История воссоединения Руси. в 3-х тт. / Исторiя возсоединенiя Руси [1874, DjVu] [Литература документальная]
Сегодня мы предлагаем Вам обратить внимание на "Историю воссоединения Руси" в 3-х томах украинского писателя П. А. Кулиша. К этому желчному и острому на язык писателю лучше всего подходит определение: свой среди чужих, чужой среди своих. С одной стороны - ярый казакофил и собиратель народного фольклора. С другой - его же беспощаднейший критик, назвавший всех кобзарей скопом "п’яними і темними", а их творчество - "п’яницькою бреходурнопеєю про людожерів-козаків".
П. А. Кулиш (1819-1897) остается фаворитом "української національної ідеології", многочисленные творцы которой охотно цитируют его ранние произведения, переполненные антирусскими выпадами. Как и другие представители первой волны украинофильства, он начал свою деятельность в 1840-е годы с этнографических и литературных изысков, сделавших его "апостолом нац-вiдродження". В тех произведениях Кулиш, по словам советской энциклопедии, "идеализировал гетманско-казацкую верхушку". Мифологизированная и поэтизированная украинская история начала ХIХ века произвела на молодого учителя слишком сильное впечатление. Но более глубокое изучение предмета со временем привело его к радикальной смене взглядов. Неоднократно побывав в 1850-1880-е годы в Галиции, Кулиш наглядно убедился в том, что враждебные силы превращают Червоную Русь в оплот украинства-антирусизма. Борьбе с этими разрушительными тенденциями Пантелеймон Александрович посвятил конец своей жизни. Отныне он не видел ничего прогрессивного в запорожском казачестве, которое воспевал в молодости. Теперь казаки для него - просто бандиты и убийцы. Ни о каком государстве они не мечтали. Их идеалом было выпить и пограбить. Единственной же прогрессивной силой на Украине, покончившей и с татарскими набегами, и с ляшским засильем, вчерашний казакофил признает Российскую империю. В своих монографиях "История воссоединения Руси" (1874-77) и "Отпадение Малороссии от Польши" (1890) Кулиш убедительно показывает разлагающее влияние запорожской вольницы, этих "диких по-восточному представителей охлократии" - на судьбы Отчизны.
Кулиш, развернув широкое историческое полотно, представил казачество в таком свете, что оно ни под какие сравнения с европейскими институтами и общественными явлениями не подходит. Ни светская, ни церковная власть, ни общественный почин не причастны к образованию таких колоний, как Запорожье. Всякая попытка приписать им миссию защитников православия против ислама и католичества разбивается об исторические источники. Данные, приведенные П. Кулишем, исключают всякие сомнения на этот счет.
Оба Хмельницких, отец и сын, а после них Петр Дорошенко, признавали себя подданными султана турецкого - главы Ислама. С крымскими же татарами, этими "врагами креста Христова", казаки не столько воевали, сколько сотрудничали и вкупе ходили на польские и на московские украины. На Кулиша сердились за такое развенчание, но опорочить его аргументацию и собранный им документальный материал не могли. Нет ничего удивительного, что с такими мыслями даже в независимой Украине Кулиш остается полузапретным автором. "Черная рада" включена в школьную программу. Но уже предисловие к ней, где автор говорит о политическом ничтожестве гетманов, ученикам не показывают. Что же касается исторических сочинений Кулиша, то их попросту боятся издавать.
Обращение к его творчеству и по сей день обязательно для всякого, кто хочет понять истинную сущность казачества.
НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХЪ СЛОВЪ, от автора.
"Есть нечто оправдательное въ торжествѣ даже и грубой силы надъ безсилiемъ ея противниковъ, если это торжество идетъ прогрессивно и не измѢняетъ своему характеру въ теченiе целаго ряда столѢтiй. Зрелище природы, въ самыхъ грандiозныхъ и въ самыхъ малыхъ ея размѢрахъ, успокаиваетъ наше чувство, возмущающееся противъ этой мысли, которая на каждомъ шагу сказывается намъ въ живыхъ примѢрахъ. Такое оправдывающееся свою, последовательностiю торжество представляетъ Русь относительно Польши. Первая имѢетъ въ своей исторiи много антипатичнаго для ума, питаемаго новыми человечными идеями; вторая, напротивъ, въ исторической жизни своей, часто плѢняетъ умъ нашъ своими дѢянiями. Обращенiе русскихъ людей въ католичество, а тѢмъ самимъ и въ польскую нацiональность, едвали слѢдуетъ объяснять одними матерiяльными выгодами, родственными и другими связями, принужденiемъ и соблазнами, которые весьма искусно устраивали для нихъ ревнители папизма. Перечитывая историческiе памятники польскаго былого, русскiй человѢкъ нашего времени, — по крайней мѢрѢ такой, какъ пишущiй эти строки, — не разъ пожалѢлъ, почему ему не было дано родиться полякомъ въ такой-то перiодъ времени, чтобы вмѢстѢ съ поляками насладиться тогдашней, плѢнительной издали, жизнью. Само собою разумѢется, что одной минуты самоуглубленiя достаточно для разсѢянiя этой иллюзiи. …"
Титульный лист книги
КУЛИШ Пантелеймон Александрович (slovari.yandex.ru)
КУЛИШ Пантелеймон Александрович [1819-1897] (псевдонимы: Вешняк Т., Корока П., Никола М., Роман П. и др.) - известный украинский писатель, критик-публицист, историк и общественно-культурный деятель. Родился в семье мелкопоместного хуторянина. Учился в новгород-северской гимназии, был вольнослушателем Киевскогоуниверситета. С 1847 он - учитель петербургской гимназии, преподаватель университета и кандидат на кафедру славистики. К этому периоду относится начало его литературной и культурно-общественной деятельности: он устанавливает связи с представителями польской дворянской общественности (Грабовский и др.) и с Кирилло-мефодиевским братством. Участь членов последнего Кулиш однако не разделил, так как вместо политической борьбы им был выдвинут лозунг лояльного культурничества. Ему запретили только печататься и уже изданные произведения были конфискованы. Он был административно выслан в Тулу; там находился на государственной службе; в ссылке пробыл недолго. После упорных и верноподданнических ходатайств ему разрешили вернуться в столицу. Убедившись в невозможности сделать служебную карьеру и вести легальную литературную работу, Кулиш приобрел хутор, где поселился и занялся сельским хозяйством. В этот период он сходится близко с Аксаковым и с московскими славянофилами. Вступление на престол Александра II дало ему возможность выступать в печати под своей фамилией. После этого он развивает большую деятельность, публикует ряд своих крупных произведений, среди них роман "Чорна рада" и др. В 1861 начал выходить украинский журнал "Основа", в котором Кулиш принимает активное участие. На страницах этого журнала появляются его известные работы: "Обзор украинской словесности", "Чого стоить Шевченко, яко поет походній" и другие, положившие начало украинской критике. В этих критических работах Кулиш устанавливает зависимость писателя от этнографических условий и читателей, окружающих его. Индифферентное, а подчас и недоброжелательное отношение помещиков украинофилов к деятельности Кулиша заставляет его скоро прекратить ее. Просуществовав 2 года, закрывается и журнал "Основа".
Поднявшаяся в начале 60-х гг. волна русского шовинизма, направленная против движения угнетенных царской Россией национальностей, в особенности против поляков, увлекает Кулиша. Он сотрудничает в реакционном журнале "Вестник Юго-западной и Западной России". После подавления польского восстания [1863] Кулиш поступает в Варшаве на службу, связанную с активным проведением руссификаторской политики и уничтожением остатков польской автономии. Эта его деятельность, а также отрицательная оценка им наиболее революционных произведений Шевченко окончательно оттолкнула от него радикальную мелкобуржуазную украинскую интеллигенцию. Кулиш связывается теснее с более близкой ему западно-украинской (галицийской) буржуазно-националистической интеллигенцией и сотрудничает с ней. Все его попытки издавать журнал и продолжать издательскую деятельность окончились неудачей. Продолжая работать в западно-украинских изданиях, он пишет свою известную "Историю воссоединения Руси" из эпохи XVI и XVII вв. на Украине, а также ряд других исторических работ, в которых резко критикует романтические традиции и взгляды казакофильской украинской историографии (в частности Костомарова). Будучи идеологом буржуазии, Кулиш, однако, в указанных исследованиях впервые в украинской историографии обращает внимание на роль экономических факторов и классовой борьбы в истории, расценивая их, конечно, с буржуазной точки зрения. С 1881 он живет в Западной Украине (Галиции), где на базе сотрудничества польских помещиков с западно-украинской буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенцией пытается широко развернуть культурную деятельность. Последние годы жизни проводит на своем хуторе, где занимается литературной работой, в частности художественными переводами на украинский язык иностранных классиков. Творчество Кулиша можно разделить на два периода: романтический и реалистический. Первый период охватывает все его ранние произведения (40-е гг.): фантастическо-народные ("О том, отчего в местечке Воронеже высох Пешевцев став", "Цыган»". "Огненный змей" и др.) и историко-бытовые рассказы ("Орися") и роман "Михайло Чернышенко". Народно-фантастические рассказы, не отличаясь особой художественностью, представляют собой литературную обработку народных легенд с их обычной примитивной моралью. Роман "Михайло Чернышенко" носит яркие следы подражания модному в то время Вальтер Скотту и не отличается ни идейностью, ни богатством исторического содержания. Зато роман "Чорна рада", претерпевший несколько редакций, является уже в полном смысле социальным романом, изображающим эпоху борьбы на Украине в связи с выборами гетмана Ивана Брюховецкого. В этом произведении, богатом и ярком по своему историческому содержанию, писатель приводит свой взгляд на социальную борьбу на Украине в прошлом, на казацкую революцию 1684 года.
Националистическая романтика Кулиша полна глубокого классового содержания. Писатель сам в своей автобиографии - "Жизнь Кулиша", напечатанной в западно-украинском журнале "Правда", подчеркивает свою социальную и психологическую близость с казацкой украинской старшиной-шляхтой, в противоположность Т. Шевченко, которого относит к казацкой голытьбе. Героев из среды старшины-шляхты Кулиш идеализирует, представителей же "черни" всячески поносит или изображает их слепым орудием в руках других. К романтическим произведениям писателя нужно отнести его эпопею "Україна", составленную из народных дум, вкрапленных в стилизованный под эти думы собственный текст автора, а также и некоторые исторические поэмы, как например "Великі проводі" (из сборника стихотворений "Досвидки", 1862), где Кулиш выводит идеализированного героя-рыцаря казака Голку, колеблющегося между своей казацкой братией, к которой у него отрицательное и даже презрительное отношение, и польским панством, к которому он тянется. Другой роман - "Алексей Однорог" - из смутного времени начала XVII в., написанный в большой степени с целью реабилитации и поэтому выдержанный сплошь и рядом в официальном духе, художественного значения не имеет. К 50-м годам относятся первые реалистические произведения Кулиша: автобиографические - "История Ульяны Терентьевны" [1852], "Яков Яковлевич" [1853] и "Феклуша" [1858], повести "Майор" и "Другой человек". В первом из них он предвосхищает "Семейную хронику" С. Аксакова, хотя в художественном отношении оно значительно ниже. В "Майоре" и "Другом человеке" Кулиш идеализирует старые национальные традиции и простой народ, восстает против земельной аристократии, бичует разложившиеся элементы дворянства и его интеллигенции и выдвигает как идеал хуторянство. Особенно сильно проявилось отрицательное отношение автора к только что названной части дворянства в его сочинениях, печатавшихся в юмористическом журнале "Искра" ("Пан Мурло", "На почтовой дороге в Малороссии", "Семейные беседы исправника" и др.). Работая над историческими проблемами, писатель отражает их и в своих беллетристических произведениях. Взгляды его на гайдамакское движение нашли свое отражение в рассказах "Січеві гості" [1862] и "Мартин Гак" [1863], причем Кулиш относится к нему как к разбойничьему движению, а отнюдь не как к революционному. В романе "Липовые пущи" Кулиш пытался изобразить социальные отношения старой украинской гетманщины, причем самую гетманщину писатель оценивает как "дерево, подгнившее в корне и не приносящее никаких плодов". Почти все беллетристические произведения Кулиша, за исключением действительно замечательной и выдающейся "Чорной рады", не принесли ему особой популярности. При всех своих положительных художественных данных Кулиш остался автором по преимуществу посредственных произведений. В области поэтического творчества ему тоже не удалось достичь той идейной глубины, художественной завершенности, какие были у Шевченко, хотя он и поставил своею целью продолжить деятельность гениального поэта. Стихи Кулиша в двух сборниках, - "Хуторна поезія" [60-70-е гг.] и "Дзвін" [80-е гг.], - отражавшие различные этапы его общественно-культурной деятельности, не отличаются оригинальностью. Будучи направлены в ряде случаев против Тараса Шевченко, они все же перепевают его. Переоценивая исторические ценности в некоторых произведениях, Кулиш воздает хвалу "единому царю" (Петру I), "единой царице" (Екатерине II) и вообще всему русскому царизму, который помог расправиться с анархической казацко-запорожской и гайдамацкой чернью. Также он сочиняет ряд поэм на исторические темы, в частности украинско-турецкие ("Магомет і Хадиза", "Маруся Богуславка"), и другие ("Григорий Сковорода", "Куліш у пеклі" и т. д.), в которых выявляется новая концепция автора - туркофильство, сменившее славянофильство и русофильство, разочаровавшие его. Турок Кулиш воспевает как народ добрососедский, культурный и высоко моральный. Однако все эти сочинения, как и напечатанные позже отрывки из уничтоженных пожаром поэм ("Хуторні недогарки"), не представляют ничего художественно выдающегося. В такой же степени не были особенно примечательны и драматические произведения Кулиша ("Коліі", "Хуторянка", "Дранована трилогія", "Байда", "Сагайдачний", "Наливай", а также "Хмель Хмельницькій"), которые так и не увидели сцены. Зато многочисленные переводы Кулиша из иностранных классиков были и остались выдающимся явлением в украинской литературе. Пантелеймон Кулиш первым ощутил потребность в них и одним из первых отрешился от той национально-провинциальной в культурном отношении ограниченности, которой так страдала украинская буржуазная культура. Им переведен на украинский язык ряд произведений Шекспира, Байрона, Гёте, Шиллера и Гейне. В истории украинской литературы Кулиш оставил свой след также введением нового украинского алфавита. "Кулішівка" в основном употребляется и теперь; она заменила так называемую "ярыжку" - своеобразное приспособление к украинскому языку русской азбуки; принятая украинской письменностью, "кулішівка" обеспечила имени писателя широкую популярность. Творчество Кулиша отражает в общем буржуазно-помещичью идеологию. Неустойчивость и "невыкристаллизованность" взглядов его, а также колебания в ориентациях объясняются тем, что он был, в общем-то, разночинцем по происхождению и положению, а кроме того еще и тем, что украинские буржуазно-помещичьи элементы не представляли в то время классово консолидировавшейся и сформировавшейся политической силы. Принимая во внимание разнообразную деятельность Кулиша и классовую заостренность его произведений, нетрудно представить, какую роль сыграл он в процессе формирования мысли украинской буржуазии. Не даром буржуазная литература считает своим отправным пунктом творчество и деятельность Кулиша, а современные украинские фашисты, ревизуя украинское культурное наследие, в Кулише находят лучшие свои традиции и его имя пишут на знамени фашистской националистической культуры.
Примеры страниц
Приятного чтения!
Кулиш П.А. - История воссоединения Руси. в 3-х тт. / Исторiя возсоединенiя Руси [1874, DjVu, RUS]
Объявление создано в тесном сотрудничестве с Vlad1440 и Kein_Engel Теги для поиска нужной информации: Литература документальная
|