michael.il · 15-Мар-11 20:03(13 лет 9 месяцев назад, ред. 07-Апр-11 20:29)
Фома Кемпийский. О подражании Христу Год выпуска: 1427 г. Фамилия автора: Кемпийский Имя автора: Фома Исполнитель: (перевод с латинского К.П.Победоносцева) Издательство: аудиокнига своими руками Тип аудиокниги: аудиокнига Аудио кодек: MP3 Битрейт аудио: 160 kbps Время звучания: 8:02:36 Описание: Цель автора этого сборника - умиротворить твою душу и научить тебя следовать Христу, родившемуся в Вифлееме нашего ради спасения, умершему за нас, воскресшему и воскресающему всех, с верой и любовью приходящих к нему. Содержание:
скрытый текст
КНИГА ПЕРВАЯ. НАСТАВЛЕНИЯ ПОЛЕЗНЫЕ ДЛЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
1. О подражании Христу и о презрении мира и всей суеты его
2. О смиренном чувстве
3. Об учении истины
4. О благоразумии в действиях
5. О поучении в Писаниях
6. О беспорядочных желаниях
7. Об уклонении от суетных надежд и от гордости
8. Об уклонении от близкого обхождения
9. О послушании и подчинении
10. Об излишестве в словах
11. Об искании мира и о ревности к преуспеянию
12. О пользе несчастья
13. О сопротивлении искушениям
14. Об уклонении от неосмотрительного суждения
15. О делах любви
16. О терпимости к чужим недостаткам
17. О монашеской жизни
18. О примере святых отцов
19. О упражнениях доброго инока
20. О любви к уединению и молчанию
21. О сокрушении сердечном
22. О состоянии бедности человеческой
23. О памяти смертной
24. О суде и казни грешникам
25. О ревностном исправлении целой жизни КНИГА ВТОРАЯ. НАСТАВЛЕНИЯ КО ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ
1. О внутренней беседе
2. О смиренной покорности
3. О добром и миролюбивом человек
4. О простоте сердца и чистоте мысли
5. О саморазумении
6. О радости, какая от доброй совести происходит
7. О любви ко Иисусу превыше всего
8. О близком содружестве с Иисусом
9. О совершенной безутешности
10. О благодарении за благодать Божью
11. О малом числе любителей Креста
12. О Царственном пути Святого Креста КНИГА ТРЕТИЯ. О ВНУТРЕННЕМ УТЕШЕНИИ.
1. О внутренней беседе Христа с верною душою
2. О том, что истина без шума глаголет в душе
3. О том, что глаголам Божиим должно внимать во смирении
4. О том, что должно ходить пред Богом во смирении и в истине
5. О дивном действии Божественной любви
6. Об испытании истинной любви
7. О том, что благодать надобно скрывать под стражею смирения
8. Об уничижении себя в очах Божиих
9. О том, что все надобно относить к Богу, как последнему концу
10. Как сладко, презрев мир, служить Богу
11. О том, что должно испытывать и умерять сердечные желания
12. О науке терпения и о борьбе с похотями
13. О послушании смиренного по прмеру Иисуса Христа
14. О тайных судах Божиих, что об них помышлять надобно, для того, чтобы не превозноситься во благих
15. Как содержать себя и что говорить себе надобно, когда чего желаешь
16. В едином Боге надобно искать утешения
17. Все попечение возлагать надобно на Бога
18. О том, что временные бедствия надобно переносить равнодушно по примеру Христа
19. О перенесении обид и о том, кто оказывается воистину терпеливым
20. Об исповедании своей немощи и о бедствиях здешней жизни
21. О том, что в Боге покой наш превыше всех благ и даров
22. О воспоминании многочисленных благодеяний Божиих
23. О четырех способах к великому миру
24. О том, как избегать любопытного исследования жизни ближнего
25. В чем состоит крепкий мир сердца и истинное усовершение
26. О превосходстве свободного духа, коего достигнуть можно скорее смиренною молитвой, нежели чтением
27. О том, что своя собственная любовь все более отдаляет от верховного блага
28. Противу языка поносителей
29. Как надобно призывать Бога во время искушения
30. Об испрошении помощи Божией и о вере в возвращение благодати его
31. О пренебрежении ко всякому созданию для того, чтобы найти Создателя
32. Об отречении от себя самого и об оставлении всякого вожделения
33. О непостоянстве сердца и о том, что в Боге полагать надобно конечное свое намерение
34. Кто любит Бога, тот превыше всего и во всем услаждается Богом
35. О том, что нет безопасности от искушений в здешней жизни
36. Против суетных суждений человеческих
37. О чистом и совершенном отречении от себя к стяжанию сердечной свободы.
38. О добром поведении во внешних делах и о прибежище к Богу в опасностях
39. Не должен человек быть нетерпелив в делах своих
40. Человек сам по себе не имеет ничего доброго и ничем не должен хвалиться
41. О презрении всякой временной чести
42. О том, что не следует мир свой полагать в человеках
43. Противу суетных знаний нынешнего века
44. О том, что не должно привлекать к себе вещи внешнего мира
45. О том, что не должно всем верить, и как легко человеку падение в слове
46. О том, что надобно иметь упование на Бога, когда поднимаются стрелы словес человеческих
47. О том, что всякие беды переносить надобно ради вечной жизни
48. О дне вечности и о бедствиях здешней жизни
49. О желании жизни вечной, и какие награды за подвиг обещаны
50. Как надобно человеку в печали предавать себя в волю Божию
51. О том, что усерднее надобно предаваться смиренным делам, когда нет сил для дел высоких
52. О том, что не должен человек почитать себя достойным утешения, но паче достойным наказания
53. О благодати, коей не могут познать земные мудрствующие
54. О различных движениях природы и благодати
55. О повреждении природы и о действии Божественной благодати
56. О том, что должно нам отвергнуться себя и Христу подражать на кресте
57. О том, что не следует чрезмерно унывать в падениях
58. О том, что не должно высших себя искать и испытывать сокровенные суды Божьи
59. О том, что надобно утверждать всякую надежду и уверенность в Боге едином КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. О ТАИНСТВЕ ТЕЛА ХРИСТОВА
1. С каким благоговением должно принимать Христа
2. О великой любви и благости Божией, являемой человеку в таинстве
3. О пользе частого приобщения
4. О многих благах происходящих от благоговейного приобщения
5. О светлости таинства и о состоянии священства
6. О приготовлении к причащению: молитвенное прошение
7. О испытании совести своей и о намерении к исправлению
8. О приношении Христа в жертву на кресте и о самоотвержении
9. О том, что должны мы себя и все свое принести Богу и молиться за всех
10. О том, что не должно без важных причин отлагать святое приобщение
11. О том, что Тело Христово и Святое Писание необходимы для верующей души
12. О том, что надобно с великим прилежанием готовиться к приобщению Христову.
13. О том, что душа благоговейная от всего сердца должна желать соединения со Христом в таинстве
14. О пламенном желании некоторых благоговейных душ к приобщению Тела Христова
15. О том, что дар умиления приобретается смирением и самоотвержением
16. О том, что должны мы открывать нужды свои Христу и просить от него благодати
17. О пламенной любви и о крепком желании воспринять Христа
18. О том, что не должно человеку любопытно исследдовать таинство, но да будет он смиренный подражатель Христу, приводя разум свой в послушание святой веры
В противоположность ощущению плотских людей, духовные мужи, обоняв воню зла, притворившегося добром, немедленно ощущают отвращение от книги, издающей из себя эту воню. Старцу Исаии, иноку, безмолвствовавшему в Никифоровской пустыне , преуспевшему в умной молитве и сподобившемуся благодатного осенения, был прочитан отрывок из «Подражания». Старец тотчас проник в значение книги. Он засмеялся и воскликнул: «О! это написано из мнения. Тут ничего нет истинного! тут все — придуманное! Какими представлялись Фоме духовные состояния и как он мнил о них, не зная их по опыту, так и описал их». Свт. Игнатий Брянчанинов.Аскетические опыты. Том I, "О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести"
Есть же раздел для католичества. Если им нравится крутить томные романы с Христом - это их выбор. Эта книга есть кокетство с воображаемым богом, и большой соблазн для неофитов, что недопустимо.
Просьба модератору - перенесите в более подходящий раздел.
Это ересь.
"В образец аскетической книги, написанной из состояния прелести, именуемой мнением, можно привести сочинение Фомы Кемпийского под названием Подражание Иисусу Христу. Оно дышит утонченным сладострастием и высокоумием, которые в людях ослепленных и преисполненных страстями производят наслаждение, признаваемое ими вкушением Божественной благодати. Несчастные и омраченные! они не понимают, что, обоняв утонченную воню живущих в себе страстей, они наслаждаются ею, признают ее в слепоте своей вонею благодати! они не понимают, что к духовному наслаждению способны одни святые, что духовному наслаждению должно предшествовать покаяние и очищение от страстей, что грешник не способен к духовному наслаждению, что он должен сознавать себя не достойным наслаждения, отвергать его, если оно начнет приходить к нему, отвергать как не свойственное себе, как явное и пагубное самообольщение, как утонченное движение тщеславия, высокоумия и сладострастия. — Подобно Малпасу достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д'Асиз, Игнатий Лойола и другие подвижники латинства [142], признаваемые в недре его святыми. «Когда Франциск был восхищен на небо, — говорит писатель жития его, — то Бог Отец, увидев его, пришел на минуту в недоумение, кому отдать преимущество, Сыну ли Своему по естеству, или сыну по благодати — Франциску». Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой прелести!" Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова
"— Подобно Малпасу достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д'Асиз, Игнатий Лойола и другие подвижники латинства [142], признаваемые в недре его святыми."
Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова
Бедный св. Франциск Ассизский, даже и он удостоился быть обвиненным в прелести. Alexis XV в теме Святой Франциск Ассизский - Полное собрание сочинений предлагает обратиться к первоисточникам. После прочтения сочинений св. Франциска у меня возникает крайнее недоумение, где же в них прелесть. Может быть другим виднее, а может быть все дело в том, что это собрание вышло на русском только в 1995 г.
Илиотропион / Предисл. и прим. свящ. Александра Гумерова. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 656 с. — (Духовная сокровищница). "Соглашаясь с их призывами вернуться к истокам святоотеческого православного богословия и аскетики, не стоит забывать о том значении, которое имели для возрастания в доброделании и вере многих поколений православных христиан такие книги, как «Невидимая брань», «Подражание Христу» и, наконец, «Илиотропион». Сочинение итальянского монаха Лоренцо Скуполи (1530–1610) «Combattimento spirituale» («Брань духовная») было впервые издано на русском языке еще в 1784 г. Однако, как отмечалось выше, настоящую популярность в России эта книга приобретает с 1892 г., под названием «Невидимая брань» в переводе святителя Феофана Затворника, который выполнил свой перевод не с оригинального текста, а с греческого переложения, осуществленного преподобным Никодимом Святогорцем. Творение католического аскета Фомы Кемпийского «Подражание Христу» (кстати, в «Илиотропионе» на это сочинение дается множество ссылок) становится известным в России еще раньше. Впервые на русский язык ее перевел митрополит Антонин (Стаховский; +1740). Святитель Димитрий Ростовский почти на каждой странице своего «Алфавита Духовного» приводит мысли и даже цитаты из произведения Фомы Кемпийского. Интерес к этой книге у образованных слоев общества сохраняется и в XIX в., в 1898 г. ее вновь переводит сам обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев.
Думается, что верному отношению к подобного рода западной переводной литературе духовно-нравственного характера можно научиться у святителя Филарета, митрополита Московского. В одном из писем он говорит о своем общении с архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой пустыни Игнатием (Брянчаниновым), будущим святителем, одним из самых активных и решительных противников католических произведений и, в частности, книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу». В связи с этим святитель Филарет вспоминает слова святителя Димитрия Ростовского, который говорил, что «Фома Кемпийский хотя иностранный купец, но приносит добрый товар». http://www.pravoslavie.ru/sm/6145.htm а насчет фразы Брянчанинова про Франциска Азисского - она не имеет подтверждения в трудах католических авторов. Откуда он ее взял - Брянчанинов не дает ссылки ни на автора, ни на произведение.
Есть большая разница понимания святости в католичестве и православии. Особенно это видно из жизни и учения Франциска Ассизского. Больше читайте здесь ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ И КАТОЛИЧЕСКАЯ СВЯТОСТЬ- pravoslavie.ru/put/apologetika/francis.htm и на трекере есть эта книга без сокращений https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3822041
Между Фомой Кемпийским и Франциском Ассизским есть разница как между Феофаном Затворником и Исаакием Печерским (Василием Блаженным и т.д.). Прочитайте сами эту книгу, или же просмотрите, если угодно (она небольшая). Найдете в ней что то от романов с Христом, или от сладострастия и высокоумия, напишите.
ИМХО, мнение Димитрия Ростовского и Филарета Московского к этой книге спокойнее и объективнее.
58821716Между Фомой Кемпийским и Франциском Ассизским есть разница как между Феофаном Затворником и Исаакием Печерским (Василием Блаженным и т.д.). Прочитайте сами эту книгу, или же просмотрите, если угодно (она небольшая). Найдете в ней что то от романов с Христом, или от сладострастия и высокоумия, напишите.
ИМХО, мнение Димитрия Ростовского и Филарета Московского к этой книге спокойнее и объективнее.
Фома Кемпийский как и Франциск Ассизский практикуют молитву на основании воображения которая приводит к прелести и погибели. Поэтому никакой разницы между ними нет. Почитайте преп.Иоанна Лествичника и многих святых отцов до раскола церкви - все они учат молиться заключая ум в слова молитвы без воображения. Фома Кемпийский пишет "Люблю Тебя, Боже мой; люблю Тебя дольше всего на свете, ибо Ты истинная радость души моей и наивысшая доброта и совершенство,Ты един достоин бесконечной любви. Ради Тебя люблю и ближнего моего, как самого себя".(Подражание ст. 262) и еще "О Иисусе сладчайший, человеческого рода Искупителю, милостиво призри на нас, к престолу Твоему с глубоким смирением припадающих. Мы - Твои и хотим быть Твоими. Желая,однако, еще теснее соединиться с Тобою, каждый из нас сегодня посвящает себя добровольно Святейшему Сердцу Твоему".( Подражание ст. 266) О, Сладчайший и Возлюбленный паче всех, — Господи..., воспали меня холодного огнем Твоей любви, ... - так в многих местах книги - разве это не романы и высокоумие? Мнение часто выражает себя в чувстве мнимодуховной любви к Богу. Нам дана заповедь о любви к Богу, к достижению ее направлена жизнь христианина. Но любовь есть венец, вершина всех добродетелей, она достигается после долгого пути очищения сердца покаянием, и Бога можно любить только сердцем очищенным, готовым к освящению Божественной благодатью. «Ощущение любви, которое приписывает себе грешник, не престающий утопать во грехах, которое приписывает он себе неестественно и гордо, есть не что иное, как одна обманчивая, принужденная игра чувств, безотчетливое создание мечтательности и самомнения»[15]. Поэтому святитель Игнатий предостерегает от усилия при своих молитвах и богомыслии искусственно развивать в себе особое чувство любви – нам никогда не достичь этого, покуда мы еще плотские или душевные, любовь – достояние святых, она – дар Божий, является не от наших усилий. Подвижник, подверженный мнению, «постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество со Иисусом, внутреннюю беседу с Ним, таинственные откровения, гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приходит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность» http://www.pravoslavie.ru/put/32921.htm Послушайте Осипова о католической церкви и святых. Сегодня достаточно общедоступной информации чтобы точно распознать цену католической духовности. Всякое дерево познается по плодам.
Возможно у святителя Игнатия просмотр этой книги и вызвал "разгорячение и восторженность". Хотя конечно вряд ли. Скорее его озаботили такие факты со стороны девиц и барышень которых он духовно окормлял (что следует из его писем мирянам). Но на самом деле, очевидно, что ни Фома ни Франциск в этом не виноваты (как то естественно представилось святителю в связи с его крайним неприятием западного опыта благочестия вообще). Барышням, тем более неофитам, присуще чувственное восприятие божественной любви, а отсюда "разгорячение". Им лучше не читать не только Франциска, Терезу, но и Песни Песней тоже.
И кстати Дионисия Ареопагита не стоит читать:
"божественный эрос блага, благой, существует через благо. Сам эрос сущего, благотворящий, прегосподствует в благе преизбыточно" "Божественная любовь выражается в экстазе, любящие не принадлежат самим себе, но любимым". "На крыльях эроса, в порыве экстаза совершается богопричастие и богопознание".
И старца Паисия Святогорца, тоже не надо:
"– Божественный эрос – это любовь к Богу?
– Божественный эрос – это нечто высшее, чем любовь Божия, – это безумие. Любовь-эрос-безумие как зависть-ненависть-убийство. Великая любовь к Богу, соединённая с жертвой, сладостно распаляет сердце, и, как пар, выбрасывается Божественный эрос, который невозможно сдержать, и соединяется с Богом.
Божественный эрос размягчает твёрдые кости, которые делаются настолько мягкими, что человек не может устоять на ногах и падает! Он становится как свеча, помещённая в тёплое место, которая не может стоять прямо и наклоняется то в одну сторону, то в другую. Её поправляешь, а она снова наклоняется, снова падает, потому что вокруг тепло, очень тепло... Когда человек находится в таком состоянии, и ему нужно куда-то идти или что-то делать, он не может, ему приходится бороться, он старается выйти из этого состояния...
К сожалению, есть духовные люди, которых смущает слова «Божественный эрос». Не понимают, что такое «Божественный эрос», и хотят убрать это слово из Миней и Октоиха, потому что оно их смущает. Вот до чего мы дошли! И, наоборот, миряне, которые знают, что такое человеческий эрос, когда им говоришь о Божественном эросе, сразу отвечают: «Это должно быть что-то высшее». Со многими из ребят, которые познали мирской, человеческий эрос, я быстро нахожу общий язык, если начинаю им говорить о Божественном эросе! «Вы когда-нибудь от большой любви падали без сил на землю? Вы когда-нибудь чувствовали, что не можете пошевелиться, не можете ничего делать?» Они сразу догадываются, что это что-то высшее, и мы начинаем понимать друг друга «Если на нас, – говорят они, – так действует простая, мирская любовь, то можно себе представить, что такое любовь небесная!»
– Геронда, как можно сойти с ума от любви Божией?
– Общаться с. сумасшедшими, чтобы они заразили тебя своим духовным безумием! Надеюсь увидеть тебя... сумасшедшей по Богу! Аминь.
И у меня есть небольшой опыт духовного безумия, происходящего от Божественного эроса. Тогда человек приходит в состояние священной рассеянности и не хочет думать ни о чём, кроме Бога, кроме святого, духовного и небесного. Находясь в состоянии божественной любви, он горит сладостно изнутри, изливает себя внешне в безумии, в границах священного благочестия, как ангел, прославляя день и ночь своего Бога и Создателя.
– Это называется исступление?
– Да, тогда человек находится вне себя, в хорошем смысле. Это и есть... «Ужаснися бояйся небо...» (слова ирмоса 8-й песни канона Великой Субботы)!
Священное безумие поставляет человека вне земного притяжения, возносит его к престолу Божию, и человек начинает ощущать себя, как собачка при ногах своего хозяина, которая радостно и почтительно лижет ему ноги."
Паисий Святогорец Слова. Том V Страсти и добродетели Раздел II. Добродетели Часть вторая. Любовь духовная Всё таки в описании такого сложного явления как любовь к богу, и практики её достижения, имеется широкое поле для межконфессиональных спекуляций, и поиски мнимых различий со стороны отдельных наших ревнителей объясняются скорее полемическим задором, и не более, ИМХО. Что касается самой книги "О подражании", то книга достаточно смиренная и отнюдь не высокоумная, что прямо следует из её содержания, и в чем легко убедиться может каждый. P.S. Да извинят меня барышни, конечно же беспокойство святителя Игнатия вызывали не только они. В письме к князю Горчакову неосторожно прочитавшему Фому, святитель также предостерегал последнего от впадение в наслаждение и беспокойство.
Lawyer2006, ошибаться могли даже святые отцы, опять же, следует принять во внимание трудности перевода, особенно если это касается метафор. Как перевести на язык обыденный то, что испытывает монах, множество лет проведший в молитве, прошедший суровую школу смирения от Господа (известно ли вам, как Господь до конца смиряет избранных Своих?) - так вот, в душевном порыве кто-то из святых, может, и применил то или иное двусмысленное словцо, но это несистемно. А некоторые труды святых были отвергнуты Вселенскими соборами и признаны еретическими, при этом был принят ряд критериев, при помощи которых мы теперь сами можем различать, где ромашка, а где ..акашка.
Вот в этой книге именно система, практикуя которую, любой впадет в прелесть, как в трясину.
Не знаю, дело вольное каждого читателя, читать или не читать, а автору, редактору, издателю хорошо бы помнить обещание о соблазняющих.
Ангела хранителя!
Смотрю тут одни христиане хехе собрались не осуждают, любят аж вонючей волной эгоцентризма накрывает когда читаешь коментарии. Православие, католицизм, христианство дело рук человеческих - вера суть отсутствие ума и суждений хехе. Остановите бубнеж в вашей голове и душе, прикоснитесь к многоликой тишине бытия повернитесь к себе и богу передом.
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867): Мы живем в страшный век. Неверие охватило и еще более охватывает землю: соблазны умножились до бесчисленности, и еще более умножаются.
Что гласит Слово Божие? Оно возвещает предсказание, сбывающееся в глазах наших, предсказание, что во времена последние, по причине умножения беззакония изсякнет любы многих (Мф. 24:12). Неложное Слово Божие, более твердое нежели небо и земля, возвещает нам умножение в последние времена сетей диавольских и умножения числа погибающих в этих сетях.
Точно! гляжу на мир, – вижу: сети диавола умножились, в сравнении с временами первенствующей Церкви Христовой, умножились до бесконечности. Умножились книги, содержания лжеучение; умножились умы, содержащие и сообщающие другим лжеучение; умалились, умалились до крайности последователи святой Истины; усилилось уважение к добродетелям естественным, доступным для иудеев и язычников; явилось уважение к добродетелям прямо языческим, противным самому естеству, взирающему на них, как на зло; умалилось понятие о добродетелях христианских, не говорю уже как умалилось, почти уничтожилось, исполнение их на самом деле; развилась жизнь вещественная; исчезает жизнь духовная; наслаждения и попечения телесные пожирают все время; некогда даже вспомнить о Боге. И это все обращается в обязанность, в закон. От умножения беззакония изсякнет любы многих, и тех, которые удержались бы в любви к Богу, если б зло не было так всеобще, если б сети диавола не умножились до такой бесчисленности. Запад, отклонившись от Востока впадением в ересь, принял образованность и жизнь языческие: с этого времени учения враждебные Православной Церкви, учения самые хитросложенные, самые дерзкие, уродливые, богохульные умножились до бесконечности. Христиане, одни православные христиане, и притом проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием, исповедию пред отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе со светлыми Ангелами вечное блаженство. Напротив того, нечестивые, то есть неверующие во Христа, злочестивые, то есть еретики, и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами. Прелесть и святые католической церкви
Появление стигмат на членах католического святого Франциска Ассизского, являющееся результатом чувственных сопереживаний Христовым Страстям
По мнению святителя Игнатия (Брянчанинова), все святые католической церкви, «с того времени как она впала в папизм», находились в состоянии прелести, и следовательно не могут быть признаны святыми. В частности, он разбирает образ жизни Франциска Ассизского, Игнатия Лойолы, Фомы Кемпийского и показывает, в чём, по его мнению, состояла эта прелесть.
Действие любви Божией, по святителю Игнатию, прямо противоположно действию прелести. Любовь Божия, будучи духовной, когда обладает человеком, то прохлаждает и «утишает» (как бы уничтожает) все движения в душевно-телесном веществе человека. Прелесть же, как имеющая своё начало от бесов, имеющих в свою очередь доступ к человеку извне через душу и тело, может только развивать силы этой душевно-телесности (причём во вполне определённом направлении). Появление стигмат на членах католического святого Франциска Ассизского, являющееся результатом чувственных сопереживаний Христовым Страстям
Дорогие братья православные, почитайте Песню песней царя Соломона. Отцы церкви и все инославные богословы одного мнения о ней. Они говорят, что это прообраз отношений Христа и Церкви. Если же рассуждать как Игнатий Брянчанинов, то Песнь песней тоже прелесть. Плотская любовь - это сладострастие, а если дух твой горит огнем любви ко Христу, то где же здесь сладострастие? Неужели нам оставаться холодными ко Христу и только трепетать пред Ним, ожидая излияния гнева Его? Не Сам ли Он нас приорел Себе дорогою ценою? В сердцах наших должен быть как благоговейный трепет, вселяющий страх Божий, так и любовь к своему Спасителю. Должна быть золотая середина. Поэтому вполне соглашаюсь с Lawyer2006