волшебный ананас · 27-Янв-09 03:39(16 лет назад, ред. 11-Окт-09 14:57)
ПотеЦ Долгожданная легенда Год выпуска: 1991 Жанр: анимационный фильм Продолжительность: 00:17:29 Режиссер: Александр Федулов Описание: По мотивам одноименного произведения А. Введенского. Отец пытается иносказательно объяснить детям значение слова "потец". Но сыновья требуют прямого ответа. Только в конце фильма становится ясно, что потец - это предсмертный пот. сценаристМарина Вишневецкая художник-постановщикВ. Буркин операторИгорь Шкамарда композиторВиктор Екимовский звукооператорСергей Кель Ещё один шедевр А. Федулова: Бочкаhttps://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2299669 Качество:DVD - Конвертировано из аутентичного VHS Формат: DVD Video Видео:MPEG2 Video 720x576 (4:3) 25.00fps 9184Kbps Аудио кодек:MPEG Audio 48000Hz stereo 224Kbps [Mpeg-1]
Потец это мультфильм снятый по одноимённому рассказу советского писателя, члена общества ОБЕРИУтов (Объединение Реального Искусства) Александра Ивановича Введенского.
Долгое время мультфильм был совершенно недоступен в инете, этот факт подпитывал и без того огромный интерес к фильму!
Мульт застрял в центральной нервной у многих, связано это по большей части с инфернальностью сюжетной линии гармонично переплетающейся с изрядной долей психоделии.
А если приплюсовать к этому и то что большинство видело его лишь один раз и в начале девяностых, становится понятен и некий ажиотаж среди соискателей...
Долгое ожидание частенько приводит к предвзятости, поэтому не будьте излишне строги к мульту. Воспоминания всегда красочней))
В любом случае, сие замечательное и глубокое творение не должно было заваляться на пыльных полках хранилищ. Поэтому однажды ВКонтакте собралась инициативная групка людей, которая общими усилиями вытащила его из пыльных закрамов.
Так как прав на мультфильм у нас не было, выложили мы его не сразу, перенаправив копию сыну режиссёра картины Кириллу, помогла нам в этом Вишневецкая Марина Артуровна, сценарист Потца)
Аутентичная цифра с ГосТелеРадиофондовского материала ныне перед вами, погружайтесь) правообладатель Кирилл Федулов: http://vimeo.com/2917473
О, я помню этот фильм. Смотрел когда был маленьким, но почему-то совсем не связывал его с Введенским позднее, когда про Потец уже знал, хотя помнил, что в фильме про "пот, который выступает на лбу умершего".
У меня смутные воспоминания о нем остались: мне вообще казалось, что это житийная история какая-то. Я так ее идентифицировал из-за этой совершенно жуткой панорамы, когда отец моется, одевается, ложится и умирает.
Спасибо.
Хе-хе, это пока у вас с правами всё в порядке... Ведь кроме режиссёра, был ещё и автор, т.е. сам Введенский. А его наследников по доверенности давно уже представляет филолог Глоцер, благодаря которому произведения Введенского у нас почти 20 лет не издаются! Появившуюся было книгу (пиратскую) изъяли из продажи и уничтожили тираж... Конечно, в интернете тексты Введенского спокойно лежат. Но если вдруг кто-то захочет сделать официальное издание мультфильма, могут возникнуть проблемы! В любом случае, большое спасибо за подвижническое усердие. Фильм, на мой взгляд, вторичен по отношению к тексту, но всё равно шедевр.
Хе-хе, это пока у вас с правами всё в порядке... Ведь кроме режиссёра, был ещё и автор, т.е. сам Введенский. А его наследников по доверенности давно уже представляет филолог Глоцер, благодаря которому произведения Введенского у нас почти 20 лет не издаются! Появившуюся было книгу (пиратскую) изъяли из продажи и уничтожили тираж... Конечно, в интернете тексты Введенского спокойно лежат. Но если вдруг кто-то захочет сделать официальное издание мультфильма, могут возникнуть проблемы! В любом случае, большое спасибо за подвижническое усердие. Фильм, на мой взгляд, вторичен по отношению к тексту, но всё равно шедевр.
нам то что в сущности))
Глоцер сколь угодно может маразмировать на своих "сундуках", у данной работы более одного правообладателя..
и второй выложил свою версию. http://vimeo.com/2917473
волшебный ананас
Ну вот, наконец-то!!!
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Неоднократно в течение последних двух лет пыталась искать этот мульт...
Щас скачаю...
Бррр... Наверно, снова нахлынут все те же жуткие впечатления... Да, кстати... Вот бы еще найти мультик "Остров Бимини", насколько я помню, производства тогда еще одной из прибалтийских республик.
В отношении мульта о котором вы говорите ничего к сожалению не знаю....
нет информации о нём и в анимационной энциклопедии...
А в отношении вылущить из ГТФ что нибуть ещё))))
это да, Бочку бы надобно...
опять же работа Федулова...
весьма интересная статья. Олег ЛЕКМАНОВ
Про "Потец" (некоторое количество наблюдений) Митин журнал. Вып. 52 (лето 1995).
Редактор Дмитрий Волчек, секретарь Ольга Абрамович.
С.98-105. 1. Текст. В Советском Союзе произведение Александра Введенского "Потец" (П) было впервые опубликовано А.А.Александровым ("Звезда", 1989, #10) с произвольной орфографией. В предлагаемой заметке П цитируется по публикации М.Б.Мейлаха ("Даугава", 1990, #10). 2. Повод. Поводом к написанию П послужила смерть отца, воспринятая Введенским как трагедия1. Трагедия, "спрятавшаяся" за текстом, и ее буффонадное воплощение в тексте - вот два полюса, меж которых разворачивается - 3. Фабула П. "Фабула предельно проста: три сына добиваются у своего умирающего отца ответа на странный вопрос: что такое Потец? Для Введенского характерна такая абсурдная, внешне бессмысленная "простота" фабулы - она заставляет читателя обратиться к деталям, и эти детали раскрывают целый метаязыковый мир" (М.Б.Мейлах)2. 4. Что такое есть Потец? Однозначный ответ на этот "незавидный и дикий, внушительный вопрос" дать невозможно. Текст произведения содержит пять вариантов ответа. Три из них вложены в уста отца, два - как бы привнесены в П из вне. Еще один вариант ответа заключен в самом слове "потец", созданном по хлебниковскому образцу (Ср. у Хлебникова: "Если мы имеем пару таких слов, как двор и твор, и знаем о слове дворяне, мы можем построить слово творяне - творцы жизни... Слову боец мы можем построить поец, ноец, моец")3: Потец = отец + пот т.е. "Потец" - это не просто "холодный пот, выступающий на лбу умершего" (один из вариантов ответа, предлагаемых в П), а пот, выступающий на лбу умершего отца. Так же и подушка, в которую отец превращается по ходу действия, есть не что иное, как душа, отлетевшая от его тела (подушка = пот + душа): Как чудо стоят сыновья возле тихо погасшей кровати отца... Нам страшно поглядеть в его, что называется, лицо. А подушка то порхала, то взвивалась свечкой в поднебесье, то как Днепр бежала по комнате. (Только душа, для которой не существует "потолков", может то "взвиваться в поднебесье", то "порхать по комнате"). Отметим, что, помимо всего прочего, "Потец" - это еще и произведение Александра Введенского под названием "Потец", чего ни отец, ни сыновья, находящиеся внутри текста, знать, конечно, не могут. 5. Тема и способ ее воплощения. Тема П совпадает с главной темой всего "взрослого" творчества Введенского и может быть определена как "загадка смерти". При этом тема воплощается не столько через развитие фабулы, сколько через введение в произведение сакральных слов, коррелирующих друг с другом как бы поверх текста. (Интересно, что эти сакральные слова могут появляться в тексте как бы случайно, в своем бытовом, ритуальном значении. См., например, в финале П: Господи, могли бы сказать сыновья, если бы они могли Ср. у Мандельштама: "Господи!" сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.)4 Наиболее отчетливо тема П сформулирована в чрезвычайно ясном фрагменте, вклинивающемся в сумбурные речи отца: Но где ж понять исчезновенье,
И все ль мы смертны?
Что сообщишь ты мне мгновенье,
Тебя ль пойму я? (Ср. с гетевским: "Остановись, мгновенье..."). 6. Построение произведения. Вообще, П представляет собой соединение фрагментов, каждый из которых подчиняется законам собственной логики. Первую группу составляют фрагменты, построенные вне всякой логики: Сыновья легли спать. Спрятав в карман грибы. Отец сидел над письменным как Иван да Марья столом... Тут отец, сидя на коне и поглаживая милую утку... Вторую группу составляют фрагменты, построенные в логике, заданной Введенским для данного произведения (к этим фрагментам можно приложить фразу из первой части П: "Ах, да мало ли что казалось. Но в общем немногое нам, как и им, казалось"): Никто не произносил ни слова. Все разговаривали мыслями. Тут отец... воскликнул мысленно... Второй сын... заплакал мыслями... Входит первый сын и говорит: Не ответил же он на вопросы. Поэтому (подчеркнуто мной - О.Л.) он сразу обращается к подушке с вопросом. Сыновья, построясь в ряды, сверкая ногами, начинают танцевать кадриль.
Первый сын, или он же первая пара...
Второй сын, или он же вторая пара...
Третий сын, или он же третья пара... Третью группу составляют фрагменты, построенные по законам нормативной логики: Отец, сверкая очами, отвечал им. Кровать стоит предо мною, // Я тихо лягу. Где солнца луч, // Подаренный тобой, зима? (Эти фрагменты оттеняют абсурдность остальных). И, наконец, четвертую группу составляют фрагменты, в которых господствует избыточная логика: Тогда сыновья не смогли отказать этой потрясенной просьбе отца. Они стали... И спели всеобщую песню...
(Далее следует первый куплет песни. - О.Л.)
Это был первый куплет.
Второй куплет.
(Следует второй куплет песни. - О.Л.)
Третий куплет.
(Следует третий куплет. - О.Л.) Цветок убежденный блаженства
Приблизился Божеский час.
Весь мир как заря наступает,
А я словно пламя погас.
Отец перестает говорить стихами и... Фрагменты соединены по контрасту: На няньке был надет чепец (3 группа - О.Л.)
Она висела как купец (1 группа) Где ключ от моего ума? (1 группа)
Где солнца луч,
Подаренный тобой, зима? (3 группа) 7. Герои П. Отец и сыновья. Само количество и расстановка героев призваны вызвать в сознании всякого читателя бесчисленное множество "прототипов". Укажем лишь на некоторые из них: Ветхозаветные отцы и дети (в первую очередь, Сим, Хам, Иафет и Ной).
Фольклорные отец и три сына.
Тарас Бульба и два его сына. Эту ассоциацию закрепляет фрагмент в духе патетических отступлений из Гоголя: И пока они пели, играла чудная, превосходная, всё и вся покоряющая музыка. И казалось, что разным чувствам есть еще место на земле. Как чудо стояли сыновья вокруг невзрачной подушки и ждали с бессмысленной надеждой ответа на свой незавидный и дикий, внушительный вопрос: что такое Потец? А подушка то порхала, то взвивалась свечкою в поднебесье, то как Днепр бежала по комнате. Стихотворение Мицкевича-Пушкина "Три у Будрыса сына..." (Описывая польскую красавицу, Пушкин употребляет три, ключевых для П слова: "И как роза румяна, а бела, что сметана; // Очи светятся будто две свечки!" Ср. в П: "Я видел пожалуйте розу, // Сей скучный земли лепесток"; "Они глядят в его увядающие очи"; "А подушка... взвивалась свечкой в поднебесье". Легко заметить, что два из трех образов Введенского как бы противопоставлены соответствующим образам Пушкина).
Рискнем высказать еще одно, может быть слишком смелое предположение. Возможно, отец и три сына - это, соответственно Хлебников и Введенский, Заболоцкий, Хармс (Если это так, становится понятным увещевание отца: "Не ездите на пароходе". Ср. со знаменитым призывом футуристов сбросить Пушкина и других классиков с парохода современности).5 8. Отец. Персонаж, за призрачной фигурой которого угадываются многочисленные двойники. Среди них, в первую очередь, следует указать на Петра I или, лучше сказать, на его медное воплощение - "кумира на бронзовом коне" (Медный всадник на бронзовом коне - уж не эта ли знаменитая пушкинская оговорка спародирована в том фрагменте П, где конь предстает лошадью: "Отец сидел на бронзовом коне, а сыновья стояли по его бокам. А третий сын стоял то у хвоста, то у лица лошади").6 Интересно, что появление отца-Медного всадника в третьей части П, как бы предопределено его прощанием с пьедесталом во второй: Искусство дало бы мне новые силы
Прощай пьедестал Помимо "Медного всадника" в П слышатся отзвуки еще одного знаменитого произведения Пушкина о Петре Великом. Ср.: Никто не знал, когда и как
Она сокрылась. Лишь рыбак
Той ночью слышал конский топот,
Казачью речь и женский шепот,
И утром след осьми подков
Был виден на росе лугов. ("Полтава") Несутся лошади, как волны,
Стучат подковы.
Лихие кони жаром полны*
Исчезнув, скачут. ("Потец") Кстати, в одном из самых знаменитых фрагментов "Полтавы" приспешники Петра названы его сыновьями: В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны... (См. также стихотворение "Государь ты наш, батюшка..." А.К.Толстого). 9. Три сына. Начнем с того, что в П не всегда понятно, что сыновей трое. Так, в первой части П отец говорит о сыновьях, как о человеке, затем они танцуют, "построясь в ряды", а во второй части П сыновья "стали гуртом, как скот". Сыновья противопоставлены отцу. Он лыс: На главе моей зияют
Плеши, лысины - тоска. Они - имеют волосы: "сыновья ... вращая белыми седыми затылками..." "третий сын ... поглаживая мыслями волосы"; "Отец сидел ... сыновья стояли"; он умер, они остались живы; он отвечает, они спрашивают. 10. Нянька. Появляется в третьей части П и поет отцу, "превратившемуся в детскую косточку", колыбельную. Таким образом, рождение и смерть в П смыкаются, склеиваются слюной, которая течет как по губам младенца, так и по губам агонизирующего: Над твоей колыбелью
По губам плывет слюна
И живет луна.
Над могилою над елью
Спи, тоскуй,
Не просыпайся,
Лучше рассыпайся. 11. На этом - закруглимся. 7
Мульт застрял в центральной нервной у многих, связано это по большей части с инфернальностью сюжетной линии гармонично переплетающейся с изрядной долей психоделии.
Сегодня в Одессе открылся первый открытый гоголевский фестиваль. Приехали разные люди из Москвы, в том числе сценарист "Потца" и человек, способствовавший его появлению в сети Марина Вишневецкая.
она показывала свои мульты - "Три медведя", "Пеночка", "Домовенок Кузя", "Потец", "Русалка".
Никогда в своей жизни я не видела "Потца" и после трех первых мультов даже близко не ожидала ничего подобного.
После к М.В. подошли пара потрясенных ребят с философского факультета и спросили, где можно взять этот мультфильм - показать студентам, которые не сумели прийти сегодня. Она сказала, что в контакте, что недавно выложили..., что можно поискать, в Яндексе, в блогах...
А он так спокойно лежит здесь....
СПАСИБО!!!
Просто невозможно поверить, что такой фильм сделан, ТАК сделан, рвет крышу, захватывает дух....
И знаете, там в зале был один ребенок, двенадцатилетний сын моей подруги. Он ужасно скучал на первых трех мультфильмах, пока взрослые искренне веселились и получали удовольствие. Я спросила его - что тебе совсем ничего не понравилось?
он сказал: последние два понравились. Новое поколение выбирает!
Видел этот мульт в далекие 90-е поздно ночью по телеку тогда произвел сильное впечатление... год назад перерыл весь инет в поисках "Потца", безуспешно, понял что кроме меня еще у кучи людей этот мульт не выходит из головы и вот наконец ...СПАСИБО!!!
ААААААААА!
Волшебный Ананас! Спасибо огромное за то что вы делаете и за это великолепное чудо что вы выудили из тлена!
Слов нет.....
Просто огроменное спасибо за то что взяли и сделали!!!!
о, боже! мой мозг взорван!
неужели в советском союзе такое разрешали снимать??!
снимать????да они это показали по телеку!!!!я маленькая была.перепугалась очень сильно.не знаю смотреть стоит его вообще или нет.это жутко ...как жутко было
о, боже! мой мозг взорван!
неужели в советском союзе такое разрешали снимать??!
снимать????да они это показали по телеку!!!!я маленькая была.перепугалась очень сильно.не знаю смотреть стоит его вообще или нет.это жутко ...как жутко было
Эк тебя зацепило, до сих пор не отцепило...
Можно подумать что "Том и Джеррри" лучше - персонажи хуярят друг-друга почём зря разными предметами и всё это в сопровождении симфонического оркестра. Нужно уметь взглянуть с разных сторон на явление.