Kujan · 28-Июл-08 22:59(16 лет 6 месяцев назад, ред. 24-Мар-09 20:04)
Октоих (Краковское издание 1491 года)
Октоих — это...
ОКТО́ИХ — (букв. "Осмогласник", от греч. ’Οκτώηχοζ, ὀκτώ — восемь, ῆχοζ — глас) — богослужебная гимнографическая кн., содержащая последования с изменяемыми песнопениями для подвижных дней седмичного круга богослужения. Каждое последование седмичных дней содержит молитвословия вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для недель (воскресений), кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь последований на каждый из дней седмицы поются на один напев, называемый гласом. Восемь гласов, содерж. в кн., сообщают ей название О. Песнопения каждого из дней седмицы посвящены важнейшим аспектам Свящ. истории. Служба воскресенья посвящена Воскресению Господа. В понедельник — служба в честь небесных чинов бесплотных (ангелов). Во вторник — в честь Иоанна Предтечи. В среду воспоминается предание Господа на смерть. Четверг посвящен св. апостолам и святителю Николаю. В пятницу — воспоминание страданий и крестной смерти Господа. В субботу воспоминаются преподобные, мученики и все святые, совершается поминовение усопших. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми седмиц называется столпом. Период пения О. включает в себя шесть столпов. Пение О. в седмичные дни начинается с понедельника по неделе всех святых и заканчивается перед субботой недели мясопустной; в воскресения пение О. начинается с воскр. дня, к-рый следует за неделей всех святых и продолжается до 5-й недели Великого поста включительно. Создание О. традиция приписывает Иоанну Дамаскину, хотя он был автором только части песнопений (воскресные службы, причем не полностью). Стихиры восточные, утренние тропари, ексапостиларии, троичные каноны воскресных служб принадлежат другим авторам. Среди них — Митрофан, митр. Смирнский (9 в.), Феодор Студит (ум. 826) и его ученик Анатолий. Греческий О. в осн. сложился к 9 в., когда Феофаном Никейским (ум. 843) и Иосифом Песнописцем (ум. 883) он был дополнен песнопениями на будние дни. Иосифу Песнописцу традиция припис. окончат. оформление О. в одну кн. В дальнейшем О. дополнялся только отдельными песнопениями, написанными имп. Львом Деспотом, его сыном Константином Багрянородным (10 в.) и игуменом Евергетидского мон. Павлом Аморейским (ум. 1054). В 13 в. император Феодор Дука Ласкарис прибавил к О. особый канон Богородице, к-рый поется на утрене в праздники вел. святых. Среди творцов О. есть и слав. авторы. Кирилл Туровский (12 в.) внес нек-рые песнопения в воскр. службу полунощницы. Рукописная славянская традиция представлена О. след. типов: 1. Полный О. 2. Шестоднев служебный — воскресные службы 8-ми гласов и седмичные службы на один из гласов (понедельник — 1-й глас, вторник — 2-й и т. д.). 3. О. изборный — сборник, в к-ром песнопения собраны по типу и гласам (т. е. стихиры 8-ми гласов, седальны 8-ми гласов и т. д.). 4. Параклитик — сб. утренних канонов 8-ми гласов (без Богородичных канонов на повечерии). 5. Богородичник — каноны Богородице 8-ми гласов. Древнейшими славянскими печатными изданиями О. являются: Краковское (1491), Черногорское (1495) и Моск. (1594). Канонический состав слав. О. был установлен реформой патриарха Никона.
Год выпуска: 1491 (Краков) Жанр: богослужебная гимнографическая книга Серия: «Славянские издания кирилловского шрифта XV—первой четверти XVI вв.» Формат: PDF Качество: Сфотографированные страницы, ≈100 dpi Количество страниц: 344+снимок фолианта (на первом месте) Важные примечания: Книга относится к старопечатным. Не стоит ожидать от издания конца XV века полной сохранности. Титульного лист, как и ряд страниц, отсутствует. Мне пришлось запостить фронтиспис в имеющемся у меня качестве
Примеры страниц
Серия «Славянские издания кирилловского шрифта XV—первой четверти XVI вв.» на трекере:
Коллеги, эта книга, наряду с еще пятью дюжинами древнейших печатных славянских книг, была выложена несколько лет назад в общем доступе на одном из сайтов. Был, да загнулся некий некоммерческий проект. Вероятно, это часть фондов Отдела редких книг РГБ (бывш. Ленинская библиотека). Во время оно я успел часть скачать. Собственно, к чему такое долгое вступление. Если есть интерес к данной серии книг, и качество приемлемое, я постараюсь свои запасы выложить.