— Пол Андерсон, «Сумеречный мир»
Аннотация
Время — вскоре после Большой Ядерной Встряски: во всем мире руины, голод, варварство. Худшая беда из всех — остаточная радиация, вызывающая все увеличивающееся количество неправильных новорожденных. Число мутантов растет, и их способности выше человеческих. Среди нормальных людей зреет идея об их уничтожении. Если мутанты хотят выжить и стать продолжателями человеческого рода, они должны найти способ покинуть разрушенную землю.
— Александр Бачило, «Помочь можно живым»
Аннотация
Планета через сто лет после ядерной войны. Выжившие кучки людей дали кое-какое потомство, но о возрождении цивилизации говорить еще рано. Улисс и его соплеменники живут в замкнутой долине и медленно вымирают. Но похоже после недавнего землетрясения где-то в скальных массивах открылся проход. Ушли стада копытных, зато пришел свирепый хищник, который не боится никого.
Улисс отправляется на поиски прохода и попадает в ущелье, где нет радиации, жизнь кипит, а воду можно пить прямо из ручья.
А ещё он встречает там человека, уже сто лет ежечасно нажимающего кнопку, отменяя тем самым автоматический запуск ядерного комплекса, после которого на Земле не осталось бы и тех людей, что выжили.
— Дэвид Брин, «Почтальон»
Аннотация
Шестнадцать лет прошло с тех пор, как на Земле произошла атомная катастрофа. Позади остались Трехлетняя ядерная Зима, годы скитаний, эпидемий и голода. Теперь, вопреки анархии, вопреки варварству и жестокости нового века, начинается возрождение американской цивилизации из постъядерных руин. Лидером объединения становится Гордон Кранц – человек, называющий себя Почтальоном. Страна вновь обретет мир и единство, но прежде Гордону и его соратникам предстоит кровавая война с армией холнистов – отпетых головорезов, «мастеров выживания»..
— Альфред Ван Вогт, «Чудовище»
Аннотация
Чудовище — это человек. Последний человек на земле. Воскрешённый инопланетянами, он должен был быть убит вновь. Но он оказался не так прост. Владея тайнами, которые человечество унесло с собой в могилу, он смог стать опасным и загадочным монстром для пришельцев и тем, кто возродит человечество.
— Вернор Виндж, цикл «Сквозь время»
Аннотация
Вернор Виндж твёрдо верит, что развитие человечества идёт по экспоненте. А раз так, то как-нибудь в один момент экспонента неизбежно схлопнется, перейдёт в вертикаль. Только вот все ли будут к этому готовы? Качественные и очень сильные романы, поднимающие сразу несколько общечеловеческих проблем.
— Курт Воннегут, «Галапагосы», «Колыбель для кошки»
Аннотация
Галапагосы:
В «Галапагосе» рассказывается, с точки зрения призрака упомянутого Леона Траута, история последних дней современной цивилизации, какой она видится спустя миллион лет после происшедшего. После всемирной катастрофы в живых остается горстка людей, которые высаживаются на один из островов архипелага Галапагос. Где живут, мутируют и превращаются в некое подобие мыслящих рыб. Главное отличие бедолаг, которым повезло, от нас состоит в том, что они живут и мыслят намного проще: главным врагом человечества, по Воннегуту, являются слишком большие мозги, коими наделены современные люди.
Колыбель для кошки:
Послушайте – когда-то, две жены тому назад, двести пятьдесят тысяч сигарет тому назад, три тысячи литров спиртного тому назад… Тогда, когда все были молоды… Послушайте – мир вращался, богатые изнывали от глупости и скуки, бедным оставалось одно – быть свободными и умными. Правда была неправдоподобнее всякого вымысла. Женщины были злы и красивы, а мужчины – несчастны и полны глупых надежд. И крутилась, крутилась жизнь, запутывалась все сильнее – как дикая, странная игра по имени «Колыбель для кошки»…
— Гарри Гаррисон, «День после конца света» — ироническая фантастика.
Аннотация
Планета Земля была взорвана, и на маленький сохранившийся участочек земли высадились чудом выжившие мужчина и женщина, бывшие космонавтами. Обдумывание возрождения рода человеческого прерывает появившийся инопланетянин. Он рассказывает им историю, которая побудила его на уничтожение целой планеты. Обуреваемые ненавистью и чувством мести, они убивают мирного «зелёного человечка» решая уничтожить в ответ всю их планету…
— Дмитрий Глуховский, "Метро 2033,2034".
Аннотация
Метро 2033:
Они живут в московском метро. Наверху — зараженная радиацией территория, внизу — глубокие подземелья, в которых обитает ужас. Людям, выжившим в глобальном катаклизме, остались лишь обитаемые станции поселки и необитаемые перегоны, связывающие станции между собой. Существовать в таких условиях тяжело, но выбора нет. Артем, житель ВДНХ, вынужден отправиться в рискованное путешествие по московскому метро, чтобы спасти свою станцию от нашествия мутантов. Монстры и мародеры скрываются в темноте туннелей, звучат во мраке голоса мертвых, неслышно перемещается за стенами гигантский червь. Автоматные очереди то и дело разрывают тишину. Путешествие будет опасным..
Метро 2034:
2034 год.
Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью истреблено. Радиация делает полуразрушенные города непригодными для жизни. А за их пределами, по слухам, начинаются бесконечные выжженные пустыни и дебри мутировавших лесов. Но никто не знает наверняка, что там.
Они живут в Московском метро — самом большом из когда-либо построенных противоатомных бомбоубежищ. В последнем убежище человечества. Все они оказались в метро в тот день, и это спасло им жизнь
— Ив Дермез, «Мальчик»
Аннотация
После ядерной катастрофы на Земле устанавливается диктатура, которая жестоко преследует тех, чье мозговое излучение превышает некую «норму». Под уничтожение попадают не только выжившие после катастрофы, но и «пришельцы» с сохранившихся колоний...
— Дафна Дюморье, «Птицы»
Аннотация
Филиппа, который рано потерял родителей, воспитал двоюродный брат Эмброз. Этих людей связывают не только родственные чувства, но и безграничная любовь к поместью, в котором они живут весьма уединенно. Но привычное существование прерывает отъезд Эмброза на лечение во Флоренцию, где он неожиданно влюбляется и женится. А потом внезапно умирает. Филипп пребывает в полной растерянности, так как перед смертью в своих письмах Эмброз пытается сообщить, что его отравила жена. Но так ли это? Новая родственница, которая вскоре появляется в поместье, совершенно не похожа на отравительницу. Более того, Филипп бесконечно очарован и покорен кузиной Рейчел, хотя сомнения не покидают его. Кто же эта прекрасная незнакомка: жертва ревности старого мужа или хитрая, расчетливая преступница?
— Филип К. Дик, «Вторая модель», «Доктор Бладмани»
Аннотация
Вторая модель:
Далекое будущее. Идет кровопролитная война между США и так называемым азиатским анклавом. Перевес переходит на сторону США, потому как их ученые изобрели новое эффективное средство в борьбе против противника — самоуправляемых роботов под названием «когти». У азиатов нет противоядия против этих смертоносных механизмов, и они уже готовы сдаться на милость победителей, когда выясняется, что самим американцам грозит опасность и гибель. И все из-за загадочных смертоносных роботов, которые начали выпускать их автоматизированные заводы по производству «когтей», а точнее из-за ВТОРОЙ модели данного робота, которая ничем не отличается от человека…
Доктор Бладмани:
Перед нами вновь будущее - но на этот раз "альтернативное", в котором мир пережил ядерную войну в начале 1970-х годов.
— Генри Каттнер, «Лучшее время года»
Аннотация
В прекрасные майские дни в городе, в котором жил Вильсон, появились необычные люди. Казалось, они уверены в том, что земной шар вращается по их прихоти, каждая линия их одежды дышала совершенством, голоса отличались почти невероятным изяществом...
Эти люди стали арендовать соседние дома на одной из улиц...
— Стивен Кинг, «Туман», «Противостояние» («Армагеддон»), «Тёмная башня»
Аннотация
Туман:
Туман пришел в маленький провинциальный городок — ровно бы ниоткуда. Туман сгустился над узенькими улочками, вполз в окна домов. А из тумана вышла — смерть.
Смерть многоликая, вечно голодная, вечно жаждущая человеческой крови! Смерть, имя которой — полчища монстров, слишком страшных не то что для реальной жизни — для кошмарного сна.
Смерть, уносящая все новые и новые жизни...
И теперь горстка чудом уцелевших храбрецов укрылась, как в осажденной крепости, за пока еще — пока еще! — безопасными стенами супермаркета. Но из безопасного крошечного бастиона человечности рано или поздно придется выйти — в смертельную схватку с кошмаром...
Противостояние:
Из секретной лаборатории министерства обороны США в результате трагической случайности вырвался на свободу опаснейший вирус. Последствия оказались катастрофическими - страна почти обезлюдела. Немногие уцелевшие разделились на два лагеря: одни остались верны идеалам прошлого, другие примкнули к загадочному Черному Человеку, который стремился к мировому господству. Так началось противостояние...
Тёмная башня
Юный Роланд — последний благородный рыцарь в мире, «сдвинувшемся с места». Ему во что бы то ни стало нужно найти Тёмную Башню — средоточие Силы, краеугольный камень мироздания. На долгой и опасной дороге его сопровождают люди из реального мира — мелкий воришка-наркоман и женщина с раздвоенным сознанием. Путникам противостоит могущественный колдун — «человек в чёрном», некогда предсказавший Роланду судьбу по картам Таро…
— Саке Комацу, «Гибель Дракона»
Аннотация
Современному человеку всего несколько десятков тысяч лет. Так что никто не знает, какие невиданные явления могли происходить ранее, в эпохи, удаленные от нас на десятки миллионов лет. Да и сейчас еще не все следы изменений земной коры полностью изучены. Ведь всего за последние десять лет выяснилось, что ось вращения Земли перемещается, что магнитный полюс Земли за четыреста тысяч лет полностью переместился в противоположную сторону, что геомагнетизм, непрерывно сокращаясь в течение двух тысячелетий, совершенно исчезнет, в результате чего вся биосфера попадет под прямую бомбардировку космических лучей, особенно под прямое облучение частицами с высоким электрическим зарядом, излучаемыми Солнцем. Что касается наших знаний о Земле – мы знаем не больше того, если бы царапнули ее ноготком.А если мы не представляем себе, что происходило в прошлом, и недостаточно знаем о настоящем Земли, то будущее…
— Стерлинг Ланье, «Путешествие Иеро», «Иеро не дают покоя»
Аннотация
Путешествие Иеро:
В седьмом тысячелетии от Рождества Христова мир, с трудом оправившийся от глобальной ядерной катастрофы, стоит на грани окончательного уничтожения. Аббатства Канды, хранители знаний, последняя надежда человечества, снаряжают в путь лучшего из своих людей — телепата Иеро Дистина на поиски оружия для борьбы с их главным врагом — Нечистым и его воинством мутантов...
Иеро не дают покоя:
Изменилось все. Флора-фауна-люди. Появились другие разумные — союзники и враги. Люди разобщены. Точно известно о Кандианском союзе (Канада), что-то о бывшей Латинской Америке. Более ничего. Идет борьба за будущее человечества, за направление его развития. Опять во тьму?
— Станислав Лем, «Дневник, найденный в ванне», «Футурологический конгресс»
Аннотация
Дневник, найденный в ванне:
Записки человека неогена - один из наиболее ценных культурных памятников древнего прошлого Земли. Происхождение их относится к периоду расцвета предхаотической культуры, предшествовавшему великому Распаду.
Ироническим парадоксом истории предстает тот факт, что о цивилизациях раннего неогена, о пракультурах Ассирии, Египта, Греции мы знаем неизмеримо больше, нежели о предатомистических временах и периоде ранней астрогации. Ибо древние культуры оставили после себя прочные памятники из кости, камня, керамики и бронзы, в то время как в среднем и позднем неогене для увековечивания всей совокупности знаний служила так называемая бумага.
Эту непрочную белую субстанцию, производную целлюлозы, скатывали в рулоны, а затем разрезали на четырехугольные листки, на которые с помощью черной краски наносили самую разнообразную информацию, после чего листки эти складывали в стопки и особым образом сшивали.
Для того, чтобы понять, как же дошло до Великого Распада, этой катастрофы, в течении недели уничтожившей культурное достояние веков, необходимо заглянуть на три тысячелетия в прошлое.
В те времена не существовало ни метамистики, ни техники кристаллизации информации. Все функции сегодняшних памятователей и гностеров выполняла бумага. Правда, существовали уже зачатки механической памяти, однако это были огромные и неудобные в обращении машины, которые, впрочем, использовались только в узких и специальных целях. Называли их "электронными мозгами", вследствие того же самого, лишь в исторической перспективе понятного, преувеличения, находясь в плену которого древние зодчие Малой Азии считали башню святилища Баа-Бек достигающей неба.
Футурологический конгресс:
«Футурологический конгресс» — это обсуждение самых последних достижений человечества, высказывание футурологических прогнозов и предложение новых изобретений на всеобщее обозрение. На таком конгрессе и выпала честь присутствовать знаменитому Ийону Тихому вместе с профессором Тарантогой.
— Уолтер Миллер, «Страсти по Лейбовицу»
Аннотация
Произошла война, цивилизация отброшена сильным пинком назад, возник негатив к науке, а слишком умных выскочек отправляли к праотцам. Лейбовиц — специалист по ядерному оружию, после холокоста потерял семью и ударился в религию. Основал орден католической церкви перед монахами которого встала задача сохранить те зерна знаний, что до войны двигали человечество вперед. Хотя монахи уже сами «не въезжали» в нюансы фундаментальных наук, ими двигала надежда, что вскоре эти знания помогут вернуться к прежним устоям. Со стороны писателя происходит попытка обручить науку и силу, религию и технологию.
— Алексей Пехов и Андрей Егоров, «Последний завет»
Аннотация
Привычного мира больше нет, есть только обломки минувшего: лежащие в руинах пустынные города, звери-мутанты и люди — разобщенные и сломленные. Спасти родной клан от фанатиков Новой веры, пройдя через сотни опасностей, предстоит разведчику клана Ветродувов Герману и его товарищам.
— Вячеслав Рыбаков, «Первый день спасения», «Зима», «Носитель культуры»
Аннотация
Первый день спасения:
Даже после тотальной ядерной бойни вожди расколотых на группировки остатков человечества продолжают готовить новую войну, как бы уже не умея и не желая уметь чего-либо иного, но совесть и здравый смысл людей, воплощенные в мальчике-мутанте, кладут конец вражде
Зима:
Начало конца. Смерть витает над миром. Одинокий человек с ребенком в умершем мире. Очень сильный и печальный рассказ.
Носитель культуры:
Остросюжетный и жуткий рассказ-притча о том, что при столкновении с государственным насилием в первую очередь гибнут именно настоящие таланты, ибо они — во всем, в том числе и в своих человеческих привязанностях, симпатиях и антипатиях настоящие, а их место, наконец-то получая право громко именовать именно себя «носителями культуры», занимают приспособленцы, плагиаторы, профанаторы.
— Братья Стругацкие, «Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света»
Аннотация
Пикник на обочине:
«Не так уж важно, кто были эти пришельцы. Неважно, откуда они прибыли, почему так недолго пробыли и куда девались потом. Важно то, что теперь человечество твердо знает: оно не одиноко во Вселенной». © Аркадий и Борис Стругацкие
Повесть рассказывает о том, как в реальную действительность вклинивается жуткий фантастический мир. После посещения Земли пришельцами на планете образовались Зоны. В эти места, где происходят непонятные вещи и обнаруживаются странные, смертельно опасные предметы, каждый раз рискуя жизнью, проникают сталкеры и «тащат оттуда все, что им удается найти». Сталкерство объявляется преступлением, но Рэдрик Шухарт нарушает закон. Загнанный в угол, желая отомстить всем, он стремится добраться до Золотого шара, исполняющего желания.
За миллиард лет до конца света:
В книге Братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» миниатюрное, в сущности, вторжение будущего — опять-таки безличного и анонимного — в настоящее приобретает еще более зловещие черты.
В этой повести ученый Дима Малянов приближается к решению какой-то научной загадки, как вдруг обнаруживает себя в окружении странных и страшных совпадений. К нему приходит следователь, сначала допрашивающий об обстоятельствах внезапной гибели соседа, а потом, в сущности, обвиняющий Диму в том, что он этого соседа убил; в квартире внезапно появляется, а потом исчезает ошеломительная одноклассница жены; внезапно приезжает с юга сама жена, вызванная тревожной телеграммой, и находит в спальне трусики уже успевшей исчезнуть «одноклассницы»; подобные странности происходят и с близкими друзьями... Как выясняется позже, таким образом сверхцивилизация Странников пытается предупредить Диму, а точнее, запретить ему двигаться в том направлении, которое он обнаружил, решая свою научную задачу, ибо это может нарушить «гомеостазис вселенной».
Но в этой повести поражает атмосфера страха, возникающего из ниоткуда, ощущение хрупкости устойчивого, казалось бы, порядка вещей и легкости, с которой могущественные силы могут скомпрометировать порядочного человека, убедительно доказать, что ты участник какого угодно преступления, или просто довести до самоубийства.
Действия сверхцивилизации в этой повести подозрительно напоминают практику компрометации, активно используемую КГБ в 1970-1980-е годы. Как пишет И. Ховелл, «типичный герой Стругацких по-прежнему ест, пьет, шутит в промежутках между научными запоями, но шутки его становятся все мрачнее, отражая новую для героя Стругацких ситуацию: ситуацию маленького человека, сражающегося против невыразимо превосходящих его возможности сил ради того, чтобы сохранить свободу и личное достоинство именно в той сфере жизни, которую он до недавнего времени мог с полным правом назвать своей собственной — в сфере науки».
— Джордж Стюарт, «Земля без людей»
Аннотация
Произошла катастрофа. Весь мир мертв. Лишь один человек, отправившийся в горы – выживает, будучи укушенным змеей. Яд змеи оказывается противоядием от дел рук человеческих. Выживет ли он? Есть ли другие?
— Уолтер Тивис, «Новые измерения»
Аннотация
В тот вечер Фарнзуорт изобрел новый напиток – пунш-глинтвейн с джином, настоянным на ягодах терна. Способ приготовления был столь же нелеп, как и название: раскаленную докрасна кочергу надо сунуть в кружку с теплым красноватым джином, потом всыпать туда же корицу, гвоздику и сахар, а потом выпить эту идиотскую смесь. Тем не менее, как иной раз бывало с идеями Фарнзуорта, результат получился неплохой. После третьей порции напиток показался мне вполне терпимым.
Когда Фарнзуорт, наконец, положил дымящуюся кочергу в камин, чтобы опять раскалилась, я удобно откинулся на спинку большого кожаного кресла, которое хозяин собственноручно реконструировал (если нажать кнопку, оно укачивает …
— Сергей Тармашев, "Древний" трилогия.
Аннотация
Тринадцатый. Этому необычному человеку суждено внести серьезные коррективы в историю Человечества.
— Конни Уиллис, «Письмо Клири»
Аннотация
Маленькая девочка живет с семьей далеко в горах. Ее папа запрещает ей шляться по дорогам и оставлять следы на снегу, а старший брат раньше чуть не пристрелил по ошибке из винтовки, когда увидел ее силуэт в лесу поздно вечером. Девочка шла со старой почты, где любила копаться в старых письмах и журналах среди упавших книжных шкафов и мусора, которым играл ветер. Однажды она приносит домой недоставленное письмо от тети Клири, которое та написала много лет назад. Семья вскрывает конверт и на несколько минут погружается в мир, который они потеряли…
— Джон Уиндем, «День триффидов», «Отклонение от нормы»
— Филипп Фармер, «Пробуждение каменного бога», «Летающие киты Исмаэля»
Аннотация
День триффидов:
Однажды небо Земли осветили зеленые падучие звезды — планета прошла через облако странных кометных осколков (а может быть, просто взорвалось на орбите что-то секретное военно-космическое?). Почти каждый человек вышел посмотреть на чудесное зрелище, и все они наутро проснулись слепыми. Зрячих осталось так мало, что они могли лишь наблюдать быструю смерть городов и бежать из них, куда глаза глядят.
Трагедию осложнила вторая беда — ходячие растения триффиды, кем-то выведенные лет за двадцать до того и ценимые как источник масел. То, что они обладали ядовитым жалом и слабым подобием разума, мало волновало людей до всемирной катастрофы. Но, как сказал один из персонажей книги: «Отнимите у нас зрение, и наше превосходство исчезнет».
В результате зеленые звезды разрушили существующую цивилизацию, а триффиды едва не привели к полному исчезновению Homo sapiens с лица Земли. Через несколько лет лишь редкие кое-как выжившие фермерские общины осаждаются полчищами триффидов, которым не страшны ни пули, ни минометы, и только огнеметная струя ненадолго отгоняет этих «растительных хищников». И плюс к этому — куча других проблем социального характера: как жить дальше, по технологическому или по феодальному пути идти, каковы моральные приоритеты в изменившемся мире и так далее…
Именно катастрофа свела и познакомила двух человек, случайно сохранивших зрение, — Уильяма Мэйсена и Джозеллу Плэйтон, — дала им полюбить друг друга и вновь разлучила. Удастся ли им встретиться вновь?
Летающие киты Исмаэля:
Раненый белый кит ушел под воду и утянул за собой загарпунившее его китобойное судно. Спасся только матрос Исмаэль, который больше суток проплавал на странном древнем саркофаге, вынырнувшем из-под воды при крушении судна. Исмаэля подобрал другой китобой, но и его плавание закончилось трагически — судно попало во временную дыру и очутилось в далеком будущем Земли. И опять уцелели только Исмаэль и саркофаг.
В странный мир попали они: моря стали настолько солеными, что в них не осталось жизни; Луна подошла так близко к Земле, что приливам стала подвержена земная твердь; люди, в странном симбиозе с растениями, позволяют им питаться своей кровью; животный мир очень сильно видоизменился и большей частью перебрался жить в атмосферу. Киты, акулы и планктон летают теперь в воздухе с помощью газонаполненных пузырей.
Рыбацкие суда тоже летают и охотятся на летающую дичь с целью пропитания и кормления животных, вырабатывающих газ.
Один из таких воздушных китобоев подбирает Исмаэля и Намали — дочь правителя одного из городов, корабль которой тоже разбился при возникновении временной дыры. При следовании домой они узнают страшную весть — на город напали враги и оставшихся в живых едва хватит для выживания и возрождения города.
Тогда Исмаэль принимает на себя титул Большого Адмирала и берет бразды правления уцелевшими жителями в свои руки. Вспомнив забытые потомками знания 19 века, он готовит и блестяще проводит военную операцию против города врагов. Теперь, с позиции силы, можно поговорить и о перемирии...
— Роберт Хайнлайн, «Свободное владение Фарнхэма»
Аннотация
Во время ядерной бомбардировки разрушаются пространственно-временные связи, и предприниматель Хью Фарнхэм с семьей и друзьями проваливается в другой мир – то ли в параллельное пространство, то ли в далекое прошлое планеты Земля...
— Невил Шют, «На берегу»
Аннотация
В романе английского писателя Нэвила Шюта "На берегу" перед читателем предстают трагические моменты жизни последних людей, оставшихся в живых после атомной катастрофы
— Нэнси Кресс, «Самая знаменитая девочка в мире»
Аннотация
На пастбище близ маленького городка опустился космический корабль, в который доверчиво вошла случайно находящаяся там маленькая девочка Кира. Вошла и сразу стала Самой Знаменитой Девочкой в Мире. Груз этой знаменитости наложит печать на всю жизнь Киры. И не только на ее жизнь.
— Фредерик Пол, «Ферми и стужа»
Аннотация
После ядерной войны между Россией и США на Земле не осталось ничего, что хоть как-нибудь напоминало бы о былых временах. Количество локализованных поселений оставшихся в живых уменьшалось с каждым днем. Судьба свела маленького Тимоти с ученым Гарри Молибертом. Оба они потеряли свои семьи, что их сблизило. Оказавшись в Исландии среди лагеря беженцев, они пытаются выжить в условиях ядерной зимы.
Автор дает свою версию разгадки парадокса великого математика Энрико Ферми: «Почему инопланетяне никогда не выходили с нами на связь».