На конверте оказалась аннотация на русском языке, я списал и помещаю сюда:
скрытый текст
Четыре пьесы, записанные на пластинке, открывают перед слушатепем своеобразный и оригинальный музыкальный мир. Эта музыка, по происхождению среднеевропейская, нередко уходящая корнями в венгерскую народную музыку, органически входит в арсенал современной музыки, одновременно отражая сильное воздействие прогрессивного негритянского джаза.
Дёрдь Сабадош дал свои первые т. н. свободные джазовые концерты в Будапеште в 1962—63 годах, что в то время произвело большое впечатление, но своим спонтанным чувственным воздействием, широкой шкалой музыкальных средств, непривычно сложным миром гармонии и ритма, повышенной претензией на выражение мысли эти концерты открыли новые горизонты для венгерского джаза, и удивительным образом они оказались синхронными авангардистским явлениям в международном джазе. Представления композитора расширили рамки тогдашних джазовых форм и стилей. Он инстинктивно начал создавать свой музыкальный язык, опираясь на венгерскую народную песню, основывающуюся на рубато, и на хорошо известном из музыки Бартока восточном асимметрическом ритме. Этот язык создал новые границы для жанра и привел к свободному музицированию, строго контролируемому, но с большими возможностями импровизации.
В то время это чрезвычайно необычный способ мышления не позволял композитору выступать с публичными концертами, прежде всего из-за отсутствия сподвижников. Распространение модерной музыки среди молодого поколения и появление на международных эстрадах „свободного стиля" доказали верность пути композитора. В 1972 году его квинтет (Вильмош Явори, Ласло Киммель, Михай Радуль, Шандор Вайда) получил Гран При на Международном Фестивале джаза в Сан Себастьяне. В стиле композитора, образуя удивительное единство, проявляется народная и современная музыка и авангардный джаз, и это позволяет ему избежать модные течения эпигонизма. Музыка духовно связана с творчеством Кодая и Бартока, но благодаря своему оригинальному вкусу живо связана с тем течением, которое представляют Джон Колтрейн, Арчи Шепп, Фароа Сандерс, Сесил Тейлор или Кейт Джаретт, хотя по своему содержанию она совершенно суверенна, очень часто можно наблюдать удивительное родство с творчеством перечисленных музыкантов. Этот уже ставший характерным стиль развивает дальше квартет в новом составе, записанный на нашу пластинку. Заглавная композиция „Бракосочетание", содержит по сути те достижения и особенности, которые характеризуют квартет. Вся пьеса насыщена напряженной и безвременной атмосферой бракосочетания, это волнующе-умиротворяющий момент прошлого и настоящего. Над музыкальным материалом господствуют страстное, широко динамическое созвучие рояля и скрипки и характерные восточно-европейские асимметрические ритмы, связываемые ударными инструментами в единое целое. Полиритмическое и импровизационное использование этих средств — новое явление в джазовой музыке. Игра контрабаса напоминает прежде всего школу Джимми Гаррисона и Чарли Хэдена, но в то же время она так индивидуальна и вдохновенна, что с первой минуты захватывает своей глубиной и серьезностью. Композиция несет в себе волнение и силу, печаль и радость танца, упрямым ритмом подчеркивая неоспоримость жизни.
„Вопрос Ирмы Сабо" показывает, что импровизации оркестра, кажущиеся вообще-то свободными, всегда поставлены в какие-либо структуральные рамки и определены драматургически. Так в случае „Бракосочетания": 1-ая тема — 2-ая тема — 1/а тема, но здесь же мы наблюдаем особое обращение с живой трансильванской народной песней — Ирма Сабо, баллада-признание матери, убившей ребенка — основа: (1-ая тема — 1/а тема — 1/б тема), свободная же импровизация раскрывает ее свободным и экспрессивным движением. Силу импровизации увеличивает скрипка, своим прерывающимся от боли звучанием, почти покаянием, звуками, напоминающими вебернскую атональность, а также страдающими восточными приемами двойных звуков. ,,Miracle" („Чудо") — это отвлеченное и одновременно реалистическое музыкальное впечатление. Оркестр во время гастролей во Франции побывал и в Лурде, знаменитом месте паломников, чье расположение, напоминающее трансильванские горы, выразилось в бесконечном движении сказочных замков, в пентатонной игре колоколов дало вдохновенную тему. Рояль широко использует прелести венгерского рубато, заставляет звучать колокольным звоном очень красивую венгерскую народную песню, эта тема колокола ведется через всю композицию до последнего аккорда. В игре все еще чувствуется средне-европейская манера, а иногда и „звуковые занавеси" Колтрейна, а во второй части „псаломная" тема и последующая за ней часть представляет собой своеобразный сплав венгерского музыкального мышления и импровизационной техники Кейта Джаретта. Цитра переживает ренессанс в венгерской музыке, здесь она находит самое глубокое применение, хорошо отождествляемая с игрой на контрабасе она оригинальным образом обогащает композицию.
Более или менее известная по другим джазовым грамзаписям импровизация для рояля и скрипки, свидетельствующая о большой инвенции двух инструментов, о технической напряженности и о рутинных способах совместной импровизации. Десятиминутная импровизация производит впечатления заранее скомпонированной, будучи записанной, она смогла бы стать одной из удачных пьес современной музыки.