Певица, актриса, основатель и художественный руководитель театра Музыки и Поэзии, работает в жанре театральной и поэтической песни, в которой считает одинаково важными все три составляющие — музыку, текст и драматургическое начало. Близким по направлению считает творчество французских шансонье середины ХХ века — Жака Бреля, Барбары, Жюльетт Греко, Лео Ферре и др.
Родилась в г. Новокузнецке, юность прошла на Украине, куда переехала семья, родословная которой восходит к грекам Приазовья. Мечтала стать драматической актрисой, увлекалась поэзией. Поступила в Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) на эстрадное отделение (класс Т. Булкиной и С. Каштеляна), окончила в 1967 году. В 1979 году окончила факультет эстрадной режиссуры ГИТИСа имени А. Луначарского (класс И. Шароева). Еще учась в училище, увлеклась музыкой, начала петь. Выступала перед студенческими аудиториями Москвы с песнями Булата Окуджавы и Новеллы Матвеевой, появились первые записи на радио. Исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории. Шестидесятые годы — время необычайного подъема интереса к поэзии. И именно поэтическая основа песни стали для Камбуровой ключом при поиске репертуара. Музыка была воспринята молодой актрисой как часть поэтического мира, как средство укрупнения звучащей мысли. Ее увлекало максимальное сближение слова и звука, одухотворение мелодии. Вместе с пианисткой и композитором Ларисой Критской певица создавала свой собственный репертуар: цикл песен Л. Критской на стихи Ю. Левитанского, цикл М. Таривердиева на стихи Э. Хемингуэя («Прощай, оружие», перевод А. Вознесенского), Г. Поженяна («Я такое дерево?», «Вот так улетают птицы», «Дельфины» и. т. д.), чешского поэта Людвига Ашкенази.
Так постепенно на отечественной эстраде сложился особый, оригинальный песенный жанр Елены Камбуровой — это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актерской работы, где непременно присутствуют еще два момента: авторская сопричастность и импровизация. «Счастливое сочетание вокала, ума и таланта», — так определил дар Елены Камбуровой Булат Окуджава.
Елена Камбурова много работает в кино. Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор тембров и интонаций и актерское мастерство — те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино, в «пении за кадром»; ее голос, всегда очень разный и в то же время всегда узнаваемый звучит более чем в ста кинофильмах и мультфильмах
Она поет за детей и взрослых, за лирических и характерных персонажей, за зверей и сказочных существ. Среди работ в кино — «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Ералаш» «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и др. Впрочем, иногда певица появляется и в кадре: среди ее актерских работ роли в фильмах «Монолог» (реж. А. Симонов, 1970 г.), «Театр неизвестного актера» (реж.Н. Рашеев, 1970 г.), «Клоун» (1980 г.), «Мой театр» (реж.Г. Карюк, 1989 г.), «Поворот сюжета» (1990 г.), «Отражения» (1990 г.), «Мой нежно любимый детектив».
В 1992 г. Елена Камбурова создает московский Театр Музыки и Поэзии, стремясь объединить близких ей по мировоззрению певцов и артистов. «Наш театр сегодня — это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала» — говорит певица.
Первым опытом театрального песенного спектакля стала работа «Игра снов» (режиссер В. Дружинин), премьера которого состоялась в 1993 году в Санкт-Петербурге. Певица предстала перед зрителями в образе романтичного Пьеро.
Среди работ театра: «P. S. Грезы» — концерт-фантазия по песням Ф. Шуберта и Р. Шумана (реж. И. Поповски, 2003г.), «Капли Датского короля» — посвящение Булату Окуджаве (реж. И. Поповски, 2003г.), «Абсент» (реж. И. Поповски, 2005г.), «Антигона» (реж. О. Кудряшов, 2005г.), поэма-рапсодия «Bakhtale dromensa / Счастливые дороги» (реж. З. Бузалковска, 2006г.), театральная сказка для взрослых «Туве Янсcон. Точка слева» (реж. А. Марченко, 2005г.), «Никто» (реж. В. Михельсон, 2005г.), «1900» (реж. А. Марченко, 2008г.).
Информация с
http://kamburova.theatre.ru/kamburova/