Челпанов Г.И. — Учебник логики [1915 / 2010, PDF, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

Sapere аude

Стаж: 11 лет 1 месяц

Сообщений: 928

Sapere аude · 31-Дек-13 04:28 (10 лет 10 месяцев назад, ред. 02-Мар-14 03:05)

Учебник логики
Год: 1915 / 2010
Автор: Челпанов Георгий Иванович
Жанр: Логика
Издательство: М.: Научная Библиотека
ISBN: 978-5-397-00413-8
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Изначально компьютерное (eBook) / оригинал-макет от издательства
Количество страниц: 128 (65 разворотов)
Описание: Вниманию читателей предлагается знаменитый учебник логики, написанный выдающимся русским логиком, философом и психологом Г.И. Челпановым. Он был отмечен премией Петра Великого и выдержал девять дореволюционных изданий, а также выходил в сокращенном виде в 1946 г. (материал данной книги соответствует последнему дореволюционному изданию), когда было принято решение о введении логики и психологии в средней школе. Предназначавшийся автором для гимназий и самообразования, учебник успешно конкурировал с объемистыми вузовскими пособиями.
Оглавление
Глава I Определение и задачи логики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава II О различных классах понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава III Содержание и объём понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава IV Логические категории и отношения между понятиями . . 17
Глава V Об определении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Глава VI О делении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Глава VII О суждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Глава VIII Деление суждений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Глава IX Отношение между подлежащим и сказуемым . . . . . . . . . .41
Глава X О противоположении суждений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Глава XI О законах мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Глава XII О непосредственных умозаключениях . . . . . . . . . . . . . . . 55
Глава XIII Дедуктивные умозаключения. Силлогизм . . . . . . . . . . . . 60
Глава XIV Силлогизм. Фигуры и модусы силлогизма . . . . . . . . . . . . . 67
Глава XV Сведение фигур силлогизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Глава XVI Условные и разделительные силлогизмы . . . . . . . . . . . . . 80
Глава XVII Сокращённые и сложные силлогизмы . . . . . . . . . . . . . . .85
Глава XVIII Силлогизм и его значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Глава XIX Об индукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Глава XX Методы индуктивного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . .96
Глава XXI Роль дедукций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Глава XXII О гипотезе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
Глава XXIII Классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .109
Глава XXIV О приблизительных обобщениях и об аналогии . . . . . .112
Глава XXV О доказательстве, методе и системе . . . . . . . . . . . . . . . .116
Глава XXVI О логических ошибках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Примеры страниц
Об авторе
Георгий Иванович Челпанов (1862–1936) — выдающийся отечественный учёный, подлинные научные результаты и заслуги которого более 50-и лет замалчивались (или искажались и критиковались) при поддержке на государственном уровне и в профессиональной среде. Сайт, всецело посвящённый Г.И. Челпанову: http://www.chelpanov.org/

Все форматы и переиздания книги
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

Amer_a

Стаж: 11 лет 2 месяца

Сообщений: 185

Amer_a · 27-Фев-14 17:24 (спустя 1 месяц 27 дней)

Да, хорошая книга спасибо, в школе такие к сожалению изучают не часто в отличии от религиоведения...
Хочу только сказать что дополнительно тема силлогизмов, хорошо изложена (рассчитана для подростков 12-14 лет) в книге Льюиса Кэрролла История с узелками как раздел - Символическая логика.
[Профиль]  [ЛС] 

Sapere аude

Стаж: 11 лет 1 месяц

Сообщений: 928

Sapere аude · 28-Фев-14 03:31 (спустя 10 часов, ред. 28-Фев-14 14:05)

Amer_a писал(а):
63112679Да, хорошая книга спасибо, в школе такие к сожалению изучают не часто в отличии от религиоведения...
Пожалуйста. Однако, это не совсем школьная книга. Для старшеклассников (10, 11 класс) подойдёт, но для более младшего возраста - Виноградов. С.Н., Кузьмин. А.Ф. - Логика. Учебник для средней школы [1954, PDF, RUS]
По поводу религиоведения:
Л.Н. Толстой писал(а):
Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это, и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.
[Профиль]  [ЛС] 

Rangiriri

Top Seed 01* 40r

Стаж: 12 лет 2 месяца

Сообщений: 158

Rangiriri · 02-Янв-15 10:41 (спустя 10 месяцев, ред. 02-Янв-15 15:57)

Sapere аude писал(а):
63118778По поводу религиоведения:
Л.Н. Толстой писал(а):
Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это, и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.
В религиоведении нет ничего плохого. А во времена Толстого введение в образование религиоведения было делом довольно прогрессивным.
Цитата:
Лет 18 тому назад я участвовал в Москве в одном собрании, в котором обсуждался вопрос об расширении преподавания в духовных академиях, о введении в план преподавания сравнительной истории религии и большого количества философских предметов. Некоторые участники, особенно покойный В. А. Кожевников, так же как я, защищали значение сравнительного изучения истории религии, как и вообще значение науки и философии. Присутствовавший на собрании епископ, тогда ректор Московской Духовной Академии, человек сурового монашески-аксетического типа, сказал: что наука и философия, зачем они, когда речь идет о вечном спасении, или вечной гибели человеческой души. Он, конечно, был типичным принципиальным обскурантом из страха вечной гибели и жажды вечного спасения. Для него ничего другого не существовало. Таков был обскурантизм Архим. Φотия. Коммунисты — типичные обскуранты, потому что они одержимы страхом гибели коммунистической революции от сил контр-революции, и жаждут спасения ее в мировом масштабе. Поэтому они также не могут терпеть свободной науки и свободной философии, как и епископ, слова которого я привел. Свет и мысль рассеивают и мешают спасать от гибели единственную и верховную ценность. Оценки обскуранта всегда утилитарны, он не терпит свободного исследования истины.
Н. Бердяев - Обскурантизм // Путь, 1928. №13.
(заодно и про коммуняк, хе-хе)
[Профиль]  [ЛС] 

Skaramusch

Top Seed 08* 5120r

Стаж: 16 лет 7 месяцев

Сообщений: 15330

Skaramusch · 14-Мар-15 22:21 (спустя 2 месяца 12 дней)

Купил за 1 доллар сегодня издание 46 года. Написан ясно и понятно, отличный учебник!
[Профиль]  [ЛС] 

Spiritus_onis

Стаж: 16 лет

Сообщений: 1


Spiritus_onis · 18-Мар-15 15:49 (спустя 3 дня)

порезанное издание. сравните в изданием дореволюционным - https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4626558
1 глава
Логика и Психология
Итак, разница между психологией и логикой в отношении к процессу мышления может быть выражена следующим образом. Психология рассматривает мышление так, как оно есть; логика так, как оно должно быть. Психология рассматривает безразлично всевозможные роды мыслительной деятельности: рассуждение гения, бред больного, мыслительный процесс ребёнка, животного — для психологии представляют одинаковый интерес, потому что она рассматривает только, как осуществляется процесс мышления; логика же рассматривает условия, при которых Мысль может быть истиной, достоверной правильной. В этом отношении логика сближается с этикой, или наукой о нравственности, и с грамматикой. Подобно тому, как этика указывает законы, которым должна подчиняться наша жизнь, чтобы быть добродетельной, и грамматика указывает правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так логика указывает нам правила, законы или нормы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть правильным истинным.
(Норма от латинского слова norma – есть правило, которое показывает, как что-либо должно совершаться).
Психология есть наука описательная, потому что она описывает и объясняет, как совершаются в действительности умственные процессы; логика есть наука нормативная, потому что она указывает те нормы, которым мышление должно подчиняться.
[Профиль]  [ЛС] 

hyphy2010

Стаж: 14 лет 3 месяца

Сообщений: 24


hyphy2010 · 21-Фев-16 12:59 (спустя 11 месяцев)

Sapere аude, можно ли использовать этот учебник для ознакомления с базовыми понятиями, впоследствии отталкиваясь от них при изучении аналитической философии? С чем еще не помешает ознакомиться для занятия аналитической философией?
[Профиль]  [ЛС] 

ya_dimon

Стаж: 14 лет 4 месяца

Сообщений: 114


ya_dimon · 30-Янв-20 14:36 (спустя 3 года 11 месяцев)

Skaramusch писал(а):
67179808Купил за 1 доллар сегодня издание 46 года. Написан ясно и понятно, отличный учебник!
Электронную книжку сделать не сможете?
[Профиль]  [ЛС] 

CherDiDo

Стаж: 14 лет 9 месяцев

Сообщений: 16


CherDiDo · 19-Окт-20 09:42 (спустя 8 месяцев)

Sapere аude писал(а):
63118778
Amer_a писал(а):
63112679Да, хорошая книга спасибо, в школе такие к сожалению изучают не часто в отличии от религиоведения...
Пожалуйста. Однако, это не совсем школьная книга. Для старшеклассников (10, 11 класс) подойдёт, но для более младшего возраста - Виноградов. С.Н., Кузьмин. А.Ф. - Логика. Учебник для средней школы [1954, PDF, RUS]
В этом учебнике к сожалению много совковой пропаганды, которую сейчас скармливают людям не жившим во времена ссср, "как было прекрасно изамечательно во времена ссср..." вообщем скрармливают ложь
[Профиль]  [ЛС] 

dobraw

Стаж: 9 лет 7 месяцев

Сообщений: 14

dobraw · 20-Ноя-20 00:03 (спустя 1 месяц)

CherDiDo писал(а):
80248459
Sapere аude писал(а):
63118778
Amer_a писал(а):
63112679Да, хорошая книга спасибо, в школе такие к сожалению изучают не часто в отличии от религиоведения...
Пожалуйста. Однако, это не совсем школьная книга. Для старшеклассников (10, 11 класс) подойдёт, но для более младшего возраста - Виноградов. С.Н., Кузьмин. А.Ф. - Логика. Учебник для средней школы [1954, PDF, RUS]
В этом учебнике к сожалению много совковой пропаганды, которую сейчас скармливают людям не жившим во времена ссср, "как было прекрасно изамечательно во времена ссср..." вообщем скрармливают ложь
А можно поподробнее узнать о "совковой пропаганде" в учебнике Виноградова? Я просто не могу определиться, какой из двух выбрать: Виноградова или Челпанова. С одной стороны, первый был написан позже и вроде бы легче для понимания; с другой, второй второй был переиздан в СССР, в стране с диаметрально противоположной идеологией, что является хорошим показателем.
[Профиль]  [ЛС] 

cuneiform

Стаж: 16 лет 7 месяцев

Сообщений: 1036

cuneiform · 30-Май-23 21:42 (спустя 2 года 6 месяцев, ред. 30-Май-23 21:42)

Хочу заступиться за это издание, самое краткое и без занудства для полных дураков, типа от Льюиса Кэролла и других любых (дореволюционных и сталинистских) изданий. - Композицию можно проверить по аналогичному академическому изданию Логики для философов ИФ РАН РФ. - Минимализм. - Найдите тоньше и сообщите.
Там же краткий, неперегруженный список доп. литературы.
скрытый текст
Меня особо впечатлила книга подачи логики как работа полушарий.
Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. М.: Радио и связь, 1989.
Там же интересный список доп. литературы по мышлению левым и правым полушарием, в чем и разница мышления М и Ж.
Почему среди Ж не бывает гениев? Умных, да, но не гениев. И когда изучаем логику, что мы доверим левому полушарию, а что правому? Автор это дает.
[Профиль]  [ЛС] 

alein

Стаж: 17 лет 11 месяцев

Сообщений: 111


alein · 26-Авг-24 21:49 (спустя 1 год 2 месяца, ред. 26-Авг-24 21:49)

cuneiform писал(а):
84787671что мы доверим левому полушарию, а что правому?
Если вы способны изолированно работать правым либо левым полушарием по собственному выбору, снимаю шляпу. В интересах науки вас бы в поликлинику сдать, для опытов.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error