Планета. Евгений Гришковец Год выпуска: 2005 Жанр: Телеверсия спектакля Продолжительность: 01:57:17 Режиссер: Владимир Алексеев В ролях: Евгений Гришковец, Анна Дубровская Описание: Занимательная астрономия и кхе-любовь. «Планета» Евгения Гришковца. Возможно, вы уже слышали от своих знакомых: Евгений Гришковец поставил, наконец, спектакль про любовь. Дескать, до этого он ел своих собак («Как я съел собаку») и топил в тазике бумажные дредноуты («Дредноуты») в одиночку, а теперь рядом с ним на сцене впервые объявилась вдруг женщина. Живая, красивая, обыкновенная. Близкая настолько, что руку протяни и достанешь до ее волос, и вместе с тем бесконечно далекая, как чужая планета в черном небе.
Собственно, Гришковец в начале спектакля так публике ее и представит: чужая женщина в чужом окне. Так бывает – идешь по улице, а в светящемся окне мелькнул на мгновение чей-то профиль. Ты ее больше никогда не увидишь, и она тебя тоже. Это просто женщина. Это просто окно. Место, где свет.
Как и полагается недвижному центру мироздания, героиня Анны Дубровской расположится в самой середине сцены. За тем окном, где она живет, ничего особенного не происходит. Она то болтает по телефону с подругой, то, устроившись с ногами на диване, читает детектив Акунина, а мы вместе с Гришковцом, невидимые, наблюдаем за чужой жизнью.
скрытый текст
Гришковец говорит нам о чем-то своем, задевающем лично каждого, и одновременно, двигаясь по сцене немыслимыми орбитами, кругами ходит вокруг ее окна, будто она и в самом деле планета, а он спутник. Временами, пристроив воображаемого мотылька на конец длинной палки, он, осмелевший, влетает в круг ее абажура. А то и вовсе прикинется искусственным спутником земли, случайно залетевшим на огонек.
Любовь, любовь… И все-таки Гришковец, что бы там про него ни говорили, ставил свою «Планету» не о любви в регулярном значении этого слова. Как справедливо замечает он в какой-то момент спектакля, слово «любовь» ни один нормальный мужчина не в состоянии произнести, не кашлянув смущенно перед этим. Так что это получается и не любовь, а кхе-любовь какая-то.
Гришковец если и заводит речь о любви, то скорее о той, «что движет солнце и светила». В честном соответствии с названием своего спектакля он занимается почти что проблемами астрономии: удивленно исследует законы всемирного тяготения, подчиняющие себе не только орбиты планет, но и отношения мужчины с женщиной.
«Вот скажите, – спрашивает он, – бывало у вас такое? Сидишь себе с друзьями где-нибудь у костра и вдруг чувствуешь, что под тобой трава, которой оканчивается планета Земля, и ты вместе с этой планетой с огромной скоростью несешься в холодном и черном космосе».
Ощущение бешеного неостановимого движения, в которое закручивает маленького одинокого человека эта планета, Гришковцу и впрямь каким-то образом удается передать. Сев за воображаемый руль, он с ветерком несется по хайвею в пригороде Лас-Вегаса и совершает мрачный автопробег где-то в районе Челябинска. Мелькают разные географические названия, цифры на спидометре все увеличиваются, и вот уже Гришковец отрывается от планеты и, взлетев, несется над континентами в поисках любви.
Но любви, как выясняется, нигде нет – ни в Азии, ни в Африке, ни у пингвинов на Южном полюсе. И Гришковец, тормознув Землю, будто это самокат какой-нибудь, сойдет на своей остановке – в родном городе, где он, одинокий, снова будет идти мимо светящегося окна и снова увидит чужой женский профиль.
«Планета» еще раз подтвердила: Евгений Гришковец умеет с ошеломляющей легкостью сказать со сцены о самых важных философских материях и даже поставить научное знание на службу театру. Больше это не получается категорически ни у кого. Оно и понятно. Гришковец возник в нашем театре, как «беззаконная комета в кругу расчисленном светил», и у него свои орбиты.
Глеб Ситковский
Известия, 11 декабря 2001 года Качество: DVDRip Формат: AVI Видео кодек: DivX Аудио кодек: AC3 Видео: 688x512 (1.34:1), 25 fps, DivX Codec 5.2.1 alpha ~1500 kbps avg Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~160.00 kbps avg