marinka_l · 23-Май-07 22:37(17 лет 7 месяцев назад, ред. 20-Апр-16 14:31)
Пиковая дама Год выпуска: 1916 Страна: Россия Жанр: Драма Продолжительность: 01:02:42 Перевод: Не требуется Режиссер: Яков Протазанов В ролях: Иван Мозжухин, Вера Орлова, Елизавета Шебуева, Татьяна Дуван, Поликарп Павлов, Николай Панов и др. Описание: «Пиковая дама» была создана в 1916 году на фабрике Ермольева. В те годы над фильмом работали не больше шести-семи дней. Протазанов снимал «Пиковую даму» – двадцать. Не считая предварительного этапа – создания сценария и эскизов декораций. Художником на фильме был Владимир Баллюзек, работавший с Александром Бенуа в Московском художественном театре над декорациями к спектаклям по «Маленьким трагедиям» Александра Сергеевича Пушкина. Мхатовская постановка (реж. Владимир Иванович Немирович-Данченко) произвела на Протазанова, любителя, ценителя и знатока театра, глубокое впечатление. 1916 год. Третий год Первой мировой войны. Целые состояния вырастают на биржевых спекуляциях и на военных подрядах, целые состояния развеиваются в дым. Кабаре, варьете, театры и кино переполнены. Эпоху характеризуют: «Что наша жизнь? – Игра», фразой из «Пиковой дамы», только не Пушкина, а Чайковского, – оперной. Характер Германна, написанный Пушкиным чуть не сто лет назад, становится современным. Протазанов трактует сюжет реалистически, вся история с призраком графини становится плодом больного воображения Германа (У Пушкина – «Германн», у Протазанова – «Герман», как в опере). Вообще, все, что видит сидящий в зале зритель, есть видение Германа. Протазанов – одни из первых режиссеров, попытавшихся раскрыть и показать внутренний мир героя. Для чего были использованы различные технические приемы. Оператор, Евгений Славинский, виртуозно работал со светом, точнее, с освещением: человеческих лиц, интерьеров, городских улиц. Камера была подвижна и следовала за героем, тем самым передавая его смятенное, беспокойное состояние. Прием был новый и не всем понятный. Один из рецензентов писал: «… оператор передвигается вслед за Германном, и потому на экране получились движущиеся комнаты, что резко нарушает общее впечатление художественной правдивости» (газета «Театр»). Но, в общем, фильм произвел на современников сильное впечатление. Вот выдержка из частного письма, хранящегося в Музее кино: «Постановка замечательная, играют (Герман – Мозжухин и т.д.) очень хорошо. Дело рук каких-то молодых художников. Идет это под музыку Чайковского. Кто ходит смотреть вторично что-нибудь в кинеме? А эта компания горит нетерпением увидеть еще раз…». Заглавную роль в фильме сыграл знаменитый актер русского немого кино Иван Мозжухин (он же сыграл у Протазанова в «Отце Сергии»). Мозжухин интересовался проблемами человеческой психики и, имея выразительную, «романтическую» внешность, умел передать психологическое состояние героя. Мозжухин был известен тем, что принимал участие в разработке сценариев своих картин. Протазанов считал, что сценарий «делается полновесным только в соавторстве с актером», он вообще был актерским режиссером, успешно работая практически во всех жанрах. Был великолепным комедиографом, но делал не комедии положений, а редкие тогда комедии характеров («Дон Диего и Пелагея», 1928, «Праздник святого Йоргена», 1930), снимал драмы и трагедии («Сорок первый», 1927, «Бесприданница», 1937), фантастику («Аэлита», 1924). В его фильмах играли выдающиеся актеры: Игорь Ильинский, Анатолий Кторов, Иван Москвин, Мария Блюменталь-Тамарина и другие. Впервые снялись у него Вера Марецкая, Ада Войцик, Николай Баталов, Михаил Жаров, Нина Алисова.
В 1916 году кино по отношению к другим искусствам было младенцем, только-только начавшим говорить. Широко обсуждались различные эстетические проблемы, встающие перед «младенцем», в частности, соотношение литературы (слова) и кино (движущейся фотографии). Впрочем, этот вопрос обсуждается до сих пор.
После выхода «Пиковой дамы» Протазанова фабрика Ермольева издала книгу, «Пиковую даму» Пушкина, с иллюстрациями – из фильма. Доп. информация: Известна история о том, как Яков Протазанов стал режиссером. Он работал в фирме «Тиман и Рейнгардт» одновременно: переводчиком (при операторе Витротти), кассиром, бухгалтером, реквизитором, помрежем и заведующим труппой. В 1911 году в небольшом ресторане актеры чествовали Протазанова. Один из них, Владимир Шатерников, спел популярную «Песнь каторжанина» о горькой доле рабочего. Протазанов тут же, в ресторане, записал содержание песни. Эта запись и стала сценарием, по которому Яков Протазанов снял свой первый фильм.
Всего в дореволюционном кино (то есть, до 1917 года, за шесть лет работы) Протазанов снял около восьмидесяти фильмов! Среди них – экранизации русской классики, «Войны и мира», «Бесов», «Пиковой дамы», «Отца Сергия». В картине присуствуют встроенные английские интертитры. Релиз группы "Феникс" . Рип: SadCat Качество: CamRip Формат: AVI Видео: 512x368 (1.39:1), 25 fps, DivX Codec 5.2.1 build 1328 ~1299 kbps avg, 0.28 bit/pixel Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, ~256.00 kbps avg
«Пиковая дама» Протазанова отдаёт готической жутью и напоминает страшилки Гофмана, недаром в центре истории немец. Человек из другого, рационального, чёткого мира, где не жертвуют «необходимым, в надежде приобрести излишнее», попадает в запредельную, чужеродную и абсолютно непонятную страну. И от этой русской нелогичности постепенно сходит с ума. Воображение Германна занимает «анекдот о трёх картах». И он начинает логически, шаг за шагом воплощать этот «анекдот» в жизнь. Однако логика здесь не действует. Здесь живые люди молчат, а мертвецы раскрывают тайны. Здесь вместо взятой карты оказывается другая. В общем, «умом Россию не понять». Протазанов, может быть, впервые в русском кино начал уходить от «литературщины»: в «Пиковой даме» он не пересказывает внешнюю фабулу пушкинской повести, а перекладывает её на язык кино. Знаменитый проход Германна по дому графини снят с движения. Достигается небывалый для того времени эффект присутствия. Само визуальное решение картины навеяно иллюстрациями к «Пиковой даме» Александра Бенуа. Протазанов расширяет и углубляет линию графини.
Графиня спит и видит сны. И в этих снах она молода, красива и влюблена. Германн тоже видит сны. В своих грёзах он богат и удачлив. В сознании старой графини прошлое сливается с настоящим. В сознании зрителя реальность с фантасмагорией. Мы как бы вместе с Германном переживаем его причудливое, чёрно-белое сумасшествие.
(Евгений Сулес. По материалам программы «Шедевры старого кино»)
Цитата взята отсюда
Большое спасибо - скачал сам и поставил на раздачу. Чертовски обидно, что в год столетия российского художественного кино никто не озаботился выпустить на DVD подборку классических русских немых фильмов. Зато очередной скандал в Союзе Кинематографистов замутили исправно...
Спасибо! Погляжу. Лично я вообще считаю Протазанова одним из величайших русских режиссёров-реалистов. Задолго до утверждения соцреализма, ему удавалось изображать в своих фильмах людей такими, какие они есть - во всех своих проявлениях. Но удивительно ещё и то, что фильмы его пронизаны какой-то горьковской любовью к человеку, особенно к маленькому, особенно к маленькому русскому человеку. Может из-за своей любви и сострадания к русским людям он и вернулся в СССР, где некоторые его не примут, но примут многие другие, прежде всего зрители. Его "Бесприданница" на мой взгляд остаётся и по сей день лучшей экранизацией Островского. Жаль, что теперь этого выдающегося режиссёра почти никто не помнит. Таких, как он нам нынче очень не хватает...
Отличная раздача, спасибище. Саундтрек отличный. Только советовал бы субтитры отдельным файлом дать =) Они иногда закрывают оригинальный текст =) (нет, проблем с пониманием нет, но было бы удобнее) Вотсъ =) Жаль, подновленное кино - титры на реформенном русском =(
Здравствуйте, уважаемые ценители кино)) У меня вопрос, где можно скачать Пиковую даму 1910 года (режиссёр - Чардынин, оператор - Форестье). Заранее спасибо)))
господа, скажите, что за музыка сопровождает фильм? качество записи довольно хорошее, но помехи, будто со старой пластинки. очевидно, она не хранилась с фильмом, но может это были ноты, по которым позже его озвучивали? музыка так чётко следует за эмоциями героя и сюжетом, что кажется, будто была написана специально для этого кинопроизведения. в описании есть упоминание о музыке чайковского, но всё же это мало о чём говорит, ведь совершенно очевидно, что дорожка написана или приспособлена именно к этой ленте. сказанное выше в полной мере относится и к этому кинофильму: https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=296166
Это шедевр, который я мечтала увидеть полжизни, а теперь, благодаря трекеру, отроческая мечта исполнилась.
Нет слов, чтобы выразить восторг от просмотра фильма! В такие минуты понимаешь, что прогресс - это добро
Такие чудные ленты сохранятся для потомства. Подумать страшно, что фильму 100 лет.
Фильм совершенно невороятный
И игра Мозжухина - это нечто а реакция на движущуюся камеру была, однако, занятная. Впрочем, это чуть ли не первый фильм, где она движется, так что впрочем некоторое неприятие ее зрителем вполне понятно
38109047господа, скажите, что за музыка сопровождает фильм? качество записи довольно хорошее, но помехи, будто со старой пластинки. очевидно, она не хранилась с фильмом, но может это были ноты, по которым позже его озвучивали? музыка так чётко следует за эмоциями героя и сюжетом, что кажется, будто была написана специально для этого кинопроизведения. в описании есть упоминание о музыке чайковского, но всё же это мало о чём говорит, ведь совершенно очевидно, что дорожка написана или приспособлена именно к этой ленте. сказанное выше в полной мере относится и к этому кинофильму: https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=296166
меня уже давно мучает этот же вопрос - вот в этом варианте к примеру качество аудио просто отличное - там и стерео и запись на уровне - сразу слышно что относительно недавно была сделана эта запись.. http://www.youtube.com/watch?v=SQQVsoYTGxs так кто же эти загадочные исполнитель и композитор?
38109047господа, скажите, что за музыка сопровождает фильм?
g4rdenian писал(а):
так кто же эти загадочные исполнитель и композитор?
Некто Neil Brand сочинил и исполнил звуковое сопровождение. Есть альтернативная раздача с полным DVDrip'ом, и там в начальных титрах это написано. DVD был подготовлен в 1991 году британцами, и музыка в то же время, видимо.