Кризис общества — кризис искусства: Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии (Изд. 2-е) Год: 1987 Автор: Чередниченко Татьяна Васильевна Жанр: монография, искусствоведение, культурология, социология, империализм Издательство: Музыка Серия: Империализм: события, факты, документыЯзык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 196Описание:
В книге содержится подробный анализ кризисных тенденций в со временной буржуазной музыкальной культуре. Автор рассматривает практику музыкального «авангарда» и индустрию развлекательной музыки в неразрывной связи с политическими, идеологическими, экономическими проблемами современного западного общества.
Годная книжица!
У нас её все тогда купили, ибо 45 коп.(!) стоила.
Глоток свежей информации о запретных плодах, пусть и критического характера...
Всем, кто хотел знать правду о Дэйвиде Бауви и Лоу Риде, безвременно от нас уже ушедших.
(Как ни странно, но обоих подвела отвалившаяся печень).
Remixed
Да уж... Странная она была какая-то... эта любовь к экранно-музыкальным образам с отвалившейся печенью из мира контркультурного "масс-культа".
***
Есть в библиотеке ещё, кстати, несколько выпусков издания "Кризис бурж. культуры и музыка" (вып. 3-5) (1976-1983 гг.).
Книга еще примечательна тем, что там опубликованы первые русские переводы аванґардной Laurie Anderson, "From the Air" и "Walking and Falling" (альбом "Big Science", 1982), переведены полностью (с. 170-171), причем даже из текста, в отсутствии музыки, видно, что это парадоксальные описания авиакатастрофы, в первом случае, и ходьбы человека - во втором. Аванґард, он такой... Впадины и вздутия буржуазной идеологии. "Кризис бурж. культуры и музыка" - это такие в красном матерчатом переплете, без единой картинки, плотный убористый текст почти без абзацев, на 300+ страниц желтой бумаги?
Лютое чтиво! Тайные заветы партайгеноссе Суслова!
Да, знаком, было дело. Помню эту тоску от невозможности "продраться" сквозь нечитабельный текст, изобилующий непонятными спецтерминами, отсылками к неизвестным философским доктринам, а главное, анализирующий и критикующий музыку, которую легально ни услышать, ни приобрести на пластинках не было никакой возможности!
В итоге - жуткая головная боль после пары часов попыток вчитаться и осмыслить.
Это почти по Елизарову, я считаю.
Теодор Адорно с позиций марксизма-ленинизма. Теодор-р-р Адор-р-рно... (мне уже страшно)
Remixed
Сегодня ТУ музыку, я так понимаю, возможность услышать и проанализировать имеется. Да и в спецтерминах разобраться не проблема, если человеку действительно интересна аналитика. Значит, издание должно быть доступным, чтобы это произошло!
Очень мне нравится её последняя книга о 70х - ироничная, и опять же критикующая буржуазные ценности, только взрощённые на русской почве - от поп-звёзд до рекламы кубиков "Магги". Да и по авангарду прошлась, цитирую: Наследие других прежде спорных новаторов, включая пресловутого Булеза, превратилось в профессорский академизм, в то, чему учат в классе сочинения и в чем можно быть тривиальным, сохраняя благородную осанку эстетической пристойности. С 1970-х годов не появилось ни одной новой технической системы. Авангард стал «Сибелиусом» наших дней (если даже не коллективным «Кабалевским»). Впрочем, и сам Сибелиус, и даже Кабалевский потихоньку обросли неким подобием невиданной ранее актуальности. Избыток информации, господство количества и пустота в качестве опоры: таково музыкальное описание исторической ситуации. Похоже на тупик. Пропагандируются незамеченные герои: Наследие Сидельникова – пробы альтернатив главным во второй половине XX века версиям «истинно современного», которые негативно определяются как усталость от массовидности и усталость от индивидуализма. Первая усталость давала силы Скрябину, Шенбергу, Булезу… Вторая – Сати, Орфу, Райли… Обе усталости боролись друг с другом, пока не пришли не то к конвергенции, не то к паритету.
Парадокс Сидельникова в том, что его альтернативы современности тоже современны. И в них нет усталости.
В отличие от прежних «новых музык», новая музыка XX века ничего не начинала – только продолжала. И даже вещи, казавшиеся ранее обычными: Симфония Калинникова непровокативна: она предоставляет возможность отдохнуть от любой броскости, будь то сенсационная концепционность/новизна, которая в элитарном сознании в конце 1890 х годов уже стала пропуском к успеху3 , или взвинченная страстность/веселость, имитирующая смысловую заполненность жизни на просевшем фундаменте традиционных ценностей.
Тихо ехал» М.И. Глинка. А оказался далеко. Настолько, что его музыка нам еще предстоит, ее с нами по настоящему еще не было. Глинку не «затоптали в грязь», но превратили в формально почитаемый объект: родоначальника национальной музыки и «поэтому» автора гимна постсоветской России.в 1842 году Глинка написал музыку сразу XVII и XXI вековМожно представить себе, насколько диким тогда показался бы (если бы композитор успел его осуществить) глинкинский замысел последних лет жизни: «повенчать» древнерусский церковный распев со средневековыми западными техниками многоголосия. Копаться в такой пыли, к тому же «интернациональной»… Этого не могли оценить ни адепты европейской музыкальной цивилизации, ни радетели русской старины.
и т. п.