AndriyDM · 29-Ноя-08 23:27(16 лет назад, ред. 18-Фев-13 17:08)
История Слободской Украины. / Історія Слобідської України.Год выпуска: 1990 Автор: Багалей Д.И. / Багалій Д.І. Серия: Пам’ятки історичної думки України / Памятники исторической мысли Украины Жанр: Научное издание Издательство: "Основа" ISBN: 5-11-000798-5 Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы Количество страниц: 256 Описание: Книга охватывает широкий круг историко-географических, социально-экономических и культурных проблем развития Слободской Украины-с момента заселения края до начала ХХ века.
Бредятина заказная. Достаточно прочитать куда более обьёмный предыдущий труд Багалея "Багалей, Дмитрий - Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. 1887" и почувствовать разницу. Сегодня по понятным причинам издание 1990 года в каждой библиотеке, а дореволюционное не переиздают.
Бредятина заказная. Достаточно прочитать куда более обьёмный предыдущий труд Багалея "Багалей, Дмитрий - Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. 1887" и почувствовать разницу. Сегодня по понятным причинам издание 1990 года в каждой библиотеке, а дореволюционное не переиздают.
АБСОЛЮТНО ВЕРНО. ДО ТОГО, КАК БАГАЛЕЙ СТАЛ КРАСНЫМ ПРОФЕССОРОМ. ОН ПРЕДСТАВЛЯЛ ИСТОРИЮ СЛОБОЖАНСКОЙ УКРАЙНЫ КАК ИСТОРИЮ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО.
28220761Бредятина заказная. Достаточно прочитать куда более обьёмный предыдущий труд Багалея "Багалей, Дмитрий - Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. 1887" и почувствовать разницу. Сегодня по понятным причинам издание 1990 года в каждой библиотеке, а дореволюционное не переиздают.
АБСОЛЮТНО ВЕРНО. ДО ТОГО, КАК БАГАЛЕЙ СТАЛ КРАСНЫМ ПРОФЕССОРОМ. ОН ПРЕДСТАВЛЯЛ ИСТОРИЮ СЛОБОЖАНСКОЙ УКРАЙНЫ КАК ИСТОРИЮ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО.
Наверное, точнее будет сказать, что в конце XIX в. Д.Багалей трактовал историю Слобожанщины скорее как территорию Российского (Московского, если угодно) государства , которую оно предоставило беженцам - казакам: они пришли сюда двумя волнами - сначала после поражения восстаний казаков и крестьян 1635- 1638 гг. (от Сулимы до Гуни), а затем после поражения армии Б. Хмельницкого под Берестечком в 1651 г. Им предоставили территорию современных Харьковской и Сумской областей, разрешили ввести полковое самоуправление. За это казаки были обязаны охранять границы Российского государства по южным рубежам нынешней Харьковской области.
В книге, которая представлена в данной раздаче акценты смещены. Подчеркивается, что украинское население и ранее колонизировало Харьковскую и Сумскую область и вообще всячески выпячивается присутствие украинского населения на этой территории. Вместе с тем, сильно затушевано российское государственное строительство на данной территории, а также роль русского населения. А почему Багалей стал так расставлять акценты понятно - уже начала набирать обороты советская политика "украинизации" 20- частично 30-х годов и подобная трактовка вполне устраивала руководство.
Забытая страница истории Харькова: война Украины со Слобожанщиной
О событиях 1668 года вы не узнаете ни в школьных учебниках по истории Украины, ни в научных работах украинских историков. Политическая ангажированность свидомых авторов не позволяет им признать тот факт, что казаки Слобожанщины не поддерживали своих соседей на берегах Днепра, и когда Харьков называют казацким городом, то забывают тот факт, что этот город всегда принадлежал казакам, исторически связанным с Россией и верным присяге служить русскому царю. В начале 1668 года украинский гетман Иван Брюховецкий выступил против русского царя и начал убивать представителей России на территории Гетманщины – стрельцов, воевод, послов. Часть его людей вторглась на территорию Слободского края. На Слобожанщине его поддерживает лидер запорожского казачества Иван Сирко. Драматические события 1668 года в Харьковском слободском полку начались 4 марта, когда часть казаков полка, увлеченные Сирко, присоединились к антирусскому восстанию. Однако на его сторону пристали лишь казаки Змиева, Валок и Цареборисова. Казаки Красного Кута, Ольшан и Маяков поддержали бунт только поначалу, но увидев, что Брюховецкий и Сирко привели в их землю разгулявшуюся чернь и татарские банды, попросили повинную и сразу же получили ее у царя. В это время захватчики с Украины начинают разорять земли Слобожанщины, опустошив Бабаи «все без остатку» и Недригайловский храм. Были разорены села Васищево и Шубино. Сам же Сирко с основной массой войска 11 марта подошел к стенам Харькова и потребовал сдачи города. В ответ храбрые защитники открыли огонь из крепостной артиллерии. Огонь велся настолько активно, что от перегрева разорвало одну пушку. Ничего не сумев добиться, Сирко повернул на юг, перешел с войском реку Уды и ушел с территории Слобожанщины. Пребывание захватчиков в Слобожанщине было отнюдь не миролюбивым. Татары и украинские казаки быстро начали грабить и разорять подконтрольные города. Змиев был сожжен Иваном Сирком, сгорел храм Покрова Богородицы, и харьковский сотник Григорий Захаржевский, известный как Донец-Захаржевский, сумел вывезти лишь артиллерию из разрушенной крепости Змиева, наведя хоть какой-то порядок в разоренном городке. Присланные на помощь сумской и острогожский полки слободских казаков помогли навести порядок в Цареборисове. В том же году Брюховецкий был убит своими же людьми, и ненадолго гетманом всей «единой Украины» становится Петр Дорошенко. Будучи турецким ставленником, он направляет на Слобожанщину татарские орды с целью привести край к покорности. В конце июня татары и полтавские казаки по приказу Дорошенко явились в земли слободских казаков и, разоряя и сжигая все на своем пути, дошли до Чугуева. Здесь 30 июня 1668 года произошла битва между захватчиками и союзными войсками русских поселенцев под командованием белгородского воеводы и харьковских слободских казаков под командованием Федора Репко, в которой противник был разбит, а харьковчане освободили свою землю от врага. Правда, полтавские казаки в отместку разорили Мерефу, чему Репко не успел помешать. 16 октября 1668 года предатели решили нанести удар в сердце Слобожанщины – группа заговорщиков зверски убили в собственном доме харьковского полковника Репка и сотника Федорова. Однако провокация не удалась – население не поддержало восстание, а ситуацию в городе быстро взял под контроль сотник Донец-Захаржевский, подавивший заговор. В благодарность за верность русский царь Алексей Федорович отменил введенные в 1665 году налоги для слободских полков и простил все долги казакам, русский воевода Ромодановский похлопотал о приобретении церковной утвари для разграбленных украинскими захватчиками храмов. Этот эпизод истории Харькова вы не прочитаете ни в одном справочнике, ни в одной монографии, написанной современными украинскими историками. Еще бы, ведь эти события разрывают по швам теорию единства украинских земель. Ведь еще 350 лет назад жители Приднепровья подымали бессмысленные бунты, начинали братоубийственные войны, склонны были к хаосу и беспределу. Жители Слобожанщины всегда были законопослушными людьми, стремились к России, служили русскому царю и поддерживали с русским народ мирные, братские отношения. И 350 лет назад это тоже было причиной непримиримых конфликтов с Украиной, точно так же бесстыдно разорявших земли своих соплеменников. История повторяется, история циклична, и, самое главное, история никого ничему не учит. Роман Вербий.