Кстати, есть мнение,что данный фильм послужил бр. Вайнерам образцом для создания "Места встречи..."
Вот и цитата для интересующихся:
"Место встречи изменить нельзя" это не только название всем известного сериала, но и название первой журнальной публикации романа 1975 года братьев Вайнеров, позднее известного как "Эра милосердия". Откуда взята основа сюжета романа, как кажется, известно - из многочисленных легенд о некой банде (позднее выяснилось, многих бандах), имевшей название "Черная кошка". Вот только какое уголовное дело стало основой для сюжета не известно до сих пор. Сами Вайнеры ничего не сказали по этому поводу. На самом деле, сюжет был скорее придуман, возможно с частичными заимствованиями из каких-то рассказов старых работников МУРа, но вот многие идеи книги были заимствованы из художественного фильма. Посмотрев вчера случайно детектив Венгерской Народской Республики "Рассследование поручено мне" 1972 года, бывший в советском прокате, я вдруг отчетливо понял, что именно этот фильм подтолкнул братьев Вайнер написать роман о буднях послевоенного МУРа.
Фильм "Расследование поручено мне" рассказывает о том, как в 1945 году молодого парня вместе с его знакомым берут на работу в полицию. Сюжет фильма - это процесс расследования и поиска нескольких несвзязанных между собой преступлений. Начинается все с пресечения деятельности жестоких банд, грабящих все и всех подряд. Практически "Черная кошка", только без всяких таинственных знаков, романтики и зловещего горбуна во главе. Обычные "живопыры" со "шмассерами, на джипах, грабящее все, что подвернется и убивающие всех свидетелей. Есть там и погоня по ночным улицам с перестрелкой, похожая на погоню, когдя Фокс удирал на грузовике от милицейского "Фердинанда". Сюжет раскрытия этого дела, как и последующих не особо интересен. Устроили засаду, потом заставили попавшихся бандитов указать место "блат-хаты", где поймали остальных.
В следующем расследованиях речь идет уже о контрабанде. Здесь мы видим эпизод засылки венгерского "Шарапова", правда не в банду, а в ночной клуб, очень похожий на коммерческий ресторан на дебаркадере в "Месте встречи изменить нельзя". Еще один интересный штрих. В послевоенное время добычей грабителей были не только ценности, но и обычные вещи (пальто, костюмы, обувь), которые пользовались большим спросом у населения. Обычно писатели об этом забывают. Здесь же как и в "Месте встречи..." на розыск похищенной одежды работниками полиции обращено внимание. Вспоминаем эпизод с "Веркой - модисткой".
Далее уже события происходят осенью - зимой 1946-47 года после введения форинта. Новое расследование убийства сотрудника полиции (причем мощным электрическим разрядом) и производства фальшивых форинтов. В конце последнего преступника ожидает коридор из полицейских с автоматами и винтовками, почти как в конце "Места встречи...", правда все заканчивается расстрелом при попытке к бегству. Хотя один убитый в похожей ситуации есть и в "Месте встречи..." - Левченко.
Далее мы встречаем венгерского "Фокса". Венгерские "Жеглов и Шарапов" расследуют грабителя и убийцу, который использует похищенные документы сотрудников полиции и прокуратуры. Как и "Фокс" парихмахер - грабитель выдает себя за сотрудника полиции и уходит из обложенного со всех сторон двора (вспоминаем, ограбление на базе), он даже просит полицеского на входе в магазин, где он только что совершил убийство, принести ему плащ, что тот и делает. Кстати убитой была девушка, которую он хотел изнасиловать. (вспоминаем, Ларису Груздеву).
Коненчо, взять идею рассказа о буднях послевоенного розыска и некоторые особености сюжета, эпохи не означает копирование. Ничего подобного драматическому дуэту Жеглов и Шарапов, отношения которых перерастают от дружбы - наставничества к почти откровенной вражде, здесь нет. Нет единого лихо закрученного сюжета. Нет многих колоритных персонажей. И т.д. и т.п. Но с другой стороны, именно исходя из этого фильма понятно появление Фокса - перевертыша, играющего роль офицера - фронтовика. Фокс - лишний элемент, он не "в законе", некий "фраер", легко убивающий, приходящий иногда в банду. Тип странный и мало реальный.
Проект "Поваренная книга советского кинематографа" -
http://apotapov777.livejournal.com/81483.html