glarus63 · 08-Окт-10 12:32(14 лет 5 месяцев назад, ред. 12-Окт-17 19:47)
А.Ф. Лосев - Словарь античной философии Год: 1995 Автор: Алексей Федорович Лосев Жанр: история философии, античная философия Издательство: «Мир идей», АО Акрон ISBN: 5-88884-001-7 Язык: Русский Формат: DjVu/PDF (оба формата содержат OCR слой и оглавление) Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Количество страниц: 232 Описание: От издательства: Спустя три десятилетия в свет выходят статьи по античной философии, написанные для 4-го и 5-го томов «Философской Энциклопедии» Алексеем Федоровичем Лосевым. Долгие годы его работы и само его мышление были единственной живой нитью, связывавшей русскую философию с современностью. А.Ф. Лосев сумел показать на примере собственной жизни, что даже в самое черное время можно сохранить мыслительную честность и не дать поставить себя на колени. Лосев не позволил, внутренне выстояв, уничтожить тот особый и тонкий склад ума, «русскую философию», хранителем которой он был. З.А. Каменский (ред. статей в Энциклопедии): Давно уже назрела потребность собрать и изучить статьи А.Ф. Лосева для «Философской Энциклопедии». В его многогранном и поистине титаническом литературном наследии они занимают совершенно особое место. Статьям этим свойственны не только глубина и богатство содержания, но и особая стилистика, особая эстетика. Я думаю, что придет пора, когда это его наследство будет подвергнуто специальному содержательному анализу как важнейший феномен истории отечественной историко-философской культуры.
Примеры страниц
Оглавление
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
Элейская школа
Парменид
ПИФАГОРЕИЗМ
Пифагор
Пифагорейство
Неопифагорейство
Нигидий Фигул
ПЛАТОНИЗМ
Платон
Платонизм
Спевсипп
Нумений
СТОИЦИЗМ
Стоицизм
Панэций
Посидоний
Секстии
Сенека
НЕОПЛАТОНИЗМ
Неоплатонизм
Олимпиодор Старший
Олимпиодор Младший
Плотин
Порфирий
Прокл
Саллюстий
Симпликий
Сириан
Ямвлих
РАЗНЫЕ СТАТЬИ
Нус
Ориген
Перипатетики
Пиррон
Протагор
Римская философия
Сократ
Элидо-Эретрийская школа ПРИЛОЖЕНИЕ I
А.А. Тахо-Годи. Дополнительная библиография к ряду статей словаря
ПРИЛОЖЕНИЕ II
З.А. Каменский. А.Ф. Лосев в «Философской Энциклопедии»
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Фрагменты переписки по статьям «Философской Энциклопедии»
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
Предисловие к «макету»
А.Ф.ЛОСЕВ
ДИАЛЕКТИКА МИФА
(из ранних произведений)
Москва, изд-во "Правда",
1990 Не только гимназисты, но и все почтенные ученые не замечают, что мир их физики и астрономии есть довольно-таки скучное, порою отвратительное, порою же просто безумное марево, та самая дыра, которую ведь тоже можно любить и почитать. Дыромоляи,
говорят, еще и сейчас не перевелись в глухой Сибириxii. А я, по грехам своим, никак не могу взять в толк: как это земля может двигаться? Учебники читал, когда-то хотел сам быть астрономом, даже женился на астрономке. Но вот до сих пор никак не могу себя убедить, что земля движется и что неба никакого нет. Какие-то там маятники да отклонения чего-то куда-то, какие-то параллаксы... Неубедительно. Просто жидковато как-то. Тут вопрос о целой земле идет, а вы какие-то маятники качаете. А главное, все это как-то неуютно, все это какое-то неродное, злое, жестокое. То я был на земле, под родным небом, слушал о вселенной, "яже не подвижется"xiii... А то вдруг ничего нет, ни земли, ни неба, ни "яже не подвижется". Куда-то выгнали в шею, в какую-то пустоту, да еще и матерщину вслед пустили. "Вот-де твоя родина, - наплевать и размазать!" Читая учебник астрономии, чувствую, что кто-то палкой выгоняет меня из собственного дома и еще готов плюнуть в
физиономию. А за что?xiv
Итак, механика Ньютона основана на мифологии нигилизма. Этому вполне соответствует специфически новоевропейское учение о бесконечном прогрессе общества и культуры. Исповедовали часто в Европе так, что одна эпоха имеет смысл не сама по себе, но лишь как подготовка и удобрение для другой эпохи, что эта другая эпоха не имеет смысла сама по себе, но она тоже - навоз и почва для третьей эпохи и т.д. Из "Дополнений к диалектике мифа" (осень 1929г.) "Положения, характеризующие социализм и Советскую власть, окончательно сформировались, под влиянием той агрессии, которую проявила Советская власть в своей церковной политике последнего времени, в своем курсе на индустриализацию и коллективизацию.
Эти меры в своей крайней резкости заставили меня болезненно на них реагировать, резко ставя вопрос о тенденциях развития советской власти и социализма - в сторону анархизма и гибели человечества….
…[Имяславие]
"Советская власть и социализм рассматриваются имяславием как проявление торжества Антихриста, как дело рук Сатаны. Политический идеал имяславия - неограниченная монархия, всецело поддерживающая православную церковь. Резко-отрицательное отношение имяславия к Советской власти породило у его сторонников положительную оценку вооруженной борьбы, направленной на свержение соввласти и сочувствие, как вооруженным выступлениям, так и иного рода активной антисоветской деятельности…
…[Философия истории]
"Бог - вот где подлинная свобода." "Раб не потому раб, что его утеснили. Рабом человек делается потому, что он раб в своем собственном сознании, раб по душе, потому что у него рабская душа и недоступны ему переживания свободы. Не стоит, бессмысленно освобождать такого раба. Всякую свободу он все равно обратит в рабство. Аристократ, в платоническом сознании, есть внутренне духовно-свободный и прекрасный человек. У него нельзя отнять его свободы, ибо свобода - его субстанция, а не акциденция [лат. - случайное, преходящее свойство предмета].
Почему многочисленное рабство в древней Греции не могло смести в течение двух тысячелетий небольшую кучку аристократов? Потому, что каждый раб считал это положение нормальным и аристократ, действительно, был лучше его, истиннее его и раб нуждался в нем больше, чем тот в рабстве.
Общество делится на два класса. Платон [428 или 427-348 или 347 до н.э. - древнегреческий философ] называет первый класс философами, второй - ремесленниками и земледельцами, то есть по нашему, рабочими и крестьянами. Философы - созерцатели идей, рабоче-крестьянская масса - послушная исполнительница философских созерцаний. Задачи философов - умно созерцать истину и передавать ее всем прочим; задача рабоче-крестьянского класса - кормить себя и философов, и воплощать, осуществлять идеи. Добродетель философа - мудрость, добродетель рабочих и крестьян - послушание. Рабочие и крестьяне от природы не могут созерцать идей, они должны подчиняться тем, кто умеет их созерцать; они кормители монахов и послушники аскетов-старцев." "Философы и монахи - прекрасны, свободны, идеальны, мудры. Рабочие и крестьяне - безобразны, рабы по душе и сознанию, обыденно-скучны, подлы, глупы. Философы и монахи - тонки, глубоки, высоки; им свойственно духовное восхождение и созерцание, интимное умиление молитвы и спокойное блаженство и величие разумного охвата. Рабочие и крестьяне - грубы, плоски, низки, им свойственен вульгарный пафос мордобития, зависть на все духовное, гениальное и свободное, матерщина, кабак и циничное самодовольство в невежестве и бездействии."1 "Я... утверждаю, что феодальный строй и его идеология стремились не к эксплоатации трудящихся, а к истине - так, конечно, как это тогда понималось. Истина, которую исповедует феодальный строй, есть Церковь и послушание ей. Тайна векового крепостного права есть тайна послушания и отказа от своей воли, во имя спасения души, через послушание истине, идеей и душой крепостного права является не эксплоатация трудящихся, но спасение души и церковные догматы. Надо помнить, что крепостничество есть вовсе не то, что клевещут на него либералы всех стран и народов.
Средне-вековые крепостные отличаются от античных рабов так же, как икона отличается от статуи, как личность от телесного организма, как музыка духовных далей от физически осязаемой вещи. Крепостной мыслится принципиально свободным: он личность, а не вещь. Его подневольное состояние отнюдь не есть рабское состояние."…
…"Естественнее всего было бы человечеству, если уже стоять на ступени феодализма, то и продолжать так дальше стоять, усовершенствуя недостатки, проистекающие из естественных недостатков человеческой природы…
…"Еврейство со всеми своими диалектическо-историческими последствиями есть сатанизм, оплот мирового сатанизма."
"Как в действительности не существует достоинства женщины, так и не может быть понятия о еврейском достоинстве.
[Социализм и коммунизм]
"Веление Каббалы таково, что капитализм сменился социализмом, и либерализм - новым авторитаризмом. Водворяется человечество, общество, социальная стихия. Перед ней смолкает всякое индивидуальное искание, всякая личная жажда. Без перехода к "человечеству" не были бы исполнены заветы Каббалы, ибо последняя и конкретнейшая категория Каббалы есть не отдельный человек, но Израиль. Поэтому, социализм, несомненно, ближе выражает сущность Каббалы, чем капитализм, хотя, в общем, это необходимые диалектические этапы исторического развертывания Каббалы вообще…
…Всякому ясно, и монаху, и революционеру, что мир Христов есть нечто абсолютно противоположное революции. Для монаха революция есть сатанизм, ибо и преп. Серафим Саровский еще сказал, что Сатана был первый революционер…
…"Еврей полная противоположность аристократу. Принцип аристократизма заключается в точном соблюдении границ между людьми. Но еврей всегда ищет общности, так как он прирожденный коммунист.
Марксизм есть типичнейший иудаизм, переработанный возрожденскими методами и то, что все основатели и главная масса продолжателей марксизма есть евреи, может только подтвердить это."…
…[Советская система]
"Почему Советская власть, столь, казалось-бы, чуждая русскому народу и переполненная различными иностранными элементами, может держать в повиновении всю страну, и почему несколько десятков активных коммунистов и сейчас управляет полутораст. миллионным населением. Конечно, не потому, что на стороне этих нескольких десятков людей полнота физической силы. Наоборот, полнота физической силы у полутораста миллионов, а не у нескольких десятков. Но потому это происходит, что народ сам вполне достоин этого правительства и сам вполне доволен, или, во всяком случае, не настолько недоволен, чтобы взять в руки оружие. Советская власть держится благодаря платоническим воззрениям русского народа (если только у этого многомиллионного стада баранов есть какое-нибудь мировоззрение), и за объяснениями русской революции нужно итти не к "Капиталу" Маркса и не к речам Ленина, но к "Государству" Платона и к "Политике" Аристотеля [384-322 до н.э. - древнегреческий философ и ученый]. Темная, безликая, миллионноголовая мужицкая гидра смекнула, что советские порядки в каком-то смысле для нее выгодны…
…[Индустриализация]
"В машине есть нечто загубленное, жалкое и страдающее. Когда действует машина, кажется, что кто-то страдает. Машина - не целомудренна, жестока, внутренне опустошенна. В ней какая-то принципиальная бездарность, духовное мещанство, скука и темнота. Есть что-то нудное и надоедливое в потугах машины заменить жизнь. Она есть глубочайший цинизм духа, ограничение средними штампованными и механическими вещами. Сердце говорит, что когда действует машина, кого-то родного, близкого бьют по лицу. Машина - антипод всякого творчества, удушение живого ума, очерствение и потемнение чувства. Кто-то здесь проливал слезы и убивался, как плачут и страдают на могиле дорогого покойника. Могилой и мещанством, завистью на все гениальное и человеческое веет от машины.
gennnady-68
В связи с приведёнными Вами цитатами хотелось бы отметить, что очень хорош Лосев тем, что сделал много качественных переводов античной мифологии и философии. Вот за это ему - спасибо!
Хороши, также, и его основательные пересказы многих непереведённых текстов из всего корпуса сохранившейся античной философии.
Уважаемый Атанор! Конечно, Лосев велик как античник. Но его мировоззрение (православное) постоянно выступало как конструкт его представлений об античности.
Например, по мнению Лосева, только христианское мировоззрение поднялось до представления об чистой идеальности. Хотя уже Платон описывал свои идеи-эйдосы достаточно корректно. А греческая геометрия есть не что иное как манипуляции с ИДЕАЛЬНЫМИ объектами.
А ещё надо уходить от баек про тоталитаризм. И что противостояли ему только добрые и пушистые. "Резко-отрицательное отношение имяславия к Советской власти породило у его сторонников положительную оценку вооруженной борьбы, направленной на свержение соввласти и сочувствие, как вооруженным выступлениям, так и иного рода активной антисоветской деятельности…"
Не велик. Специалисты давно ругают и его переводы и его общую концепцию древнегреческой культуры. Но "лосевцы" будут еще долго мощной философской сектой. Как и "мамардашвильцы", "подорожники" и "синергеты".
Не велик. Специалисты давно ругают и его переводы и его общую концепцию древнегреческой культуры.
А не могли бы Вы указать, какие именно специалисты и где они это пишут? Ведь были и есть немало других специалистов (в том числе зарубежных), признающих существенный вклад Лосева в изучение античной культуры.
Лукомский Л.Ю. из книги Прокл. - Комментарий к Пармениду Платона. - 2006 (с.703-704)
"совершенно несомненным представляется, что в диалоге «Парменид» Платон разбирает девять гипотез. Мы приведем только один фрагмент из рассуждений А. Ф. Лосева, апологета выделения восьми гипотез, дабы показать всю абсурдность такого подхода. В основу данного рассмотрения положен довольно-таки странный принцип абсолютно-относительного полагания-отрицания единого. Разумеется, если бы этот принцип был верен, мы должны были бы делить вторую часть диалога именно на восемь гипотез. Однако это, очевидно, не так. При данном подходе получается, что в первой гипотезе Платон исходит из «абсолютного полагания» единого, то есть из его единственности и отсутствия чего-либо другого, в том числе и самого бытия (Лосев прямо об этом и пишет). Однако, Платон в первой гипотезе, конечно же, не отрицает существования другого. При том, что его логические выводы производятся для единого, они подразумевают его соотнесенность не только с самим собой, но и с другим (таковы логические выводы о небытии единого тождественным и иным самому себе и другому, равным и неравным и т. д.), или даже лишь с другим (это касается, скажем,логических выводов о непостижимости и неизреченности единого). Соответственно, в рамках первой гипотезы существование другого отнюдь не отрицается, более того, неявно подразумевается, что оно является самим сущим, а не просто «материей» для единого (хотя в каком-то смысле сущее, раз оно есть другое, и оказывается такой «материей», в которую эманирует единое).
Итак, раз обсуждаемый подход неверен в одном отношении, он оказывается неверным и в целом; его дальнейшее рассмотрение и апелляции к нему не имеют смысла."
или
http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Put'_com.htm
"При рассмотрении возможности публикации текстов, не вошедших (или переведенных частично и с купюрами) в русское “Добротолюбие” в редакции еп. Феофана, мы обнаружили, что перевод, опубликованный в 1997 году под именем А.Ф. Лосева, принадлежит на самом деле Н.А. Леонтьеву. В прежний перевод была внесена (по-видимому, самим А.Ф. Лосевым) лишь незначительная (по объему, но не по характеру) правка, так что можно говорить не о переводе, но о редакции А.Ф. Лосева. Поскольку задачи и время, которым мы располагали, были ограничены, нам пришлось, к сожалению, отказаться от сплошной сверки русского перевода с греческим текстом, хотя много раз бросались в глаза (и в отдельных случаях исправлялись) многочисленные мелкие и более существенные неточности перевода. Мы были вынуждены, таким образом, удовольствоваться лишь выборочной сверкой с греческим подлинником всех мест, в которых расходился русский перевод Н.А. Леонтьева с редакцией А.Ф. Лосева (их оказалось, тем не менее, довольно много; эти расхождения, включая орфографические и пунктуационные, были выявлены путем сплошной сверки обоих переводов). Поправки А.Ф. Лосева не были приняты, если они явно не соответствовали греческому тексту или давали худший, по нашему мнению, смысл (в самых важных случаях мы отметили эти варианты в примечаниях)"
Можно найти протесты и других авторов, в основном филологов-античников. Но тогда придется рыться в завалах, а эти примеры были под рукой. И заметьте, в первом случае даже не о филологии речь, а о философском смысле. Но что говорить о Лосеве, если даже аверинцевский перевод "Тимея" в последние годы сильно ставится под удар, есть мнение, что карповский 19 века был лучше. Сейчас, вроде, сибирские античники (группа Афонасина) делают или сделали новый, "критический".
житие святаго от Тахо-Годи
"ученость и артистизм в нем были неразрывны. Отсюда дар языкового мастерства переводчика, достигающего небывалой ясности и отточенности в своих размышлениях, формулировках, комментариях. Стоит только почитать его переводы Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла, Секста Эмпирика, Ареопагитик, Николая Кузанского и, конечно, комментарии к ним. А его портретная галерея поэтов, философов, писателей, ученых – Гомер и Эсхил, Сократ, Платон и Аристотель; Лукреций и Вергилий, Плутарх и Синезий; Диоген Лаэрций; Плотин и его ученики; Юлиан и Прокл. Здесь нет счастливых и благополучных. Все бьются в узах неизменных коллизий, прислушиваются к таинственному голосу судьбы, погружены в страсти, брошены в безвыходную тоску, в трагическое одиночество. За каждым из этих героев ощущается собственная судьба автора, его покинутость, его одиночество, от которых спасают наука и вера. Лосев не любит повторять избитые знакомые истины. Зато его страсть – вдалбливать слушателю и читателю свои личные мнения, рожденные им идеи. Они у него всегда первичны, и огромная эрудиция исследователя (он оперирует тысячами фактов) с опорой на современную научную мысль (отнюдь не псевдонаучные формальные ссылки) не затемняет собственного видения предмета, отнюдь не традиционного, но в лучших традициях подлинной науки. Такая наука создает свои первопринципы, свои первоидеи, свои модели, служащие источником рождения новых теорий и направлений. Именно эта первичность мысли со всей строжайше продуманной логикой создает особый стиль трудов Лосева, который никогда не спутаешь с каким-либо иным стилем. Лосев осуществляет свою индивидуальность, которую, по его словам, «ничем объяснить нельзя». Алексей Федорович оказался в своих исследованиях, по собственному признанию, «ни идеалистом, ни материалистом, ни платоником, ни кантианцем, ни гуссерлианцем, ни рационалистом, ни мистиком, ни голым диалектиком, ни метафизиком». Оставалось сказать только одно: «Я – Лосев»." "яснее всего лосевское отношение к «чужой» культуре выступало в его новаторских переводческих приемах (теперь-то они используются многими). Можно же идти прямолинейно, переводя некоторое сочинение филологически точно, максимально дотошно и в итоге, как правило, не всегда понятно. А можно пуститься кружным философски-интерпретаторским путем, тогда достигается кажущаяся понятность, но лишь потому достигается, что на деле выходит не перевод, а в лучшем случае пересказ или, паче чаяния, отсебятина. Лосев хочет по возможности совместить преимущества обоих путей. Для этого, во-первых, исходный более-менее буквальный перевод по необходимости уснащается дополнениями переводчика, причем они прямопоказывающе выделены квадратными скобками. Во-вторых, для «анализа хода мыслей», по выражению Лосева, полезно вводить «многочисленные разделения и подразделения, разрядки и курсивы, дающие возможность читать и понимать текст с разной степенью детализации». В таком трансформированном переводе, сработанном, как видим, по весьма щадящей технологии, вполне разборчиво и вполне достаточно указывается, где чей голос и вклад. Простые квадратные скобки, как и нехитрые приемы членения текста, если они в умелых руках – это надежная «машина времени», орудие понимания, действенный метод борьбы против мертвящей редукции и выравнивания культур."
Я Лосева видел раз в жизни, на конференции в МГУ. Это было интересное впечатление. Таха произвела негативное очень впечатление, рантье при движимом капитале. А Лосев - позитивное, я тогда понял, что он живет в позднем эллинизме.
По рассказам же в жизни он был вредный старичок с характером и гонором. Бибихин характеризовал свое попадание к нему как "докатился". И он не очень порядочно поступал с теми, кто ему писал "Античную эстетику". Кстати, старичок был антисемитом. Впрочем, после всех его мытарств... Ауру святого он носит совсем не заслуженно. Да и большого мыслителя - тоже. Думаю, его роль в развитии исследований по античной философии достаточно негативная. Впрочем, все эти чанышевы, кессиди и Ко - вообще полное отребье. Да и асмус-античник - такой жмеринский анекдот. так что выходит: "один лосев приличный человек, да и тот свинья". В фигуральном, конечно, смысле.
Как личность он мне симпатичен, но как специалист по античной философии и вообще по философии - типичный арт брют, имхо.
Все эти его дистинкции - это как бы синтез методов Аристотеля и Гегеля. Взявший худшее от обоих. *
"Античная эстетика" в советское время была ценна как сборник конспектов малодоступных западных книжек, составленный, по слухам, не самыми бесталанными людьми, оказавшимися в помощниках у Лосева. (Бибихин, кстати, в своих воспоминаниях прозрачно намекает на то, что подобное практиковалось. Причем, похоже, без осуждения самой практики). Сейчас, конечно, это просто макулатура, как и лосевское издание Платона (за исключением большинства содержащихся там переводов, впрочем, не лосевских). Но кондиция отечественной науки такова, что никакой разумной замены в ближайшее время ожидать просто не приходится. *
На западе действительно читают греков - как Хайдеггер по часу в день в качестве моциона мысли. У нас же обычно читают Лосева, в котором, к слову, встречаются иной раз ну просто эпические ошибки. Какая уж там научная святость... *
ужасно, что на русском языке практически отсутствуют - за исключением некоторых новейших - научные переводы греков. Платон - не исключение. А комментарии Лосева - часто не поймешь, это что, прикол? *
В "Античной эстетике" как правило, конспектируются книжки времен лосевской юности, важная литература времен написания самого цикла в книге в основном отсутствует, по моим наблюдениям. Это и по заметкам Бибихина видно - как и что дается в качестве заданий. Три первых тома - по слухам, бородаевских - тем не менее еще достаточно сюжетны и в них есть живое движение. После "Платона" - уже совсем плохо. Аристотеля Лосев явно не любил и не очень понимал.
Впрочем, как монумент русской самодумной теологии начала века этот многотомник забавен. Греки, которых решили ретроспективно покрестить. *
Лосевскому изданию не хватает нормальной филологической состоятельности: представления о контексте этих текстов *
перевод - это скорее "зона ответственности" филологов-классиков, а у них "после Лосева", похоже, стойкое отвращение к всему, что связано с монументальными формами. *
Чтение Лосева лишний раз показывает, насколько бессмысленна диалектическая спекуляция. Все эти бесконечные дистинкции мифа в "Диалектике мифа", сложные и запутанные ходы противопоставления и сближения словесных масс сегодня видятся совершенно никчемной тратой времени и сил. По сути - костыли для фельетона про советскую власть, не более того.
У него нет особо строгой терминологии, регистры речи (челнок от высокой к низкой) создают комический эффект и разрушают кумулятивность. Смысл речи прячется в неконтролируемом многословии. Поэтому речь похожа во многом на пластилин, хотя можно уловить возведение некоторой постройки. каков смысл лосевской работы со словесными массами? Гегель создавал немецкий философский язык. Лосев явно этого не делает (это пытался делать Шпет), его письмо не намного отличается от зощенского. Он по сути авангардист, занимающийся смещением планов, у него выходит лицо с глазом на лбу и щекой на затылке. Совмещение марксистского жаргона 20х годов, языка газет, символизма, церковной возвышенной речи, немецкого философского жаргона и греческих конструкций и понятий. Вот из всего этого он и строит свою диалектическую вязь. Получается ковыряние палочкой в навозе.
Гиперкритицизм это плохо. Но зная некоторые особенности собственного философствования Лосева (криптоправославие, перенос политики в логику, злоупотребление псевдо-диалектическими конструкциями, чрезмерное влияние феноменологии и крочеанской эстетики выражения), начинаешь сомневаться и в его добросовестности в отношении чужих мыслей.
siamets
Главная польза Лосева, как мне кажется, состоит в том, что он перманентно инициирует в своём читателе дух творческой возражательности. Также он хорош многими ссылками на других, уже не "мыслителей", но мыслителей. Чего же мы хотим? Разве можно требовать от "энциклопедически образованного", а, паче, "энциклопедически мыслящего" человека, чтобы он был ещё и мыслителем! Мне кажется, что Лосев - Дитя Космоса, а не Дитя Хаоса (это мои определения). А таковые постоянно находятся в состоянии соотнесения себя (оглядки на...) не с Принципом, а с частными и случайными законами упорядоченности, которые лежат в основе Необходимой Мировой Гармонии. Какая уж тут мыслительность... Ведь не Бёме же он.
"Иным не понятно, что половые члены есть нечто совершенно не сравнимое с прочими членами, хотя, в сущности, это ясно всякому точно так же, как и то, что евреи совершенно ни с чем не сравнимая нация и женщина - не сравнимое с мужчиной существо, хотя просветительский либерализм и долбит свой вырожденческий миф о всеобщем равенстве и равноправии"
---
А.Ф. Лосев, Диалектика мифа "Свое учение философы часто понимают совершенно неверно и видят в нем то, чего там вовсе не было."
--- http://www.psylib.ukrweb.net/books/lose008/txt13.htm
siamets Спасибо за ссылки! Однако всё это означает лишь то, что есть филологи-античники и специалисты по истории античной философии, которые расходятся с Лосевым в интерпретациях ряда фактов античной культуры и с некоторыми из предложенных им переводов. Мне представляется это вполне нормальным явлением. Не существует идеальных и безошибочных переводов. Любой перевод всегда можно дополнительно уточнить и поправить. То же верно и относительно концептуальных построений Лосева. Лосев не был пророком - он был учёным-античником, который написал огромный свод текстов, посвящённых изучению античности - естественно, что некоторые его идеи и переводы могли оказаться ошибочными. То же самое можно сказать про любого другого крупного античника. Разве не так? Если же говорить об общей значимости вклада Лосева в изучение античности, то подавляющее большинство всех современных отечественных специалистов по античности оценивают его очень высоко (Шичалин, Бородай, Солопова, Сидаш). С этим-то что делать? Или они все недостаточно компетентны? Ну а то, что написано по ссылке (http://farma-sohn.livejournal.com) является обычным трёпом - ни конкретных примеров, ни аргументации. И все, оказывается, кругом дураки и отребье во главе с Лосевым. Это уж совсем уровень кухонных сплетен... white_colonizer Вашу цитату из дополнений к "Диалектике мифа" я бы прокомментировал так. В каждой исторической эпохе можно найти свои предрассудки и заблуждения, которые разделяли все без исключения гении, жившие в разные времена. И, заметьте, от этого они не перестают быть гениями. Ньютон написал комментарий к Апокалипсису и пытался предсказать конец света, но никто сейчас из современных физиков его по этой причине не считает идиотом, не так ли? Кстати, Ньютон тоже вряд ли был сторонником равноправия мужчин и женщин. Антисионистских взглядов в той или иной степени придерживались очень многие русские интеллигенты ХIХ - начала ХХ века. Например, Достоевский и Толстой открыто об этом писали. У них можно найти ещё более впечатляющие цитаты, чем то, что Вы нашли у Лосева. Вполне возможно, что через 100-200 лет Ваши сегодняшние политические и моральные убеждения могут показаться Вашим потомкам форменным извращением. Но это ведь не значит, что Вы были извращенцем. Это значит, что Вы просто разделяли определенные настроения и убеждения, которые были популярны и считались нормальными в Ваше время. Не более того. Но это никак не характеризует и не дискредитирует Вас как личность...
kintairos Ну ваще-то я большее ударение поставил бы на вторую цитату, она объясняет, почему Лосева правильно называть панком от философии. а что касается первой, то опять-таки ударение ставите не на то - на равноправие пресловутое, а не на саму манеру рассуждения. Собссно когда читал его, то и сложилось твердое ощущение, что автор часто жжот, и если мне придется когда-нибудь всерьез изучать греков, то обращусь, конечно, не к работам лосева, а к трудам западных ученых... жгут они меньше, но как-то надежнее кажутся. siamets
Цитата:
"Античная эстетика" в советское время была ценна как сборник конспектов малодоступных западных книжек, составленный, по слухам, не самыми бесталанными людьми, оказавшимися в помощниках у Лосева. (Бибихин, кстати, в своих воспоминаниях прозрачно намекает на то, что подобное практиковалось. Причем, похоже, без осуждения самой практики). Сейчас, конечно, это просто макулатура, как и лосевское издание Платона (за исключением большинства содержащихся там переводов, впрочем, не лосевских). Но кондиция отечественной науки такова, что никакой разумной замены в ближайшее время ожидать просто не приходится.
Не мне, естессно, судить о корректности пассажа, но если это и правда, то вполне характерная для советской науки. Ситуация расслабона, когда все повязаны друг на друга, большинство западных и дореволюционных работ практически недоступно для читателей "с улицы" - можно не напрягаться и делать, что хочешь. Повторюсь, по поводу Лосева ничего не могу сказать, но в "философской" индологии в совке это совершенно обычная картина, вполне уважаемые поныне люди не считали зазорным не просто передирать западные работы (был порожден даже термин perediration), а просто переводили статьи и выдавали их как есть за свои, без редакции даже. Такое было возможным только потому что тот же Journal of Indian philosophy, служивший источником подобного вдохновения, был в паре-тройке экз. на обе столицы, и черта с два кто так обнаружит плагиат, кроме разве что "своих", с кем всегда можно договориться. Нет оснований полагать, что в других отраслях науки ситуация была менее тухлая. Се ля ви. В любом случае, аргументы типа "а как же бородаи, они тоже дураки?" не проходят, это типичные аргументы ad hominem. Надо разбираться с текстами, а мало кому охота с этими связываться. Но покуда это не сделано, авторитетность того или иного ученого выносится за скобки, под эпохэ.
В любом случае, аргументы типа "а как же бородаи, они тоже дураки?" не проходят, это типичные аргументы ad hominem. Надо разбираться с текстами, а мало кому охота с этими связываться.
А по моему, вам и указали, что не надо ориентироваться на критику лосевских переводов, не принимая в расчет всей картины. Ведь есть как критики, так и положительно отзывающиеся о работах и переводах Лосева. Ссылка на "Бородаев" была дана только для того, чтобы показать, что есть и прямо противоположное мнение, а не как аргумент к авторитету. И да, нужно разбираться с текстами, чтобы делать такие заявления.
white_colonizer писал(а):
Собссно когда читал его, то и сложилось твердое ощущение, что автор часто жжот
Позвольте полюбопытствовать, а что вы еще читали у Лосева, помимо "Диалектики мифа". Вы в самом деле полагаете, что он "жжот" во всех своих академических трудах?
Что-то мне трудно вспомнить подобные пассажи у Л.Н.! Достоевский - понятное дело, но Толстой? Если он тем же духоборам помогал от призыва спастись в Канаду, то чем ему сионисты должны были не нравиться? Можно ссылочку на текст? Просто интересно, я по этике Толстого диплом писал, много перешерстил текстов, но такого не встречал. Или Вы имеете в виду его общее принципиальное отрицание национализма?
kintairos писал(а):
Ньютон написал комментарий к Апокалипсису и пытался предсказать конец света, но никто сейчас из современных физиков его по этой причине не считает идиотом, не так ли?
Ээээууу, а почему комментирование Апокалипсиса и попытки предсказать дату конца света должны считаться идиотизмом? Я как-то не вижу логики. Ньютон подходил к вопросу с точки зрения проблем иудейской хронологии, запутанной многочисленными переводами. Он, в сущности, занимается исторической герменевтикой и притом совершенно рациональными методами, включая математику. Как замечательно сформулировал B.М. Алексеев в рецензии на книгу Щуцкого «Книга перемен» - "Материал не определяет науку. Только метод исследования." Вон и книжка есть хорошая в тему: Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи.
А в 2010 году была издана такая штучка
Так что ничего зазорного в "другом Ньютоне" для современной науки нет.
white_colonizer писал(а):
трудам западных ученых
Они, к сожалению, сейчас тоже не всегда на высоте. Есть какие-то маститые авторы, типа Диллона или Обанка, но полно и совершенно отмороженных ревизионистов. Есть, например, такая могучая серия "Black Athena", а в ней том "Afro-Asiatic Roots of Classical Civilization: The Fabrication of Ancient Greece", из заголовка, думаю, понятно что там. Аффтар, кстати, не разу не "негатив", если что. Осторожнее с нынешним Западом!
white_colonizer писал(а):
был порожден даже термин perediration
Гы! Но я все равно верую в советскую науку в её лучших проявлениях. Лосев excluded.
hcihiao писал(а):
он "жжот" во всех своих академических трудах?
В "Античном космосе" он жжет еще сильнее, скрещивая неоплатонизм с теорией относительности. И не в том дело, что "низя", а в том, что это показывает его интуицию "античного". Не очень глубокую, скажем так. Скорее, зараженную желанием не отстать от паровоза современности. Как раз в то время, когда Бергсон и Кассирер пытались развеять миф о великом философском значении неорелятивизма, но не были услышаны.
siamets ну фрики есть и на западе, никто ж не спорит. Но они хотя бы честно предупреждают о своем фричестве названиями своих креосов. hcihiao
Цитата:
Позвольте полюбопытствовать, а что вы еще читали у Лосева, помимо "Диалектики мифа"
Если Вы удосужились бы пройти по ссылке под второй цитатой, то получили бы ответ не вставая с дивана. Мой пойнт в том, что в конечном итоге работы Лосева - это его философия по поводу греков, а не исследование греков. Чувствуете разницу? Я нисколько не возражаю против его философии. Речь у меня о том, что если займусь греками, то Лосев точно не будет входить в первый круг работ, только всего. А жжот Лосев много где, особенно в лирических отступлениях. Цитат навскидку не приведу (я и те две цитаты вспомнил только потому что они особенно "доставили" в свое время), читал его давно. Но вот это ощущение сплошного карнавала - осталось. )) А чтобы не было Вам так обидно за него (хотя, кто такой white_colonizer, чтобы обижаться за Лосева на него), я добавлю, что так же и гегелевскую историю философию не буду принимать в расчет - иногда чертовски трудно понять, где Гегель, а где Аристотель.
В "Античном космосе" он жжет еще сильнее, скрещивая неоплатонизм с теорией относительности. И не в том дело, что "низя", а в том, что это показывает его интуицию "античного".
Не могли бы Вы, если это Вас не затруднит, сослаться но то место, где Лосев это делает. Я уверен, что Вы правы, но мне хотелось бы прочитать, как он это делает.
white_colonizer писал(а):
ну фрики есть и на западе, никто ж не спорит. Но они хотя бы честно предупреждают о своем фричестве названиями своих креосов.
Пожалуй, Лосев слишком основательно образован, чтобы на этом поприще особенно отличиться. В наши времена особенно чреваты фричеством "философы" разнообразных "эзотерических" школ. Мне как математику приходилось много пострадать, не имея воли отказать в помощи "эзотерикам" (своим знакомым) в объяснении им галиматьи, описанной в принципиальных опусах их эзотерических "патриархов", в которой сопрягались магнитные поля с астральными объектами.
В принципе, на этом поприще и могут возникнуть головокружительные перспективы. Ведь гении выходят, скорее из числа тех, кто опознаётся как шарлатаны. Но первый признак того, что здесь достоинством новых философских откровений и не пахнет, является настойчивое и даже агрессивное проведение кондового позитивизма в ткань, собственно, философских рассуждений.
(с.282-283) Современная физика, основываясь на принципе относительности, мыслит себе величину тела не абсолютной, но зависимой от движения. Тело укорачивается в направлении своего движения. И чем быстрее движение, тем объем тела становится меньше. Если мы будем смотреть на движущуюся систему с какого-нибудь «неподвижного» места, то тела этой системы зависят от величины β=Λ /і g" » где ѵ — скорость движения системы, а с — скорость света. Размер этого укорочения, стало быть, зависит от скорости движения тела и от скорости света.
Теоретики относительности предполагают, что скорость невозможна больше (скорости) света. В этом весьма позволительно усомниться. Если же усомнимся, то мы должны рассуждать так. Если — меньше единицы, т. е. ν менее с2 с, то величина β, характерная для укорочения тела, будет действительна. Если же ν = с, то β = 039*, т.е. тело, движущееся со скоростью света, имеет длину равной нулю. Допустим теперь, что υ больше с\ тогда β есть мнимая величина, и тело обладает мнимой длиной. Что это значит? При скорости движения тела, равной скорости света, длина его равняется нулю. Но тогда масса его бесконечна и время его — бесконечно велико, т. е. есть вечность. Таким образом, платоновские идеи, вернее, тела, как абсолютные носители идей [SIC!], или — абсолютные воплощенности идей, оказываются вполне мыслимыми математически. Это есть тело, движущееся со скоростью света, массивное в бесконечной степени и свое время собравшее во всей его бесконечности. Весь платонизм в этой формуле: , при условии ѵ^с. С другой стороны, мысля себе υ большим с, мы получаем мнимую длину тела, обратно текущее время и мнимую массу его. Что это значит? Это значит, что тело проваливается внутрь себя; его поверхность вгибается в себя, выворачивается наизнанку, через самого себя, а время его протекает в обратном порядке, т. е. следствие предшествует причине. Однако это не есть просто внешняя перестановка следствия на место причины в условиях однородного времени и пространства. Это есть выворачивание причины в глубь нее самой, смысловое становление причины следствием, т. е. причина превращается в цель, в идеал. И это все — при полном сохранении принципа телесности как такового. (с.214-216) Заметим, между прочим, что современные учения об электромагнитном поле и о действии электронов на расстоянии есть возвращение к античному представлению о космическом проявлении подвижного покоя ,08. Вспомним учение нынешних физиков о распределении силового поля электрона. Известно, что электрический вектор Л - VC равен дроби —, где е — заряд электрона, ν — скорость его, с — скорость света иг — расстояние от электрона до данной точки поля. Поле кроме этого электрического вектора характеризуется также величиной φ = ~. Л и φ, как видим, определяются значениями е и ѵ, существующими не в данный момент t, а в момент, бывший раньше этого t на величину —, т. е. в момент t -. Эти величины действуют, следовательно, только тогда, когда они уже в прошлом. Электрон имеет вокруг себя бесконечное количество сфер действия, причем это действие распространяется со скоростью света. Однако тут налично также и схождение сфер в одну точку, что вытекает из более общего вида вышеприведенных уравнений электромагнитного поля Лоренца. Если взять несколько точек поля и сравнить действия е и ν в этих точках с действием их же в центре, то оказывается, что в последнем оно — позже, чем в первых. Значит, действие также переносится по направлению к центру О, причем распространение его, как показывает вычисление, также равно скорости света. И таким образом, сфера действия электрона и движется вширь, и движется к тому месту, где мы воображаем электрон. Б. Л. Розинг пишет: «Итак, мы получаем такую мировую картину. Электрическое состояние точек пространства, электроны, находящиеся в нем, одним словом, все, что заключается в мире в настоящий момент, не возникает из ничего, а прибывает сюда с бесконечно далеких расстояний со скоростью света. То, что здесь будет, уже существует, так сказать, за кулисами мировой сцены: оно принесется сюда в известный момент, достигнет высшего напряжения, воплотившись в существующий мир, и снова унесется, постепенно ослабевая, в бесконечность. Таким образом, мы видим, что подобно тому, как начинают осуществляться в современной науке мечты алхимии, так получают подкрепление в строгой математической теории идеи астрологии: настоящее готовится для нас в звездном мире и за звездными пространствами». Это — совсем по Платону, у которого души тоже посеваются звездами и заимствуют от космоса частицы огня, земли, воды и воздуха с условием вернуть все это обратно (Tim. 42е). Общеизвестен знаменитый миф «Федра» (246а слл.): космос вращается вокруг себя, и по его периферии следуют блаженные огненные существа, боги и герои. Но вот не выдерживают эти существа пребывания в этих сферах. По неисповедимым судьбам совершается падение вниз, отяжеление, забвение виденного, падение в новое пространство и в новое время, в разбитые, несогласованные и смертные пространства и времена. Однако приходит момент — и падшие опять возвращаются вверх, тело их меняется, и они опять пребывают в блаженном эфирном теле, уже без затруднений созерцая вечное. Прибавьте к вышеупомянутым формулам то, что О. Хвольсон называет «электромагнитным миропониманием», по которому не сила и движение лежат в основе вещей и не механика Ньютона является основной наукой, а по которому «мировое пространство есть пространство электромагнитное, и в этом заключается его основное свойство», и вы получите правильное представление о разной напряженности подвижного покоя, которую выдвинула античная мысль. Что это есть обоснование астрологии — ясно. Астрология — необходимый результат диалектики. Почему, в самом деле, человек зависит и от физических, и от физиологических, и от экономических условий и не зависит от небесных? Разве небесные условия не суть такие же физические? Разве единство мироздания не заключается в том, что всякое незначительное движение отзывается во всех уголках мира? Если я диалектик, я должен сказать, что, пусть я только чихнул, сидя у себя за столом, и — уже весь космос затрясся. Современные электромагнитные учения ставят эту проблему физико-математически. И мы должны сказать, что с точки зрения современной науки платонизм в области учения об инобытии есть эйдетически понятое учение об электромагнитной сущности пространства и материи. (с.227) основоположения античного космоса суть современное учение об относительности времени и пространства. Как раньше диалектика требовала у нас по категории единого (сущего) неделимой делимости, по категории подвижного покоя — астрологии, по категории самотождественного различия — алхимии, так сейчас, по категориям величины, времени и пространства, диалектика требует теории относительности. Как только мы положим вместо алхимии — учение о непревратимости элементов, т. е. станем навязывать фактам смысловые функции и тем убивать смыслы, и как только вместо Эйнштейна согласимся с Ньютоном, т. е. абсолютизируем пространство, убивши тем самым и живой смысл, и живую фактичность пространства,— так наступает конец диалектике, которая не терпит ни движения и овеществления смысла, ни уничтожения и логизации факта. (с.250) Движение в пространстве есть результат неоднородности пространства. Этим, несомненно, Платон близок к современной теории относительности. (с.267) Потому-то и не могут понять принцип относительности даже хорошие физики, что интуиция неоднородности колоссально отстала от теоретического учения о ней в математике. С этой стороны античная мысль несравненно богаче нашей. (с.299-300) Современный узкий релятивист в физике скажет: античный мир не есть система физической относительности, потому что с точки зрения теории относительности
вообще нельзя сказать, что стоит и что движется, а можно говорить лишь о взаимо-соответственном покое и движении двух тел; античный же космос предполагает в центре себя неподвижной Землю. Это возражение, однако, совершенно несостоятельно. Во-первых, покой Земли в центре космоса выводится не из теории относительности как таковой, а из непосредственного опыта и диалектики; теория же относительности, будучи нейтральной к тому, что именно покоится и что движется, важна здесь только тем, что делает возможным мыслить Землю неподвижной. Во-вторых же, абсолютной относительности вообще нет; физически, действительно, бытие абсолютно относительно. Но в смысловом отношении, как понятие, как число, как идея,— бытие отнюдь не относительно, но абсолютно, ибо раз математически дается формула перехода от одного пространства к другому, то это возможно только при том условии, что есть нечто, что охватывает все пространства и не подчиняется их относительности, а, наоборот, само делает возможным мыслить их относительность. Математическая теория относительности так же априорна и абсолютна, как и вообще математика, и не-Эвклидовы пространства так же выводятся до всякого опыта и без него, как и Эвклидова геометрия. Относительно лишь физическое пространство, т. е. только эмпирический опыт может обнаружить, какими свойствами обладает пространство в данном месте. Но раз так, отпадает необходимость говорить обязательно о взаимном покое или движении и во что бы то ни стало отказываться, стоя на точке зрения теории относительности, от неподвижности Земли или чего бы то ни было. Неподвижность Земли не есть неподвижность умного числа; ее мы все равно оцениваем «относительно» — к числу и идее. И только число, математика — не относительны. (с.303) Разверните «Метаморфозы» Овидия, и — вы найдете множество великолепных иллюстраций для конкретно выявляемого на вещах принципа относительности. Вот Девкалион и Пирра бросают камни за спину, и камни начинают терять свою жесткость и грубость, понемногу смягчаются и растут, принимают человеческие формы и, в конце концов, превращаются в людей. Вот на могиле столь необычайно погибшего Фаэтона гелиады врастают в землю своими ногами, превращающимися в корни; руки их превращаются в зеленеющие ветви, и кора покрывает их тело, и все они превращаются в лиственницы, вечно плачущие слезами, которые, под действием солнечных лучей, обращаются в янтарь. [???! :shock:] (с.481-483) Я не излагаю здесь принципа относительности даже с той его принципиально философской стороны, которая необходима для моего исследования. Но да будет мне позволено привести главнейшую (главным образом, популярную, да и то не всю, но только мне известную) русскую литературу по этим вопросам. Нет нужды особенно говорить о том, что выведенная мною диалектика принципа относительности не зависит ни в какой мере от фактического состояния науки в современный
момент. Из того, что в последние два десятилетия некоторые физики увлекались теорией относительности, ровно ничего не следует. Этой теории не было несколько столетий, и несомненно, ее еще тысячи раз опровергнут, так как любителей опровергать истину всегда было сколько угодно. Но какие бы опыты Майкельсона ни удавались, диалектика все равно требует теории относительности. И пусть хоть сто тысяч физиков и механиков обрушатся на меня, все-таки теория относительности математически мыслима. А это и есть все. Раз она мыслима теоретически,— чем вы застрахованы от того, что попадете в реальное неоднородное пространство? Это — дело факта и, след., дело в значительной мере случая. (с.498) Тут, наконец, мы находим, как «теория относительности» совмещается в античном космосе с абсолютностью пространства и времени. Пространство тут относительно потому, что оно везде по-разному напряжено. Но оно абсолютно потому, что эта разная напряженность определена вечными эйдосами умного мира и сама по себе неизменна. Вот почему, несмотря на «относительность», абсолютное пребывание в той или другой точке античного космоса имеет именно абсолютное значение и абсолютно предопределяет состояние тела (и души), след., не условно. Ср. 3-е основоположение (§ 13). Таким образом, именно механика Ньютона построена на относительности и нигилизме, при котором нет ничего абсолютного ни в чем, и все растекается и рассыпается в бесконечное число друг другу враждебных и уходящих в бездну нигилизма жалких монад, но не то, что теперь носит название «теории относительности». По диалектике выходит, что именно она ценит всякий индивидуум и спасает его, давая ему абсолютное место.
Формулы плохо скопировались, смотрите в книге. Больше всего люблю здесь относительность Овидия и нерушимую связь Ньютона, жалких монад и нигилизма. Думаю, что немало объясняет весь этот поток сознания вышедшая в 1922 году книга Флоренского о мнимостях в геометрии. Там тоже Земля неподвижна и на основе новейших научных данных, как говорится, "Бог есть".
siamets
Спасибо. И смешно и... жалко. Всё-таки человек "нёс" всего себя с потрохами на алтарь Истины. Много страдал, во многом отказывал себе... Я когда-то по своим производственным обязанностям вынужден был читать опусы полоумных энтузиастов и давать удовлетворяющее их объяснение, почему мы их не собираемся издавать многотысячными тиражами. До сих пор под впечатлением от "Новой гуманитарной математики" некоей Тумановой (брутальной учительницы младших классов). Но, этой цитатой Лосев и ей даст про.....ся. Всё-таки он, где-то, гений,...что ли...
Спасибо всем за интересную дискуссию. Действительно, в научных кругах Лосева воспринимают неоднозначно. Более полно мы можем представить автора, зная некоторые биографические данные. Лосев был в ссылке за антисоветские воззрения, позднее пел дифирамбы диалектическому и историческому материализму. Но свою историко-философскую деятельность вёл своеобразно и, видимо, от определённых архаично-религиозных представлений не отказался. Необходимо иметь это ввиду при прочтении и быть максимально критичным и осторожным. Если А.Ф. Лосева тогдашняя академическая наука хоть как-то в строгости держала, то сейчас можно найти просто триумфы мракобесия, например: Зубов А.Б., докт.ист.наук, профессор - История религиозных идей (лекции).
Не велик. Специалисты давно ругают и его переводы и его общую концепцию древнегреческой культуры. Но "лосевцы" будут еще долго мощной философской сектой. Как и "мамардашвильцы", "подорожники" и "синергеты".