фильм обласкан в Каннах - приз за лУчшую женскую роль Беренис Бежо, претендовал на Золотой Глобус, а в список номинантов на Оскар даже не попал. странно, ибо вполне оскарный формат + социальный подтекст. [кстати, очень жаль, но не попал туда же и румынский "поза ребёнка" -
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4615155 - а стОило бы. впрочем, уже писала, оскар скорее всего получит "великая красота" паоло соррентино -
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4636829 ]
нет, не нахожу параллелей с фильмом "развод надера и симин" и постараюсь объяснить почему эти два фильма принципиально разные. о "мусульманском" "развод"
е тут -
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3988631&start=30 - попробуем понять развод "европейский" ("прошлое"). обе картины несут в себе один и тот же смысл - кАк бы разобраться в семейных скелетах в шкафу, коих (секретов) во множестве в кАждой семье, независимо от национальности и вероисповедания. тем не менее, если в "разводе" действие происходило разноракурсно (мы видели одни и те же моменты глазами разных персонажей и в разные периоды времени), то в "прошлом" наблюдается чёткая линейная хронология действия и, скажем так, плавность сюжетной линии. в "разводе" целью был именно развод и всевозможные попытки его претворить в жизнь вопреки всем законам, коранам, заветам, традициям. в "прошлом" развод - не цель, приезд ахмада (по его же словам) был связан с желанием увидеть мари и девочек. он и увидел их (на свою голову) вместе с огромными проблемами, кажется, так и оставшимися тут с момента его отъезда. в "разводе" женщина хотела развод потому, что брак был для неё, что путы на ногах. а в "прошлом" главная героиня явно мечется и разрывается (всё ещё!!) между двумя мужчинами: с одним она только что развелась, а от другого ни мало, ни много на 3м месяце беременности.
в самом начале фильма мы видим и верим, что проблемы героев в том, что они все живут прошлым (отсюда и название), не в состоянии понять, что жизнь уже давно ушла вперёд (мама развелась, ждёт ребёнка от 4го мужа, прежняя жена которого в коме, старые отношения развалились окончательно etc.). обвиняя друг друга в личных неудачах, постепенно раскручивая клубок непонимания, они начинают (трудно, болезненно, с истериками) говорить друг другу правду. в этом хаосе все друг друга обвиняют, никто никого не слышит, каждый стоит на своём, а здраво мыслит и понимает что к чему лишь приехавший для развода аж из тегерана б/муж (куда, кстати, более цивилизованный и абсолютно западный человек, чем все парижане, участники этой семейной драмы). именно он и ставит точку в принципиально важном вопросе для всех - кто виноват в том, что б/жена самира пыталась покончить с собой. а без него, выходит, ни у кого и не получилось бы. чем ближе к финалу, тем больше раскрывается правда о том, что случилось на самом деле; становится ясно, что проблема куда как глубже и что, воистину, "на чужом несчастье счастья не построишь".
в отличие от "развода", эта картина абсолютно западная, с западным взглядом на происходящие события (даром, что режиссёр иранец)), о проблемах человека современного мегаполиса - уставшего, задёрганного, замотанного, и давно уже не в состоянии и не в силах остановиться и просто подумать о том, чтО происходит с ним и с его близкими. и если в "разводе" всё было проще, понятнее, линейно рассказано, то в фильме "прошлое" сюжетных линий аШ несколько (и с набиранием оборотов, эти линии только увеличиваются и разрастаются): это и любовный 4х-угольник, и неостывшая страсть, и беременность, и кома, и ложь, и тайная месть, и роль люси в самоубийстве селин, и неуправляемый родительский темперамент, и ревность, и нелегальная работница с её страстью, и чувство вины самира, наконец, крепко сжатый палец умирающей... а вы говорите "похож", скорее, он прЕдыстория картины "развод".
по поводу режиссёра сетуют, что, дескать, оевропеился ("выйдя за пределы страны")), и мы, увы, "теряем аутентичность иранского кино". отчего же, есть ещё иранский порох в пороховницах - Majid Majidi, Bahman Ghobad, Nacer Khemir, Azizollah Hamidnezhad, Samira Makhmalbaf, да и Кияростами плодовит, как всегда)). лично для меня очевидным является то, что из всех перечисленных (а есть ещё и Cyrus Nowrasteh, и Jafar Panahi, Dariush Mehrjui и мн.иные), Асгар Фархади всегдА был европейским иранцем, западником, задолго до его побед в Каннах. такова его ментальность, взгляд на вещи, незамыленность мышления, обзор/обхват, ограничивающийся не только саксаулами, чадрами и тандырами. спасибо за раздачу. 8 из 10. безусловно, кАждый фильм фархади - это явление в кино, хотя, позволю себе съязвить, это, последнее, несколько длинновато (вполне можно было ограничиться 1.5 часами)).