Элизабет Шарлота Рист (Pipilotti Rist) - художник, режиссёр документального фильма, видеорядов арт-хауса. Родилась 21 июня 1962 г. в Rheintal, Switzerland (Швейцария). Первый фильм сняла в 2003, а последний в 2008 г. Придумала себе имя, объединив собственное Лотти (Шарлотт) с Пеппи (Длинный-чулок).
http://www.gif.ru/reviews/bi2-dnevnik-05/
В связи с Рист уместно слово "релаксация". На 51 биеннале в Венеции она предлагала упасть на мягкие подушки и смотреть на потолок барочной церкви, куда проецировалось видео о прогулках юных нагих прелестниц в Эдеме (работа с ироничным названием Homo Sapiens Sapiens). Это был лесбийский вариант рая, исключающий проникновение зла, но не истины, иначе говоря – пенетрацию. Десятки озабоченных граждан попросили Иоанна Павла II изгнать из храма Homo Sapiens Sapiens. Но Папа Римский не стал лишать зрителей райского блаженства, пусть и в нетрадиционно-ориентированной версии.
(На Рис. справа - Пипилотти Рист (Pipilotti Rist). Homo sapiens sapiens))
Доехавшая до флигеля "Руина" в МУАРе (музее архитектуры) десятилетней давности инсталляция Sip My Ocean ("Пей мой океан") – это видеоклип на поп-песню Wicked Game Криса Айзека, сентиментального певца в стиле кантри-кроссовер. Видео с соблазнительной художницей проецируется на забеленную кирпичную стену, камера скользит по ее телу под водой в тропическом океане, она в ярком купальнике двигается под музыку, цвета подняты, песня нежно и чуть истерично перепета самой Пипилотти. (Рист раньше играла на ударных в рок-группе.) Sip My Ocean – это как ребенок матерится, пока родители не объяснили ему правду жизни, то есть бессмысленно и невинно. Порок неведом девам в океанских кущах. Эффект получается вполне волшебный.
Зрителя, ожидающего от швейцарской мегазвезды "высокого искусства" может обескуражить легкомысленность инсталляции. Новаторство и эстетическая адекватность Рист содержатся в ее выходе из традиционной авторитарной иерархии "высокое-низкое" и переходе в актуальную зону смешения автора, знака и потребления. Аналитик современной культуры Джон Сибрук, автор книги Nobrow, возможно, примирит зрителей с произведением. Sip My Ocean Пипилотти Рист – едва ли не единственный пример в визуальном искусстве, который Сибрук выбрал для иллюстрирования своего диагноза современной культуре. Вот что он пишет: "Это искусство, созданное из дискурса рекламы. Фильм, не являясь ни искусством, ни рекламой, но их гибридом, позиционируется и используется для того, чтобы продавать самого автора. И при этом нельзя обвинить Рист в "продажности". Ее инсталляция на самом деле – не продукт, хотя и сделана на основе продукта. (...) "Пей мой океан" – это словно парадигма процесса, происходящего повсеместно, – искусство репрезентации индивидуальности через культуру. Использовав формат музыкального видео и известную поп-песню, Рист сделала в ярко выраженной форме то же самое, что делают люди, выбирая себе одежду или компакт-диски. Говоря о картине, видеоклипе или паре джинсов "мне это нравится", вы делаете некое суждение, но это не суждение о качестве. (...) Это больше напоминает аппетит, чем объективное суждение. Вкус – это искусство сделать вещь частью вашей идентичности. Лишенный легитимности, установленной для них старой культурной иерархией, такой вкус похож на аппетит независимо от того, относится ли он к искусству, мебели или пище.
Подобно тому, как все клипы MTV – это реклама музыки, фильм Рист – реклама автора, и как раз это и делает его искусством по законам ноубрау."