Сказанiе о осадѣ Троицкаго Сергiева монастыря отъ поляковъ и Литвы; и бывшихъ потомъ въ Россiи мятежахъ / Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и Литвы; и бывших потом в России мятежах
Год: 1822
Автор: Авраамий (Палицын)
Жанр: История России / История Смутного времени / Сказание
Издательство: Москва, Синодальная типография
ISBN: --
Язык: Русский (дореформенный)
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 324
Описание:
скрытый текст
Авраамий Палицын (до принятия монашества — Аверкий Палицын) - государственный деятель и писатель. Родился (ок. 1550 г.) в дворянской семье. В 1588 г. был подвергнут опале, возможно, за участие в заговоре Шуйских, и пострижен в монахи в Соловецком монастыре, при царе Борисе Годунове возвращен из ссылки. В правление царя Василия Шуйского в 1608 г. был назначен келарем Троице-Сергиева монастыря, во время осады которого поляками (1609—1610) находился в Москве.
По словам И. Забелина, «личность Палицына долго ещё будет служить предметом разногласия и спора в исторических исследованиях по той одной причине, что старец, написавши свое Сказание, сумел в нем в некоторых местах так связать и сплести недостойную похвалу самому себе с достойными хвалами своему монастырю, что исследователи и до сих пор никак не могут распутать этого узла и отделить самохвальную личность от исторической знаменитости самого монастыря. Они представляют обстоятельства в таком виде, как будто келарь Палицын есть самый этот монастырь, как будто деяния старца есть самые те деяния, которыми всегда был славен монастырь ».
В 1610 г. участвовал в посольстве в Польшу, когда решался вопрос о возведении на престол Рус. гос-ва Владислава, сына польск. кор. Сигизмунда III Вазы, от которого получил с помощью богатых даров подтверждение прав монастыря.
В 1612 г. активно содействовал победе ополчения К. З. Минина и Д. М. Пожарского над польскими интервентами, призывая народ в Москве (в т. ч. казаков) к активной борьбе с иноземными захватчиками. В 1613 г. выступал на Земском Соборе, избравшем на царство Михаила Федоровича Романова. В 1618 г. успешно руководил защитой монастыря от войск польского королевича Владислава. В 1619 г. был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер.
В первых главах "Сказания..." Авраамий подробно анализирует причины Смуты, толкуемые им как грехи русских людей перед Господом. В частности, первым грехом, по его мнению, стало убийство Борисом Годуновым молодого царевича Димитрия. Главный же грех — «всего мира безумное молчание» — трактуется Авраамием Палицыным как подавление общественной инициативы, обернувшееся своеобразным социальным эгоизмом. Ведь в решающий момент, оставшись без законного царя, «безумно молчащее» русское общество не смогло достойно перенести это испытание и распалось на отдельные противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами. В итоге государство пришло в упадок, а безначальная русская земля «побрела розно». В этом и заключалась суть Божиего наказания, допустившего то, что Россия впала в пучину «самовластия» — «и сего ради попусти ны в самовластии быти».
Наибольшее внимание автор уделяет истории Троицкой осады. Как известно, Троицкая обитель еще с к. XIV столетия почиталась на Руси своего рода главным духовным центром, оплотом Божией благодати. В период Смуты религиозно-мистическое значение Троицкой обители возросло еще более существенно. За осадой монастыря, продолжавшейся почти полтора года, с тревогой и надеждой следила вся Россия. Сражение под стенами обители рассматривалось как один из символических моментов борьбы между добром и злом. Падение Троице-Сергиевого монастыря для религиозно-мифологического сознания русских людей той поры было бы равнозначно исхождению благодати от Русской земли, — если Богородица отступилась от монастыря, а прп. Сергий не может вымолить ее заступничества за свою обитель, значит, и Сам Господь отвернулся от России. Т. о., защита Троице-Сергиевого монастыря приобретала общенациональное значение.
Опубликовано группой