Xamasas · 29-Авг-10 04:47(14 лет 2 месяца назад, ред. 22-Дек-14 21:41)
Закон жизни Жанр: Драма Год выпуска: 1940 Страна: СССР Производство: "Мосфильм" Продолжительность: 01:35:46 Режиссёр: Александр Столпер, Борис Иванов В ролях: Даниил Сагал, Александр Лукьянов, Освальд Глазунов (Глазниек), Нина Зорская, Елена Кондратьева, Анна Запорожец, Григорий Шпигель, Михаил Сидоркин, Иван Любезнов, Алексей Алексеев, Валентина Караваева, Наталья Гицерот, Борис Терентьев, Александр Смирнов Описание: «Публицистическая драма о нравственном противостоянии разложившегося секретаря обкома комсомола Огнерубова и комсорга медицинского института Паромова». ◊ «О жизни советского студенчества. Группа выпускников мединститута устраивает прощальный вечер. Неожиданно появившийся секретарь обкома комсомола начинает откровенную агитацию половой распущенности. Вечеринка превращается в безобразную пьянку…»
Картина вышла на экраны 7 августа 1940 г. Но вскоре в «Правде» появилась редакционная статья «Фальшивый фильм», положившая начало очередной кампании по ревизии советского кино. Уже 17 августа картина была снята с экранов. Доп. информация: Фильм не ремастирован.DVD5; КИНО-ТЕАТР.ru Качество видео: DVDRip Формат видео: AVI Видео: DivX 5 688x512 25.00fps 1905kbps Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 128kbps
Интересный фильм.
Удивляет смелость авторов, изобразивших теоретиком вседозволенности секретаря обкома комсомола, над чьим рабочим местом красуется портрет Сталина. Обычно максимум в те годы - секретарь районного комитета мог быть плохим. А секретари обкома обычно кристально чистые. Еще бросилось в глаза - определенная смена ориентиров по сравнению с фильмами середины 30-х годов.
Если в фильме "Дочь Родины" ключевой является фраза "Дружба - это конечно хорошо. Но ты забыла что враг хитер." То здесь ключевой фразой является "Я должен быть уверен в друге, в невесте". Хотя один момент я так и не понял: пол фильма мать и иногда отец требуют от дочери назвать имя отца ребенка. Дочь молчит как партизан. Но потом решается рассказать чтобы спасти сестру. И выясняется, что она любила этого человека, долго встречалась с ним. Остался вопрос, почему ни родители ни сестра не знали с кем встречается их дочь?
Какой-то тут ляп сценариста. Смотрится фильм весьма интересно.
Сделал для себя открытие, что песня "Бутылка вина, не болит голова..." очень древняя, строчки из этой песни исполняется в фильме, и также звучат строчки из песни "И кто его знает, зачем он моргает..." Xamasas
Большое спасибо.
Каждый довоенный фильм для меня на вес золота. Стараюсь воспринимать его как зритель нового поколения. Интересно всё - как люди одевались, как относились к работе и как любили. И всё это смотрится идеально, красиво и жизненно. Теперь-то мы знаем, что на самом деле всё было гораздо сложнее и серьёзней чем выглядело на экране. Думаю, в этом большая заслуга актёров того времени. Заметно театральное мастерство. Мне искренне жаль Валентину Караваеву, у которой так тяжело сложилать судьба. А Даниил Сагал - просто чудо-актёр в смысле перевоплощения. Все роли у него такие яркие и запоминающиеся. Помните прекрасный дуэт Сагал и Марецкая в "Сельской учительнице". А озорной и жизнелюбивый цыганок из "Детства Горького". Запомнился актёр и в "Судьбе барабанщика". Эх, нет нынче таких мастеров в нашем кинемотографе, а если и случаются, то не в тех фильмах играют, которые душа просит...
Методы и цели работы сталинской власти с кинематографом и культурой вообще наглядно показывает история с художественным фильмом «Закон жизни». Советская аннотация к картине — в духе времени: «О нравственном противостоянии секретаря обкома комсомола Огнерубова и комсорга медицинского института Паромова». Но фильм — не красный лубок и не грубая агитка, а весьма тонкая и смелая для тех лет психологическая драма, в которой остро поставлены моральные аспекты взаимоотношений мужчины и женщины. Лента сделана для тех лет профессионально и качественно. Какую реакцию вызовет в таком случае у штатных критиков советского времени, особенно сталинского периода, факт запрета фильма? Партийные бонзы, скажут они, в очередной раз зажали творцов культуры, которым тесно в узких идеологических рамках. Но при более пристальном рассмотрении причин и поводов запрета картины её история представляется по-другому. Фильм вышел на экраны в августе 1940 года, и уже через несколько дней «Правда» опубликовала редакционную статью «Фальшивый фильм» с разгромной критикой картины. Статья была написана сотрудником УПА Кружковым и отредактирована лично Ждановым. Кстати, сам автор — Владимир Семёнович Кружков (1905—1991), 35-летний «красный» философ, специалист по творческому наследию Писарева и Добролюбова — через три месяца будет в составе делегации Молотова участвовать в сложнейших переговорах в Берлине. В середине 1950-х годов карьера сохранившего верность сталинизму чиновника Кружкова пойдёт под откос. Любая редакционная статья «Правды» тогда была истиной в последней инстанции. Автор «Фальшивого фильма» обвинил создателей картины режиссёров Столпера и Иванова и сценариста Авдеенко в том, что они нарисовали привлекательный образ отрицательного героя (тот самый «секретарь обкома комсомола Огнерубов») и вообще пытаются возродить «арцыбашевщину». Для читающей публики тех лет последний термин был более чем понятен — популярный в начале века писатель Арцыбашев для многих был «Ахматовой в прозе», также склонным к эротическим переживаниям и неясным томлениям. Брутальные герои Михаила Арцыбашева — «революционеры ницшеанско-дионисийского толка», исповедующие «здоровую животность» посреди декадентских «судорог и самоубийств», действительно недалеки от профессионально соблазняющего девиц жизнерадостного секретаря обкома комсомола Огнерубова. А уж страдающие от рефлексии формально положительные персонажи и беременеющие от несчастной любви к обаятельным подлецам девицы одинаковы что у декадента Арцыбашева, что у члена ВКП(б) сценариста Авдеенко. Картину экстренно сняли с проката, и в больших городах СССР сотрудникам НКВД пришлось на мотоциклах объезжать кинотеатры и опечатывать коробки с киноплёнками. Но Жданов и сам Сталин не ограничились только этим. 9 сентября 1940 года в Кремле состоялось расширенное заседание Оргбюро ЦК, которое продолжалось с пяти часов вечера до полуночи. Присутствовали Сталин, Жданов, остальные секретари ЦК, руководители Управления пропаганды и агитации ЦК, ряд наиболее авторитетных писателей (Фадеев, Асеев, Катаев и др.) и вызванный правительственной телеграммой сам «виновник» — сценарист фильма Авдеенко. Наш герой открывал и вёл заседание, но солировал, естественно, Сталин. К некоторому недоумению присутствующих, он, как простой смертный, обращался к председательствующему Жданову: — Я ещё хочу сказать. Можно? — Пожалуйста, товарищ Сталин, — «соглашался» распорядитель вечера Жданов. Периодически приятели из-под «дуба Мамврийского» вещали почти дуэтом. Сталин откровенно горячился, он явно был задет фильмом и пытался донести присутствующим своё понимание случившегося. Показательно — не просто навязать своё мнение силой, что мог уже легко, нет — именно хотел, прямо-таки жаждал убедить собравшихся в верности своего понимания: «Я бы предпочёл, чтобы нам давали врагов не как извергов… У самого последнего подлеца есть человеческие черты, он кого-то любит, кого-то уважает, ради кого-то хочет жертвовать… Дело вовсе не в том, что Авдеенко изображает врагов прилично, а дело в том, что нашего брата он в тени оставляет… Победителей, которые разбили врагов, повели страну за собой, он оставляет в стороне, красок у него не хватает… Почему не хватает красок на то, чтобы показать хороших людей?»{334} Если кратко сформулировать всё, что хотел втолковать собравшимся оставивший иные заботы всесильный вождь СССР, получится следующее. Отрицательный персонаж, то есть, по сути, враг нового общества, изображён автором более красочно, более выпукло, живо, чем почти картонный персонаж положительный. Это и было главной претензией «советской власти» в лице Сталина и Жданова к фильму. Что ж, остаётся лишь признать очевидное: товарищи-диктаторы весьма точно отметили распространённую черту творцов и художников, когда они, заигравшись «правдой жизни», нередко увлекаются тщательной лепкой отрицательных образов и персонажей, чья необычность им, как творцам и людям, интереснее, чем скучная банальность положительных героев. Действительно, на последних часто «красок не хватает». С такой эстетической позицией можно спорить, но трудно отрицать, что поднятая проблема актуальна и ныне. Вот именно это и пытался, по-кавказски горячась и по-русски увлекаясь, донести и доказать Иосиф Джугашвили. «Какой у него язык, — восклицал он об авторе сценария, — страшно делается… Это наша доверчивость и наша простота, вот на чём он выехал, посмотрите, какого Дон Жуана он рисует для социалистической страны, проповедует трактирную любовь, ультра-натуральную любовь. "Я вас люблю, а ну, ложитесь". Это называется поэзия. Погибла бы тогда литература, если бы так писали люди…»{335} https://biography.wikireading.ru/184443
Из книги о Жданове, в общем и целом - суть претензий Сталина к фильму "Закон жизни". Для тоталитарной пустыни лета 1940 года фильм на удивление живой и смотрится с интересом. Спб.
Какой бы современный,но обязательно живой фильм увидеть в нынешней демократической мерзлоте?Про почтальона Тряпицына уже видел.Пока это единственный именно фильм среди абсолютного Ничего.Может кто посоветует ещё что-нибудь?Или,может быть ,сейчас по другим причинам не дают снимать великое и гениальное?Времена другие-понятия о великом и гениальном другие?У художников вона как нынче : покак...л один гений и намазал этим полотно.И "весь мир ахнул".Это гениально(манера и метод работы живописца),вопросов нет.И независимо и самовыразительно.В хлеву поросёнки тоже так самовыражаются.
--Нынче не кладут фильмов по полкам,потому что бабло выделяется только на заранее известное по произведённому эффекту (зритель обсмеётся,подро...ит и пожрёт попкорна),а не по принципу "Пусть снимет,а там посмотрим".Поэтому от "тоталитарной пустыни" и осталось столько интересного.Достали уже знатоки режимов да херни всякой.Почему люди,которым нравится советское кино не суются по западным фильмам и не дрищут про всяких "Одиноких волков" или другой мути,которой в американецком "кинематографе"% 80-90 с невыносимо премудрыми суждениями?
"Тоталитарная пустыня"!? Странно... Это все равно, что написать о полотнах Рубенса - живописная помойка. Пустыня с помойкой начались в 1991 - причем не только в культуре, но и во сем остальном, включая "мЫшление"- то самое, "новое".
Смотри-ка, секретари обкомов комсомола не изменились за последующие пятьдесят лет! Один из подобных вышел на один из самых высоких постов Российской Федерации. До того вспомнил молодость, что было неприятно смотреть. Товарищ Сталин дважды справедливо критиковал создателей фильма. Во-первых, искусство социалистического реализма должно показывать не тех людей, которые есть в действительности, но тех, которые должны быть. А во-вторых, если уж вы пошли по кривой дорожке критического реализма, то будьте последовательны. Не может комсорг силами одной первичной организации свалить секретаря обкома. Не будет одинокого комсорга поддерживать обком партии, не обкомовское это дело. "К власти идут бандой". Только группа товарищей, разных комсоргов может свалить секретаря обкома.
Из описания вверху - "Неожиданно появившийся секретарь обкома комсомола начинает откровенную агитацию половой распущенности." - вранье, перепечатываемое из одного источника в другой.
Ни слова, ни намёка о распущенности не осталось в прокатной версии этого фильма по простой причине - и сценарий несколько раз переписывали, и отснятый фильм пересняли по требованию рецензентов из ЦК комсомола заново ещё до выхода в прокат, и уж потом, этот приглаженный вариант Вождь запретил совсем за другое: «отрицательный" герой оказался более харизматичный и идейно подкованный на фоне безликой массы бухающей университетской комсомолии, да и тот погорел на "в обед шесть лет» бытовухе (никакой политической подоплёки) - плохой пример для трудящихся масс: этак и всех партийных руководителей из-за слабинки по женской части снимать с должностей начнут (а то и снова убивать как Кирова)! Вот Горби разрешил прокат "ЧП районного масштаба» в 1988 и кончил комсомол - надёжу и опору партии - а дальше как домино всё посыпалось…
Никто так ПЛОХО не жил при Сталине, как автор сего пасквиля:
farnbo писал(а):
85076638Из описания вверху - "Неожиданно появившийся секретарь обкома комсомола начинает откровенную агитацию половой распущенности." - вранье, перепечатываемое из одного источника в другой.
Ни слова, ни намёка о распущенности не осталось в прокатной версии этого фильма по простой причине - и сценарий несколько раз переписывали, и отснятый фильм пересняли по требованию рецензентов из ЦК комсомола заново ещё до выхода в прокат, и уж потом, этот приглаженный вариант Вождь запретил совсем за другое: «отрицательный" герой оказался более харизматичный и идейно подкованный на фоне безликой массы бухающей университетской комсомолии, да и тот погорел на "в обед шесть лет» бытовухе (никакой политической подоплёки) - плохой пример для трудящихся масс: этак и всех партийных руководителей из-за слабинки по женской части снимать с должностей начнут (а то и снова убивать как Кирова)! Вот Горби разрешил прокат "ЧП районного масштаба» в 1988 и кончил комсомол - надёжу и опору партии - а дальше как домино всё посыпалось…
85294632Никто так ПЛОХО не жил при Сталине, как автор сего пасквиля:
farnbo писал(а):
85076638Из описания вверху - "Неожиданно появившийся секретарь обкома комсомола начинает откровенную агитацию половой распущенности." - вранье, перепечатываемое из одного источника в другой.
Ни слова, ни намёка о распущенности не осталось в прокатной версии этого фильма по простой причине - и сценарий несколько раз переписывали, и отснятый фильм пересняли по требованию рецензентов из ЦК комсомола заново ещё до выхода в прокат, и уж потом, этот приглаженный вариант Вождь запретил совсем за другое: «отрицательный" герой оказался более харизматичный и идейно подкованный на фоне безликой массы бухающей университетской комсомолии, да и тот погорел на "в обед шесть лет» бытовухе (никакой политической подоплёки) - плохой пример для трудящихся масс: этак и всех партийных руководителей из-за слабинки по женской части снимать с должностей начнут (а то и снова убивать как Кирова)! Вот Горби разрешил прокат "ЧП районного масштаба» в 1988 и кончил комсомол - надёжу и опору партии - а дальше как домино всё посыпалось…
Ну, на Багамах не был, только в Доминиканах, поэтому, вполне возможно, у вас там изучают эпоху сталинизма и завидуют той поры достижениям Советов более основательнее, чем нынешние потомки творивших сии достижения - посему спорить не буду.
Но фильм-то хоть сами посмотрели, прежде чем хаять мой отзыв-"пасквиль"? Приведите из фильма пример "откровенной агитации половой распущенности"?
Благодарю за раздачу! Фильм смотрится с интересом, несмотря на его возраст. Прочитал про проблемы с его прокатом и на своём уровне не понял, какие у тов. Сталина были претензии к сценарию. На мой взгляд, положительные герои - сильные, волевые и целеустремлённые. Например, Сергей произнёс пламенную речь о необходимости принятия непреложного закона жизни, основанного на защите традиционных моральных ценностей. И протрезвевшая аудитория вняла ему и разделила с нм его взгляды. Отрицательный же герой - жалкий, неприятный и убедительный только в пьяной компании. Не понравилось, что студенты поверили ему? Так на то они и подвыпившие, что падки на грех. Не понравилось, что развратник находился несколько лет у власти и не был разоблачён? Так Авель Енукидзе 20 лет блудил, находясь на высоких постах в Москве в непосредственной близости от вождя, пока не был призван к ответу.
Вот у меня своя претензия по поводу фразы двух друзей-медиков. Дескать их распределили в "бывший заштатный город Козельск, бывшей Орловской губернии". Может эта фраза остроумно звучит, но ведь это неправда. Понимаю, что трудно найти бывший заштатный город с ёмким и провинциальным названием. Но Козельск изначально, с момента проведения административной реформы в XVIII веке, был уездным городом, центром Козельского уезда. Сам уезд всегда относился к Калужской губернии (провинции), а с Орловской лишь соседствовал. Т.е. на момент съёмок он был бывшим уездным городом бывшей Калужской губернии.