Зачётная книга. Всем начинающим фотографам качать. Она сэкономит вам сотни нефти, которые вы можете по незнанию потратить на "суперкурсы для новичков", которые "научат фотографировать за 1 час", а весь этот час вы будете слушать блаблабла и петросянство автора на тему выдержки и диафрагмы.
Здесь всё чётко и по делу. Хотя книга из плёночной эпохи, она идеально подойдёт и цифровикам. Собственно, чтобы снимать цифровые фото, там нужно знать только одно, чего в книге нет: это то, что цифровые фотоаппараты делятся на полнокадровые (с матрицей размером в кадр 35-миллиметровой плёнки) и кропы (как правило, размер матрицы в 1,6 раза меньше полного кадра, т.е. кроп-фактор 1,6). Зато там простым языком рассказываются такие нужные вещи, как:
- что такое ГРИП, как она рассчитывается и от каких факторов зависит, как и для чего её можно менять, что такое гиперфокал, и почему у ширика он больше, чем у длиннофокусного объектива;
- какие бывают затворы, как работает шторно-щелевой затвор (и что это за зверь, срабатывание второй шторки - помним же, что у вспышек есть функция срабатывания по второй шторке), как устроена зеркалка, что такое пентапризма в зеркалке и для чего она нужна;
- какие вообще бывают объективы, как их выбрать;
- что такое параллаксный видоискатель;
- что такое выдержка, диафрагма, как ими управлять для создания художественных эффектов, как соотносятся значения выдержки и диафрагмы (картинка-запоминалка с цилиндриками просто умилительная);
- что такое хроматические аберрации и сферические искажения, как с ними борются;
- как измеряется экспозиция, что такое разные режимы замера экспозиции (по всему кадру, центрально-взвешенный, точечный), где они применяются, как работают автономные от фотоаппарата экспонометры;
- как правильно держать фотоаппарат и выбирать штатив, как снимать, чтобы не было дрожания и смаза, что такое механизм блокировки зеркала при взведённом затворе (в современных зеркалках эта функция по умолчанию прописана в меню, кстати), и зачем он нужен;
- что такое выдержка синхронизации вспышки;
- что такое режимы приоритета диафрагмы и выдержки (в советских фотиках их не было, зато там есть вкусные картинки с Кэнонами и Никонами, в которых всё это было, и от которых советские фотолюбители наверняка роняли слюни до пола);
- что такое динамический (яркостный) диапазон;
- основные законы композиции;
- и многое-многое другое.
Те, кто до сих пор интересуется плёнкой и хочет на неё снимать, узнают, какие бывают типы плёнки (чем тип 120 отличается от 35 мм), какие бывают среднеформатные камеры (знакомьтесь с двухобъективками, чьим клоном был Любитель), как вообще получается изображение на цветной негативной и позитивной плёнке, как ISO плёнки (ГОСТ-АSA и ISO по сути одно и то же, а вот немецкий DIN - другие единицы) влияет на качество изображения (чем светочувствительнее плёнка, тем она зернистее и шумнее, то есть всё аналогично цифровикам), и так далее.
Маст хэв любому фотографу. Я бы купила и в бумажном виде.
П.С. честно говоря, по впечатлениям от книги, рассказывается всё проще и легче, чем у многих самоучителей по фотографии от советских авторов. Не таким сложным и академичным языком, как там. Матчасть хорошо закладывается в голову.
П.П.С. и бонусом в одной из глав ближе к началу книги разложено по полочкам, как работают моментальные фотоаппараты. Чётко разъясняется, почему Полароид - это занимательно, но для серьёзной фотографии не подойдёт никак.