Жена для австралийца / Żona dla Australijczyka
Год выпуска: 1963
Страна: Польша
Жанр: Комедия
Продолжительность: 01:32:02
Перевод: Субтитры
Русские субтитры: есть
Режиссер: Станислав Барея / Stanisław Bareja
В ролях: Эльжбета Чижевска (Ханка Рембовска), Веслав Голас (Роберт Воланский), Эдвард Дзевонский (Михал Желязкевич), Лех Ордон (портье в отеле "Орбис"), Мечислав Чехович (капитан Клемент, кузен Роберта), Веслав Михниковский (Малиновский, любитель рыбок), Тадеуш Гвяздовский (водитель микробуса "Балт-Тур"), Ян Кобушевский (доставщик продуктов из "Деликатесов"), Казимеж Вихняж (председатель Гданьского горсовета), Станислав Вышинский (сотрудник горсовета и ЗАГСа), Богумила Олендзка (Эля)
Описание:
О ФИЛЬМЕ
И тогда, после выхода картины, и сейчас, спустя почти полвека, упреки в адрес режиссера суть одни и те же. Мол, если убрать все эти "мазовецкие" песнопляски, то получится как раз блестящая романтическая комедия. А так… . Ну, мешает этот "Мазовше", мешает, в натуре, смотреть кино. И вообще, "Мазовше" только для мазохистов. Однако так ли это на самом деле? Собственно, подобные картины в ту пору были не редкость в соцстранах. Давалось задание – запечатлеть такой-то музыкальный коллектив. Отбирали подходящие номера и под них создавали сценарий. И "Жена для австралийца" снималась по той же схеме. Сюжет строился так, чтобы втиснуть в него установленное свыше количество вокальных и танцевальных номеров знаменитого ансамбля. И, вероятно, эта картина так бы и канула в Лету, если бы не Станислав Барея.
Великий режиссер сумел, казалось бы, сделать невозможное. Он снял замечательную комедию, которую смотрят и будут смотреть еще много лет. И при этом выполнил все, что от него требовалось по линии "Мазовше", сумев показать этот выдающийся коллектив во всей его силе и красе. Да, картина снята, в определенной степени, как рекламный буклет. Но в этом ничего страшного нет. Тут все зависит от того, кто и как снимает этот буклет. Рязановские "
Итальянцы в России" – это тоже рекламное кино. Причем, даже не буклет, а русский сувенир. Типа матрешки или самовара. И ничего, пипл хавает. И будет хавать. К этим же парадным кинокартинкам можно отнести и михалковские "
Очи черные" с "
Цирюльником". Кстати, о Рязанове. Когда смотришь "Жену для австралийца", сразу на ум приходят подобные романтические комедии. И, в первую очередь, конечно, "
Ирония судьбы". А уж она-то под завязку набита музыкальными номерами, не несущими ни малейшей смысловой нагрузки и просто заполняющими экранное время…
Вспоминается, конечно же, и "
Кавказская пленница". Но я бы хотел остановиться на одной, довольно обособленной группе фильмов, в частности, советских, которые можно обозначить так – фильмы "
про иностранцев". Разумеется, под иностранцами я не подразумеваю агентов вражеских разведок – они проходят по другой категории, "про шпионов". Эти же иностранцы – люди исключительно приятные, милые. Хотя, конечно, немного наивные, поскольку (по своей дурости) не живут в СССР. Приезжают они как из соцлагеря, так и из прогнившего Запада. Как правило, и те, и эти свободно говорят по-русски. Потому что они "с корнями". И это правильно. А иначе как бы они (или их) понимали? Классическим примером первого является музыкальная комедия "
Алло, Варшава!". А второго – скандальный фильм для детей "
Иностранка", о котором я хочу сказать несколько слов. Всем сейчас известна трагическая судьба режиссера
Александра Серого, постановщика бессмертных "
Джентльменов удачи". После тюрьмы он долго не мог приступить к самостоятельной работе в кинематографе. Работал в паре с другими режиссерами. С Анатолием Бобровским он снял "
Выстрел в тумане", а в Одессе, со Константином Жуком – эту самую "Иностранку".
Сюжет "Иностранки", в общем, незамысловатый. Приезжает из Франции в Одессу бывшая эмигрантка (Рина Зеленая) и привозит с собой внучку 12 – 13 лет. Последняя сбегает и знакомится с местными ребятами. Как раз у них у всех каникулы, времени хоть отбавляй. Ребята, в свою очередь, знакомят французскую гостью с советским образом жизни. А она рассказывает им, как живет во Франции. Типа, а у нас в квартире газ, а у вас? А у нас подбили глаз, а у вас? Разумеется, по замыслу авторов все должно работать в пользу социализма. Но, увы, этого не прошло. Когда фильм вышел в прокат компетентные товарищи с ужасом обнаружили, что загнивающий французский капитализм выпирает из всех дырок, и, что самое страшное, юные зрители этот факт сразу подмечают. Картина была немедленно снята с проката и изъята из всех мест, где она находилась. Скандал больно ударил по Александру Серому и замедлил его путь в большой кинематограф.
В ленте же Станислава Бареи нет абсолютно никакой идеологии, хотя главный герой прибыл не откуда-нибудь, а из Австралии. Вообще, далекий континент представлен зрителям не капстраной, а некоей экзотической землей с кенгуру, утконосами и эвкалиптами. В Австралии живет солидная польская община, с которой поляки не порывали связи и во времена ПНР. Впрочем, это относится и ко всей Полонии (полякам, живущим вне Польши) в целом. В СССР постановка подобной картины была бы невозможна изначально, даже если бы главным героем был русский эмигрант. Поскольку речь идет о браке с иностранцем и отъезде вместе с ним за рубеж…
Станислав Барея собрал, как всегда, прекрасный актерский состав. В главных ролях выступили его любимые актеры Эльжбета Чижевска и Веслав Голас, с которыми он практически не расставался со своего первого режиссерского дебюта – комедии "
Муж своей жены". В дальнейшем актеры снимались порознь (встретившись, правда, в одной из серий "
Капитана Совы"). Веслав Голас неплохо справился со своей ролью. Вообще, только взглянув на его крестьянские руки, сразу понимаешь, что это действительно фермер. Что же касается Эльжбеты, то к ней вполне подходит высказывание тов. Сталина о Зое Федоровой на просмотре савченковской "Гармони" –
не выглядит деревенской, но играет недурно.
И тут надо сказать, что Эльжбета Чижевска в какой-то степени повторила судьбу своей героини. Через два года, в 1965 году она вышла замуж за американского журналиста
Дэвида Хэлберстама (первым ее мужем был выдающийся режиссер
Ежи Сколимовский). А еще через два года Дэвид был лишен аккредитации за критику режима Владислава Гомулки и выслан домой. Эльжбета уехала вместе с ним (в 1977 году они разошлись). В Штатах ее актерская карьера не сложилась. Хотя, время от времени, она появлялась в небольших ролях в кино и на ТВ. А также выступила на сцене Йельского театра в спектакле "Бесы" по Достоевскому, который поставил Анджей Вайда. В 80-х годах она вернулась в Польшу и иногда снимается в отдельных лентах. В 1987 году Юрек Богаевич по сценарию Агнешки Холланд снял в США художественный фильм "Анна", в котором отразились американские переживания Эльжбеты Чижевской и известной актрисы
Джоанны Пакулы, эмигрировавшей после "Пражской весны"…
Станислав Барея пригласил также на фильм трех блестящих комедийно-эстрадных актеров, выступавших в ряде известных кабаре –
Эдварда Дзевонского, Мечислава Чеховича, а также
Веслава Михниковского, которого все прекрасно помнят, как "
Ее превосходительство" в "
Сексмиссии" Юлиуша Махульского…
О ТЕПЛОХОДЕ "БАТОРЫ"
В фильме показан известный польский трансатлантический лайнер "Баторы", построенный в Италии в 1936 году. До 1939 года лайнер ходил рейсом Гдыня – Копенгаген – Нью-Йорк - Галифакс. А в самом начале войны, 5 сентября его команда сумела добраться до Нью-Йорка, а оттуда в канадский Галифакс. 19 сентября на судне вспыхнула забастовка, в ходе которой часть команды, включая и капитана, с теплохода была удалена. 23 декабря лайнер вышел в свой первый военный рейс и с конвоем направился в Глазго. На борту его была размещена 1-ая канадская пехотная дивизия. В дальнейшем теплоход совершил немало военных перевозок по Атлантике, пассажирских и транспортных. После войны он стал главным атлантическим лайнером ПНР, выполняя рейсы на канадской линии
Гдыня – Копенгаген – Саутхэмптон – Монреаль. В фильме Роберт отплывает на нем домой. Каким образом, авторы умалчивают. Можно лишь предположить, что плывет он только до Саутхэмптона. А там… . Впрочем, ему, скорее всего, предстоит вернуться обратно в Польшу.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В Гданьск к своему кузену, капитану дальнего плавания Клементу, приезжает на три дня из Австралии фермер Роберт Воланский. Задача у него непростая. За эти три дня найти себе жену и уехать вместе с ней обратно. Причем, желательно, чтобы она была крестьянкой. Перед уходом в плавание капитан Клемент поручает заботы о брате своему другу, редактору местной газеты Михалу Желязкевичу, который всюду вхож и все может. Редактор предлагает Роберту сходить на концерт ансамбля "Мазовше", гастролирующего в Гданьске. Ибо в нем имеется богатый выбор красивых крестьянок. Расчет Желязкевича оказывается верным. На концерте Роберт с первого взгляда влюбляется в солистку ансамбля Ханку Рембовску. Теперь очередь за малым – уговорить Ханку выйти за него замуж. Желязкевич узнает о том, что Рембовска, как натура романтическая, мечтает о том, чтобы ее похитил какой-нибудь рыцарь на белом коне. Он организует похищение девушки, в ходе которого Роберт привозит Ханку на роскошную виллу своего кузена…
Качество: DVDRip
Формат: AVI
Видео кодек: DivX
Аудио кодек: MP3
Видео: 1210 kb/s, 640x336, 25 fps, 0.225 bits/pixel
Аудио: 128 kb/s (64/ch, stereo) CBR, 48000 Hz