Князьки всего лишь делили велико-княжеское наследство Владимира Мономаха, бандита покруче его всех вместе взятых родственничков. Долгорукий правда успел посидеть на Киевском престоле аж два годочка до 1157 года, пока киевляне не отравили чужака, а его суздальским сторонникам устроили погром. В 1158 году на великокняжеский престол уселся Ростислав Мстиславович, который напрямую, либо через союзы номинально контролировал всю территорию Киевской Руси аж до 1167 года, в котором помер. Киевляне, вопреки принятым тогда нормам, согласно которым на киевский стол претендовал старший в роду потомок великих князей, пригласили на княжение племянника умершего князя Ростислава — волынского князя Мстислава Изяславича. Эту кандидатуру поддержал ряд князей из династии Мстислава Великого. Сам Изяслав предпочел не быть обязанным родственникам, надеявшимся на земельные пожалования, а опирался, помимо собственных сил, на помощь галичан, поляков и городенцев (гродненцев). Первый конфликт нового великого князя с Андреем Боголюбским возник вокруг Новгорода, в котором вместо союзника суздальского князя стал княжить призванный новгородцами старший сын Мстислава, Ростислав. Вторым звоночком стал киевский поместный собор 1168 г. на котором разбирался конфликт между настоятелем Киево-Печерского монастыря и Киевским митрополитом, по поводу правил соблюдения поста. Оказалось, что великий князь занял сторону митрополита, а Андрею Боголюбскому был ближе Печерский игумен, который позволял есть скоромное, если среда или пятница выпадала на праздничный день. Однако Мстислав Изяславич, отличающийся воинственностью и личной храбростью, сперва попытался найти лучшее применение кипучей воинской энергии своих многочисленных родственников и организовал две масштабных кампании грабежа своих южных соседей половцев.
Однако эти меры не изменили ситуации. Мстислав все больше конфликтовал с окрестными князьями, и своими племянниками, сыновьями предыдущего великого князя Ростиславовичами, и с чернигово-северскими Ольговичами, и с рядом других владетелей. И в тот момент, когда эти конфликты были готовы вылиться в открытое противостояние, на сцене появляется Андрей Боголюбский, который, впрочем, все равно предпочел действовать чужими руками оставаясь в тени (ну настоящий москаль!). По словам российских историков «Столь выгодной ситуацией, когда против киевского князя были настроены и Ростиславичи, и Ольговичи — ключевые силы политической жизни Южной Руси того времени, воспользовался Андрей Юрьевич Боголюбский. Решающими факторами, заставившими его двинуть силы на Киев, стали желание установить свой контроль над Киевом и активность Романа Мстиславича в Новгороде, которую Андрей надеялся пресечь, изгнав его отца из Киева. Основной опорой владимирского князя стали Ростиславичи и северские Ольговичи (тьфу, чуть не написал Януковичи

), которые стремились к смене киевского князя».
В итоге в коалиции, выступившей по инициативе Андрея Боголюбского на Киев, приняли участие десять поименно названных князей со своими дружинами, среди которых князья Смоленские, Овручский, Вышгородский, Северские. Помимо них летописи называют полочан, муромцев и рязанцев. Во главе войска стоял сын суздальского князя Мстислав Андреевич и его боярин Борис Жидиславич. Это была весьма внушительная сила. А вот упомянутые в брехливой Никоновской летописи чехи, поляки, венгры и литва едва ли принимали участие в этих событиях. Их присутствие, вероятно, предавало последующей летописной картине киевских бедствий вселенский размах. Войска коалиции, сколоченной Андреем Боголюбским, в 1169 году осадили Киев, и значительно уступающий им в силах Мстислав Изяславич не решился на полевое сражение. Спустя два дня он бежал к себе на Волынь, где мог получить поддержку своих западных союзников. А вот брошенный им город ждала печальная участь. По свидетельству Ипатьевской летописи войска "братского русского народа" « грабили два дня весь город — Подолье и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда горящим церквям, убиваемым и связываемым христианам. Жен уводили в плен, разлучая силою со своими мужьями, младенцы рыдали, видя матерей своих. И взяли множество богатства, церкви обнажили, иконы и книги, ризы и колокола, вынеся всё Смоляне и Суздальцы, и Черниговцы, и Олегова дружина. Зажгли монастырь Печерский Святой Богородицы
поганые, но Бог молитвами Святой Богородицы уберег от этого. И были в Киеве у всех людей стенание и печаль, и скорбь безутешная и слезы непрестанные.».
По итогам этой кампании Андрей Боголюбский не решился сесть на Киевский престол, страшно было, вдруг отравят "благодарные" киевляне, а спихнул столицу младшему братцу — Переяславскому князю Глебу Юрьевичу. Но уже на следующий год Мстислав вернулся с Волыни, выгнал Глеба и вновь занял Киев, однако в том же 1170 году умер. На следующий год умер и его соперник в борьбе за киевский стол Глеб Юрьевич (возможно, как и его отец Юрий Долгорукий был отравлен, ну не любят киевляне князей незваных). После этого Андрей Боголюбский вступил в конфликт за Киевский великокняжеский престол со своими бывшими союзниками Ростиславовичами, а в 1174 году владимиро-суздальский князь погибает в результате заговора. Тяжела ты шапка Мономаха.
Если российские историки во взятии Киева пытаются разглядеть только отправной пункт длительного исторического процесса
сепарации "единой" общности Киевской Руси, то для украинских историков события 1169 г. - первые исторически известные проявления соперничества с формирующейся украинской народностью народности северорусской (или "великорусской", которая тоже формировалась тогда) в лице ее князей — первые случаи, где последняя начинает демонстрировать свою агрессивную силу.
Какая тут, мля, общность и братство народов? Бросается в глаза небывалое обращение русских войск с городом. Небывалое для Киева, другим русским городам не так "везло" в усобицах. Впрочем и Киев будет вновь взят и разграблен в 1203 г. "братским" смоленским (овручским) князем Рюриком Ростиславичем, который успел побывать киевским князем с 1174 по 1210 годы 7(семь!) раз. Редким властителям в это время удается задержаться в Киеве дольше года. Они опираются на малочисленные дружины и при появлении под стенами большего войска сразу бегут в свои наследственные земли. Когда в 1240 году к городу подходят монголы Батыя, в Киеве вообще нет князя. Город принадлежит Даниилу Романовичу, правителю далекого Галицко-Волынского княжества. Он оставил в Киеве наместника — тысяцкого Дмитра, неспособного защитить город с двумя сотнями дружинников. Помощи "братской" городу никто не оказал ни с севера, ни запада, ни с юга после разгрома на 90% в 1223 году объединенного русско-половецкого войска монгольским корпусом. Киев в 1240 году был разорен монголами окончательно и Киевская Русь прекратила свое существование. И именно Андрей Боголюбский был основателем враждебного Киеву самодержавного владимиро-суздальского строя, унаследованного затем Московией, и существующего в России чуть ли не до наших дней, и явившимся по сути одной из первопричин гибели Киевской Руси.