Саманиды. Из истории государственности Узбекистана в IX-X вв. Год издания: 2012 Автор: Камолиддин Ш. Жанр или тематика: монография Издательство: Saarbrucken: Lambert Academic Publishing ISBN: 978-3-8465-8302-9 Язык: Русский Формат: PDF Качество: Издательский макет или текст (eBook) Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 465 Описание: Работа Ш.С. Камолиддина «Саманиды» представляет собой исследование о происхождении одной из среднеазиатских династий, период правления которой был яркой эпохой в истории средневековой Центральной Азии. Для освещения этой проблемы автор привлек огромное количество источников – не только хроникальных сочинений на арабском, персидском и тюркском языках, но и данные археологии, нумизматики, сфрагистики, обширный корпус памятников фольклора.
Появление на исторической арене родоначальников саманидского дома представлено на фоне широкой исторической панорамы, когда на обширной территории сосуществовали и боролись могущественные державы – Сасанидское царство, Арабский халифат и Тюркский каганат. В работе отражены обстоятельства появления предков Саманидов в Хорасане, Тохаристане и Фергане. Помимо главной задачи – выяснения подробностей предыстории династии – в работе содержится немало интересных деталей, позволяющих по-новому оценить некоторые аспекты политической, военной и этнической истории народов и государств данного региона
Примеры страниц
Оглавление
Предисловие
Введение
Саман-худат
Сасаниды и тюрки
Бахрам Чубин
Родословная Саман-худат
Саман-худат
Балх
Доисламские культы в Средней Азии
Символика Саманидов
Родовое владение Саман-худата
Джабба-хан
Медальон Мансура ибн Нуха
Саман-йабгу
Отец Саман-худата
Аркук
Какулдар
Саманиды
Саманиды и тюрки-огузы
Саманиды и движение аш-шу‘убиййа
Саманиды и «священные» войны против тюрков
Саманиды и ши‘иты
Бухара – столица Саманидов
Доисламские правители Бухары
Этимология названия «Бухара»
Древнетюркская топонимия Бухарского оазиса
Этническая ситуация в Бухарском оазисе в эпоху раннего средневековья
Материальная культура тюрков Бухары
Арабское завоевание
Этническая ситуация в Средней Азии в эпоху Саманидов
О понятии «тюрк» в средневековых источниках
Система управления Саманидов
Администрация Саманидов
Саманиды и местная знать
Тюрки в администрации Саманидов
Правовой статус Саманидов
Признаки государственности
Взаимоотношения Саманидов с халифами
Титулатура Саманидов
Культура народов Средней Азии в период правления Саманидов
Эпоха мусульманского возрождения
Саманиды и персидская культура
Тюрки и иранская культура
Новоперсидский язык и литература
Тюркские правители и развитие новоперсидской литературы
Арабский язык и литература
Местные языки и культуры
Тюркский язык
Тюрки и мусульманская культура
Тюрко-мусульманская литература
Заключение
Қисқача мазмуни
Rezume
Использованная литература
Условные сокращения
Транслитерация
Приложение
Источники родословной Саманидов
Родословная Бахрам Чубина
Родословная Саман-худата
Родословная династии Саманидов
Список опубликованных работ о Саманидах
Развернутое содержание книги
Занятно и забавно, но опасно. Перетягивание исторического одеяла на сторону Узбекистана. Эта политика тайно и явно осуществлялась при президенте Каримове (отец неизвестен, мать таджичка), в советское время (у Рашидова, узбека, было членство в Политбюро ЦК КПСС и, соответственно, полная поддержка). Просто так это не проходит. Печально, что Трепавлов подписался под этой книжкой с узбекской, но альтернативной историей. В какой-то степени его рвение и солидарность понятны. Специализация диктует выбор в пользу тюрок, солидарность с узбеками, старость диктует рвение и суетность. Он (Трепавлов) даже не хочет замечать передёргиваний Камолиддина - раз кочевник, значит тюрок, раз из Туркестана, значит узбек. И хиониты, эфталиты, саки, аланы становятся у него тюрками, а значит предками узбеков. И даже на монете Аршакидов Камолиддин умудрился углядеть конструкционные особенности лука, которые позволяют назвать его хуннским. (И тут же ссылочка на Крадина, как будто Крадин разбирал аршакидскую нумизматику, а не хуннские луки, найденные по месту проживания хуннов в северо-восточном Китае и Бурятии). Трепавлов, ведь, и пишет об "умелом подборе фактов. Будто не знает, что в таком контексте слово "умелый", да ещё "подбор" означает изъятие из всего массива фактов, только тех, которые удобны автору, и удаление их анализа всех остальных. Вот, например, на стр. 11, 12 и далее Камолиддин рассказывает о происхождении Аршакидов, парфянских царей. Их предки, мол, были кочевниками-саками, жили в низовьях Сыр-дарьи. Всё якорь в память заброшен. Осталось сделать подмену и читатель будет убеждён, что предки Аршакидов и их соплеменников были тюрками. Вот она: Сасаниды, предшественники Аршакидов, часто принимали на службу военные отряды соседних "варварских" племён. Этим же увлекались и Ахемениды, ещё более ранние предшественники Аршакидов. Эти племена, конечно, были кочевниками. Тут появляются пресловутые хиониты и эфталиты. Следом, через несколько строчек, хазары, аланы, "различные роды тюрков". Вот так вот, "различные роды тюрков". И несколько крупных исторических народов и племён иранского корня превратились в тюрок. Ведь, они среди "родов тюрков". А раз тюрков, значит, предков узбеков, и, значит, самих узбеков. Ведь, кроме этого вывода нет причин искажать историю династии. По большому счёту, какое значение имеет этническая принадлежность династии. Испанцы не стали немцами от того, что ими управляли Габсбурги, а потом французами из-за Бурбонов, поляки - шведами из-за королей Ваза, а русские - немцами из-за гольштейн-готторпских молодцов на троне. Но здесь, в Средней Азии это важно. Бухара и Самарканд. Важно и белых братьев убедить в своей правде. Им-то, что немцам, что русским, недосуг разбираться во всём этом. Прочитают науч-поп из Узба, поцокают языком и, может быть, скажут:" Смотри-ка, есть ещё, не умерла наука в Узбекистане. Вон сколько местных авторов имярек в ссылках насобирал". А Камолиддин часто ссылается на современных авторов из Узбекистана, которые льют воду на ту же мельницу. А вот узбекским и узбекистанским изданиям разбирающим проблемы исторической и этнической принадлежности династии Саманидов, Бухары и Самарканда доверять нельзя даже с оглядкой. Работы этих авторов - наукообразная война за таджикское наследство. Так сказать, интеллектуально-артиллерийская поддержка военно-политических манёвров узбекских вождей.
В альтернативу надо эту книгу положить, в альтернативу. В отличие от Трепавлова, который считает, что "данная работа ... отличается новизной в постановке и решении научных проблем", я-то знаю, что этой войне уже около 100 лет. Гастарбайтеры рулят на всём пространстве Советского Союза. Спасибо за книгу.
76336143Занятно и забавно, но опасно. Перетягивание исторического одеяла на сторону Узбекистана. Эта политика тайно и явно осуществлялась при президенте Каримове (отец неизвестен, мать таджичка), в советское время (у Рашидова, узбека, было членство в Политбюро ЦК КПСС и, соответственно, полная поддержка). Просто так это не проходит. Печально, что Трепавлов подписался под этой книжкой с узбекской, но альтернативной историей. В какой-то степени его рвение и солидарность понятны. Специализация диктует выбор в пользу тюрок, солидарность с узбеками, старость диктует рвение и суетность. Он (Трепавлов) даже не хочет замечать передёргиваний Камолиддина - раз кочевник, значит тюрок, раз из Туркестана, значит узбек. И хиониты, эфталиты, саки, аланы становятся у него тюрками, а значит предками узбеков. И даже на монете Аршакидов Камолиддин умудрился углядеть конструкционные особенности лука, которые позволяют назвать его хуннским. (И тут же ссылочка на Крадина, как будто Крадин разбирал аршакидскую нумизматику, а не хуннские луки, найденные по месту проживания хуннов в северо-восточном Китае и Бурятии). Трепавлов, ведь, и пишет об "умелом подборе фактов. Будто не знает, что в таком контексте слово "умелый", да ещё "подбор" означает изъятие из всего массива фактов, только тех, которые удобны автору, и удаление их анализа всех остальных. Вот, например, на стр. 11, 12 и далее Камолиддин рассказывает о происхождении Аршакидов, парфянских царей. Их предки, мол, были кочевниками-саками, жили в низовьях Сыр-дарьи. Всё якорь в память заброшен. Осталось сделать подмену и читатель будет убеждён, что предки Аршакидов и их соплеменников были тюрками. Вот она: Сасаниды, предшественники Аршакидов, часто принимали на службу военные отряды соседних "варварских" племён. Этим же увлекались и Ахемениды, ещё более ранние предшественники Аршакидов. Эти племена, конечно, были кочевниками. Тут появляются пресловутые хиониты и эфталиты. Следом, через несколько строчек, хазары, аланы, "различные роды тюрков". Вот так вот, "различные роды тюрков". И несколько крупных исторических народов и племён иранского корня превратились в тюрок. Ведь, они среди "родов тюрков". А раз тюрков, значит, предков узбеков, и, значит, самих узбеков. Ведь, кроме этого вывода нет причин искажать историю династии. По большому счёту, какое значение имеет этническая принадлежность династии. Испанцы не стали немцами от того, что ими управляли Габсбурги, а потом французами из-за Бурбонов, поляки - шведами из-за королей Ваза, а русские - немцами из-за гольштейн-готторпских молодцов на троне. Но здесь, в Средней Азии это важно. Бухара и Самарканд. Важно и белых братьев убедить в своей правде. Им-то, что немцам, что русским, недосуг разбираться во всём этом. Прочитают науч-поп из Узба, поцокают языком и, может быть, скажут:" Смотри-ка, есть ещё, не умерла наука в Узбекистане. Вон сколько местных авторов имярек в ссылках насобирал". А Камолиддин часто ссылается на современных авторов из Узбекистана, которые льют воду на ту же мельницу. А вот узбекским и узбекистанским изданиям разбирающим проблемы исторической и этнической принадлежности династии Саманидов, Бухары и Самарканда доверять нельзя даже с оглядкой. Работы этих авторов - наукообразная война за таджикское наследство. Так сказать, интеллектуально-артиллерийская поддержка военно-политических манёвров узбекских вождей.
В альтернативу надо эту книгу положить, в альтернативу. В отличие от Трепавлова, который считает, что "данная работа ... отличается новизной в постановке и решении научных проблем", я-то знаю, что этой войне уже около 100 лет. Гастарбайтеры рулят на всём пространстве Советского Союза. Спасибо за книгу.
Как Вы правы во всем. Особенно, к сожалению, в последнем предложении